Ура!!! Разум победил доп 11. 2. 24 г

Полковник Чечель
        На днях друг, летавший ранее много лет на ТУ-160, а в данный момент он, как опытный инструктор понадобился на ТУ-22м3, прислал письмо, в котором, среди прочих новостей, сообщил, что общался с испытателями, и от них узнал новость – на новых, модернизированных «Белых Лебедях» старый КПП-1 заменён на авиагоризонты с ОК (обратной индикацией – т.е. вид с земли на самолёт). Я от души порадовался за наших военных лётчиков. Наконец, здравая конструкторская мысль победила «дурню», которая возникла в голове одного генерал-лейтенанта – конструктора АО (авиационного оборудования). И лётчик-испытатель Лурье (Маркуша) пишет в своём последнем романе «НЕТ», как этот генерал, вопреки отрицательному заключению, который дали испытатели после завершения испытательных полётов, всё же протащил своё «детище» на борт некоторых истребителей, вертолётов  и бомбардировщиков. И потом многим лётчикам и экипажам это аукнулось «летальным исходом»!!!

     Чтобы пилоты и гражданские читатели поняли, почему я так обрадовался этой новости от друга, напомню некоторые моменты из своего рассказа «С каким  АГД нам летать»: Я уже писал, что когда  стал летать на КА-27, то просто поразился какой несовершенный, крайне сложный и неудобный на нём установлен главный пилотажный прибор, а именно КПП (авиагоризонт). Пока всё идёт хорошо, ночью и днём при полёте в облаках, когда идёт полностью приборный полёт, по нему ещё можно безопасно пилотировать. Но стоит лётчику попасть в сложную ситуацию – это «пипец», по нему вывести вертолёт в нормальное положение невозможно. Примеры? Их предостаточно, вот несколько:

      22.10.1988 года в районе Торжка, базы 344 ЦБП Армейской Авиации на полигоне примерно в 100 км от города разбился вертолёт КА-27пс. Экипаж в полном составе погиб. Официальная причина – потеря пространственной ориентировки из-за эргономических недостатков авиагоризонта.

     24.07.1988 года терпит катастрофу вертолёт КА-27пс пилотируемый майором Алтышкиным А.Т. – по этой же причине.

      26.02.1988 года Северный флот, катастрофа вертолёта КА-27пс, пилотируемого майором Сизовым П.П., который в условиях полярной ночи перевозил ещё семерых командиров на корабль, но из-за ошибки в технике пилотирования, которой способствовал указанный авиагоризонт, провалился ниже глиссады и «булькнул» в море.

      Это я взял навскидку примеры лишь одного года и одного типа ЛА, когда я с Балтики перевёлся служить в 33 Центр Морской авиации СССР в г. Николаеве. Кстати, катастрофа КА-27 капитана Горяева у нас на аэродроме Очаков, который  входит в состав Центра, тоже произошла в сентябре 1988 г., ночью в ПМУ над морем. Хотя там был отказ гибкого валика несущего винта, но несовершенство главного прибора во многом способствовала ошибке экипажа…   

                А Ви знаете, ШО ТАКэ "ПРОСТРАЦИЯ" ???

       Кстати, наверно, самое неприятное состояние после полного отказа управления лётчик испытывает именно при потере пространственной ориентировки в воздухе. В гарнизоне Когул на острове Саремаа в Эстонии, где я учился в 6-ом классе, мне показали воронку от падения истребителя МИГ-17. Лётчик, совершая полёт на морем в безоблачную, звёздную  фактических, потерял пространственную ориентировку и врезался в землю в перевёрнутом положении недалеко от школы. Всего один раз за всю мою лётную деятельность у меня был подобный случай. Я о нём никогда никому  не рассказывал, но видно настала пора поделиться. Дело было ночью в облаках. На фронтовом бомбардировщике ИЛ-28 я возвращался с полигона, звание - лейтенант, 3 класс, но летающий уже по уровню 2-го.

     Не буду вдаваться в детали, (кому надо, тот разыщет рассказ), но память до сих пор хранит то состояние «прострации», в котором я находился 4 – 5 секунд, когда оторвал свой взгляд от курсовых приборов и АРК-5, и увидел показания главных приборов пилотирования, а ведь с того эпизода прошло более 50 лет.

       Что я могу сказать об этом случае. Нам повезло, был запас высоты, и  у меня было время очухаться, чтобы понять, в чём дело,  это, во-первых, а во-вторых, из-за неточного самолётовождения по причине отказа локатора в облаках мы проскочили посадочный курс, и я двойное пересечение занятых другими самолётами эшелонов (сверху вниз и обратно) осуществлял с внешней стороны «коробочки», где самолётов не было. Но мне ясно, чтобы понять, что чувствует лётчик в момент потери пространственной ориентировки, надо в этом моменте побывать. Мне, например, понятно, почему командир экипажа «Боинга-737», разбившегося в Казани, не предпринимал никаких попыток вывести самолёт из пике, хотя эти действия очевидны, и запас скорости это уже позволял. Потому что, в стрессе «коэффициент обалдения» у лётчиков достиг 100%, они просто не воспринимали показания приборов, хотя на них и смотрели. И я не удивлюсь, если узнаю, что авиагоризонт на этом самолёте подобен тому, что установлен на самолётах ТУ-22м, ТУ-160, вертолёте  КА-27, т.е. с принципом индикации «с самолёта на землю».

      В своё время на страницах журнала «Авиация и Космонавтика» была целая дискуссия, посвящённая этому вопросу. Тогда я был «солопедом-лётчиком», имел опыт полётов всего на типах ла: (Л-29, ИЛ-28) и поэтому не мог иметь своего собственного мнения. Теперь, когда за плечами 37 лет лётной работы и опыт пилотирования 22-ух типов ЛА (летательных аппаратов), (Уточняю - 21-го типа ЛА: 7 ОФИЦИАЛЬНО, с записью в Лётную книжку: За 37 лет лётной работы освоил и летал на на 7-и типах ЛА: Л-29, ИЛ-28, ТУ-16к, ТУ-22м3, м2; корабельный вертолёт КА-27, на котором умудрился летать, не прерывая полёты на 22м3; потом был ЯК-18т и после армии отлетал (возил парашютистов "на работу", иногда прыгая сам, потому и совершил 823 прыжка) - 5 лет по выходным на АН-2 в Николаевской Областной Федерации Авиационных Видов Спорта.

      И 14 типов ЛА не официально, за коньяк, деньги или вообще "на халяву" по дружбе. (НАРП-1 убрал - память подвела. Он стоял у нас на стоянке аэроклуба "Икар", и я много раз сидел в его кабине: или с начальником ЛИС полковником Конаревым Николаем Юрьевичем, или с начальником АРЗ, полковником  Нечаевым Александром Семёночевым, который летал на этом самолёте, или с другом Владимиром Минеевым, который впоследствии на нём убился) - Вот и сложилось впечатление, что я имею понятие о его пилотировании...

     В обще же, у меня были периоды в жизни, когда на ИЛ-28, ТУ-16 приходилось много заниматься перегонкой ЛА - туда отгонишь, а обратно на транспортном борту, договариваешься с КВС и садишься в правое кресло: ЛИ-2, ИЛ-14, АН-26, АНТ-14 "Пчёлка", ТУ-134, АН-12, ТУ-154, МИ-8, "Зодиак", "Авиатика", "Савана", планер Бланик, "Вильга-35а" - ребята, пытающиеся меня в чём-то уличить. Вы "тупые, и серые, как штаны пожарника!!!"

     Дело не в количестве типов, на которых мне довелось держаться за РУС или штурвал, т.е. дело не в моей "крутизне", а в том, что я имею понятие об основных типах авиагоризонтов, стоящих на наших ЛА... И я на своей шкуре прочувствовал, как уродуются пилоты, а иногда и убиваются, по причине несовершенства Главных приборов пилотирования. Т.е. мне ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО, потому и пишу вновь о том, что меня волнует...
 
     Причём, с разными видами авиагоризонтов иногда приходилось летать в одну лётную смену на разных типах Ла, я со всей уверенностью могу сказать – «правильными», более надёжными и простыми для лётчика являются только авиагоризонты с принципом индикации «с земли на самолёт». Именно такие стоят на всех истребителях и других самолётах типа Л-29, ТУ-16 и т.д.

     Почему, я думаю,  что индикация с «земли на самолёт» является более правильной?

                ЗАЯЦ НА БАРАБАНЕ

      Независимо от версии, которой Вы придерживаетесь о происхождении человека: божественной (нас создал Бог), инопланетной (мы пришли со звёзд) и теории Дарвина (человек произошёл от обезьяны) – всё равно, человечество живёт уже несколько сотен поколений на земле, т.е. смотрит на все явления природы и общественной жизни, ощущая твёрдую опору под ногами.  Даже когда наш предок висел, ухватившись хвостом за дерево, земля была внизу, и относительно её, точнее линии горизонта, он оценивал положение своего тела в пространстве. Это у нас в генах многих и многих поколений!!!. А тут нас, пилотов, учёные авиапрома хотят убедить, что нам лучше смотреть не относительно твёрдой земли, а как будто мы никогда не были "обезьянами", перепрыгивающими с ветки на ветку, а сразу родились птицами и лётчиками.

        «Не вопрос»! Как зайца можно научить играть на барабане, так и лётчики – «способные ребята», могут летать с любыми приборами, которые сделает нам промышленность. Только надо ли это нам, и особенно, пассажирам, которые ежегодно гибнут в катастрофах в тех случаях, когда «заумный» авиагоризонт явился той последней «каплей», которая «переполнила чашу», и лётчик не справился? Самое печальное в этом вопросе это то, что, оказывается, даже когда все лётчики-испытатели написали отрицательный отзыв об авиагоризонте на вертолёте КА-27, он всё равно был принят промышленностью на вооружение. Об этом факте лично мне поведал «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» Николай Шкурко.

     В общем, как вывод, я поздравляю всех военных лётчиков с тем, что вопрос с авиагоризонтами, наконец, сдвинулся с «мёртвой точки», и на всех новых, принимаемых на вооружение типах ЛА будут стоять нормальные КПП или более совершенные. А там, глядишь, дело и до Гражданской авиации дойдёт. А пока желаю всем счастливого Нового года, дождаться  Победы России в  этой войне с Америкой и коллективным Западом, а пилотам и воинам, которые в ней участвуют, живыми и здоровыми вернуться к своим семьям…

     "Василий Васильевич, я буквально вчера общался с испытателями и лично видел, что на мониторе нового Ту-160 индикация авиагоризонта теперь станет именно по типу "Вид с земли на самолёт", что не может не радовать! Так что можно с радостью  констатировать, наконец промышленность повернулась к летчикам лицом, начала прислушиваться к их мнению, и многолетние споры и ломание копий по этому поводу подходят к концу..."
                Отправлено из Mail.ru для Android

     На фото - "ласточка" ТУ-16к, надёжная и безотказная, на которой автору довелось отлетать 14 лет. (фото взял на сайте одного из пилотов Морской авиации СССР).
    
     Велижанин Сергей
Сегодня, 13:47
Кому:вам,Александр Быхалови ещё 12 получателей

      На вех зарубежных ЛА, и Боингах и Аэрбасах, авиагоризонты стоят с "прямым принципом индикации", т.е. вид с самолёта на землю. и тот же принцип старательно внедряли в наши ЛА. Конструктивно это было проще, чем сделать подвижный силуэт самолёта относительно линии горизонта.
С уважением. Сергей В