045 Вифлеемская Пещера Рождества Западный берег ре

Виорэль Ломов
045 Вифлеемская Пещера Рождества (Западный берег реки Иордан, Палестина)

Раздел 3. Мистика подземного мира

Почему с подземным миром связано происхождение мистических культов, религий, мифов, легенд? Подземный мир — это окончание мира земного или его начало?

045 Вифлеемская Пещера Рождества (Западный берег реки Иордан, Палестина)


Вифлеемская Пещера Рождества (Святой Вертеп, Вертеп Рождества, Пещера Яслей и др.;;) — грот, в котором, согласно христианскому преданию, родился Иисус Христос. Величайшая христианская святыня находится под амвоном базилики Рождества Христова в Вифлееме, палестинском  городе на Западном берегу реки Иордан, в исторической области Иудея. Расположен в 10 км к югу от Иерусалима. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в светлый мраморный пол. Размеры пещеры, ориентированной с востока на запад: 12,3 ; 3,5 м и 3 м в высоту. Место Рождества находится у её восточной оконечности. В южной части пещеры расположен придел Яслей, где был положен спелёнатый Христос после рождения. В пещеру ведут две лестницы: северная — принадлежит католикам и южная — православным и армянам. Над местом Рождества находится мраморный престол, на котором православные и армяне совершают литургию. Католикам принадлежит придел Яслей, в котором находится Алтарь Благоговения. Освещается пещера электричеством, лампадами и свечами.

Евангелия от Матфея и от Луки описывают Вифлеем как место рождения Иисуса Христа. Когда о рождении «Царя Иудейского» узнал царь Иудеи Ирод I Великий, он приказал избить в Вифлееме всех младенцев в возрасте до двух лет. Святое семейство, предупрежденное ангелом Господним, успело скрыться в Египте. Некоторые исследователи называют местом рождения Иисуса Вифлеем Галилейский (Бейт Лехем ха-Глилит), но мы отдадим дань церковной традиции. Со временем Вифлеем превратился в один из главных центров христианского паломничества многих конфессий — православных, католиков, коптов, армян и др.

Древнейшими источниками, указывающими на пещеру, как на место Рождества, являются сочинение святого Иустина Философа «Диалог с Трифоном иудеем» и апокрифическое Евангелие от Иакова, написанные в 150-е гг. Через 100 лет об этом писал и греческий философ Ориген Адамант, впервые назвавший Иисуса Христа «Богочеловеком». На русском языке впервые описал Вертеп Рождества в начале XII в. игумен Даниил в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли».

В том, что для Рождества была выбрана эта пещера, христианские богословы видят акт Провидения, а светские казуисты считают, что Святое семейство оказалось в ней по стечению обстоятельств. Вифлеем был переполнен людьми, пришедшими по приказу римских властей на перепись населения. Деве Марии пришло время родить, а свободных мест в гостиницах не оказалось. Нашлось место в здании на первом этаже. Это и была пещера в скале, в которой хозяева, жившие на втором этаже, держали домашний скот. Говорят, что в этом хлеву содержали овец те самые пастухи, которые увидели Вифлеемскую звезду.

Первые христиане воздвигли над Рожественским вертепом маленькую церковь. Во время подавления римским императором Адрианом иудейского восстания (131—135 гг.) она была разрушена; в 325 г. при византийском императоре Константине Великом его мать святая равноапостольная Елена на этом месте построила храм, разрушенный в 529 г. во время восстания самаритян против Византии. Восстановленный императором Юстинианом I храм Рождества Христова действует и поныне. Его могли много раз уничтожить завоеватели, но чудесным образом этого сделано не было. В 614 г. персов остановила мозаика, изображавшая поклоняющихся Иисусу волхвов, одетых в национальные персидские одежды. В 637 г. арабов, ворвавшихся на конях в храм, изгнал вылетевший по усердным молитвам прихожан из каменной колонны рой ос, а через год халиф Умар ибн аль-Хаттаб и вовсе молился тут, обратившись лицом к Мекке. С тех пор мусульмане почитали место рождения Христа и совершали в этом храме свои молитвы. В VII в. внутреннюю часть Яслей под предлогом спасения от мусульман вывезли в Рим. Оставшаяся часть Яслей представляет собой обложенное мрамором углубление в полу в виде колыбели. В 1847 г. была похищена серебряная с позолотой, усыпанная драгоценными камнями звезда с 14 лучами, символизирующая Вифлеемскую звезду, на которой написано: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Тогда же на ее месте был установлен дубликат, изготовленный по приказанию и на средства османского султана Абдул-Меджида I.

В храм Рождества Христова ведут «врата смирения» высотой 120 см. Из храма по мраморным ступеням можно спуститься в Пещеру Рождества. Вход обрамлен двумя мраморными колоннами работы крестоносцев. «У двери грота — отверстие колодца. Туда, по традиции, упала звезда, за которой шли волхвы, и чистые сердцем могут увидеть ее».

В Вифлееме Рождество отмечают 2 раза: христиане западной, латинской традиции празднуют 25 декабря, православные христиане — 7 января. 

Сегодня церковь находится под управлением трех христианских церквей — армянской, римской католической и греческой православной, поделивших пространство храма и время отправления службы. Ремонтные работы в разное время проводились на средства правителей Российской империи, Греции, Англии, но вот починить прогнившую крышу, установленную еще в XV в., из-за разногласий пока не сподобились.

Многих людей волнует вопрос, почему Иисус родился не в царских палатах, а в хлеву? Ведь он Богочеловек! Ответ есть в Евангелии от Марка (9:35): «..кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Короче: будь смирен. Есть ответ и у многих теологов. Исчерпывающий — у святителя Николая Сербского (Николы Велимировича):

«Не существует многих городов и государств, где родились великие люди, а Христова святая пещера в Вифлееме стоит, стоит и свидетельствует. Знай и это: так же как Тело Его — дом души Его — не от человека, но от Бога Духа Святаго, так и дом Тела Его — пещера Вифлеемская — не от человека и не от рук человеческих, но от Бога Творца и Промыслителя. Он создал ее прежде человека и, сотворив, приготовил ее для временного Своего обитания, чтобы прийти и посетить потомство Адама и Евы. И еще: для вечного свидетельства о пребывании Его на Земле.

Пусть не удивляет тебя, что Господь избрал такое скромное место для Своего рождения. То, что для людей высоко, мерзость пред Господом. Мерзостью пред Господом был дворец кесаря в Риме, ибо воистину был разбойничьим вертепом преступлений и разврата. То же, что презираемо и ничтожно перед людьми, Господь часто избирает и прославляет. Это — образ действий Всемудрого. Так Он избрал рыбарей в апостолы и пещеру колыбелью Своей».

Фото из  Интернета
Храм Рождества Христова в Вифлеемской Пещере.