Ч. 53 Итоги набеговых операций

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/01/04/721

Из немецких источников известно, что отряд кораблей атаковало авиационное подразделение III/St3. Командовал атаковавшей эскадрильей австриец обер-лейтенант Хуберт Пёльц, у которого было прозвище «Истребитель кораблей».
 
Немцы сообщали, что их атаки, невзирая на слабое советское авиационное прикрытие кораблей, проходили почти беспрепятственно.

В первом налёте участвовали 8 Ju-87D, во втором – 14, в третьем - 17, в четвёртом  - 25. «Беспощадный» потопил лично Хуберт  Пёльц. Этот лётчик имел огромный боевой опыт.

Ранее он воевал на Средиземном море и в Африке. Совершил свыше 1000 боевых вылетов. У немцев таких пилотов было только 39 человек. Пёльца сбивали четыре раза и три раза ранили.

Любопытна судьба этого человека. После войны он занялся бизнесом, создал преуспевающую компанию со штатом сотрудников 1400 человек, а в 1961 году снова поступил на службу в звании капитана.

В 1982 году он уволился и опять занялся бизнесом. 7 января 1994 года Хуберт Пёльц во время отпуска в Испании бесследно исчез. В 2002 году его официально объявили мертвым.
 
Для спасения экипажей погибших эсминцев и лидера выслали сторожевые и торпедные катера, тральщики и гидросамолёты. Спасли 112 человек, из них 20 офицеров и 92 человека старшинского и рядового состава.

Погибли  733 человека, из них 36 офицеров и 697 человек старшинского и рядового состава.

Погиб и командир «Харькова» капитан 2 ранга Пётр Ильич Шевченко. После гибели корабля он плавал, удерживаясь за матросскую койку, вместе с Горшениным и замполитом «Способного» капитан-лейтенантом Шварцманом.

Когда стали рваться глубинные бомбы на уходившем на дно «Харькове», их разметало в стороны.

Последний раз Петра Ильича Шевченко видели надувающим резиновую лодку, сброшенную с самолёта. Командиры «Беспощадного» и «Способного» капитан 2 ранга Виктор Александрович Пархоменко и капитан 3 ранга А. Н. Горшенин спаслись.

Во время отражения атак самолётов противника на кораблях личный состав вёл себя исключительно мужественно. Никакой паники не было и когда гибли корабли.

Я прочитал книгу «Морские драмы Второй мировой», написанную журналистом и моряком капитаном 1 ранга  Шигиным Владимиром Виленовичем, к творчеству которого отношусь с большим уважением.

В ней он пишет об этом трагическом походе и поведении моряков, оказавшихся в холодной воде, покрытой мазутом, который вытек из погибших кораблей. По словам В. В. Шигина, тома, относящиеся к этой трагической операции, до настоящего времени остаются засекреченными.

Но кое-что он рассказал, основываясь на сведениях, полученных из первого тома, с которым ему разрешили познакомиться.

Многих людей, о которых пишу, чьи фамилии вошли в историю Черноморского флота, я знал лично, поскольку они бывали у нас дома, а с детьми других флотских руководителей я учился в одном классе севастопольской школы № 3 и много разного знал от них, бывая у ребят в их доме.

Кое-что слышал и от родителей, которые, хотя и старались не вести при мне  никаких разговоров, касающихся службы и знакомых, но иногда я слышал эти беседы.
Считаю себя не вправе давать личностные оценки на основе того, что знаю.

Все мои знания уйдут со мной в небытие. Я ограничиваюсь только констатацией фактов. Владимир Виленович Шигин, без сомнения, прав, что об этом походе раньше рассказывалось скороговоркой и без подробностей, либо вообще умалчивалось.

После представления капитаном 2 ранга Негодой рапорта командующему эскадрой и командующему флотом обо всех событиях в походе офицера арестовали. Трудно сказать, что было бы с ним дальше, но наша жизнь непредсказуема.

Сталин захотел из первых уст узнать о происшедшем. Капитана 2 ранга доставили в Москву к Верховному главнокомандующему. Сталин выслушал подробный рассказ моряка о действиях отряда эсминцев и спросил, как же получилось, что Негода погубил три корабля.
 
Ответ  капитана 2 ранга, что он спасал людей, как учил товарищ Сталин, спас ему жизнь. Его отправили служить на Тихоокеанский флот. Окончил службу Григорий Пудович Негода в звании контр-адмирала.

Корабли Черноморского флота за три артиллерийских набега, совершённых в течение войны потопили четыре транспорта суммарным тоннажем порядка  3000 тонн, а потеряли при этом два лидера, два эсминца и лишился кормы крейсер «Молотов».

Но поплатился за такой провал только начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Иван Дмитриевич Елисеев. Его понизили в звании до капитана 1 ранга и назначили в распоряжение Управления кадров.

Главным врагом кораблей во Второй мировой войне была авиация. Это стало очевидно после потопления японскими торпедоносцами линкора «Prince of Wales» и тяжёлого крейсера  «Repulse» во время боя в Сиамском заливе 10 декабря 1941 года.

Немецкие лётчики потопили за время войны на Чёрном море крейсер «Червона Украина», лидеры «Ташкент» и «Харьков», эсминцы «Свободный», «Безупречный», «Беспощадный», «Бдительный», «Способный», «Смышлёный», «Фрунзе».

Они повредили с выводом из строя на длительный срок крейсеры «Молотов» и «Ворошилов».  Лидер «Москва» погиб от подрыва на мине и обстрела береговой батареи.

После этого последнего похода, окончившегося гибелью трёх кораблей, Сталин запретил использовать при проведении боевых операций большие корабли без его разрешения.

Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в своих воспоминаниях написал: «На войне потери неизбежны, но случай с тремя эсминцами ничем нельзя оправдать».

Немецкий «москитный флот» действовал гораздо успешнее нашего мощного Черноморского флота. На море воевали не лучше, чем на суше. А чему удивляться?

Перед войной перестреляли и пересажали массу командиров разных степеней, от маршалов и дальше вниз по цепочке. На Черноморском флоте, начиная с 1937 года, по этой причине сменились шесть командующих флотом. Сейчас усердно отмывают  от крови Сталина, организатора этих репрессий.

В 1939 году седьмым командующим был И. С. Юмашев, который командовал флотом всего три месяца, а потом его сменил Ф. С. Октябрьский.
 
Страх перед Сталиным сковывал действия командиров высшего звена, а те, кто стояли по служебной лестнице ниже, боялись своих начальников, а не противника, поэтому выполняли даже откровенно неумные приказы, опасаясь проявить инициативу, которая у нас всегда была наказуема.

Учились воевать в ходе войны. Поэтому все мемуары военачальников заполнены не описанием своих удачных полководческих решений, а рассказами о подвигах рядовых солдат, матросов, офицеров, благодаря героизму которых и удалось победить, умалчивая, что победили ценой невероятных потерь из-за непрофессионализма военачальников.

Продолжение http://proza.ru/2023/01/06/1397

На фотографии:  Г.П. Негода