Рубенс. Фаэтон

Владимир Дмитриевич Соколов
Кто такой Фаэтон и откуда он взялся, не берется утверждать ни один историк. А источники молчат о нем как рыбы. Самой правдоподобной является версия, что Фаэтон -- это одно из имен бога солнца Гелиоса.

Но нам такое толкование побоку. Всех сбил с толку миф, рассказанный Овидием в его "Метаморфозах". Согласно этому мифу Фаэтон был сыном бога солнца, того самого Гелиоса, и очень гордился этим. Гелиос же каждый день выезжал на своей колеснице, видимой нам в виде солнца. Фаэтон все приставал и приставал к отцу: дай порулить, да дай порулить. Ну отец и сдался. А сын не справился с управлением. Колесница приблизилась вплотную к земле и чуть не сожгла ее. Тогда Зевс сразил неумелого шофера молнией и колесница рухнула в море. Как ее потом восстановили, миф умалчивает.

По другой версии Зевс напустил на Землю водные потоки и так возник всемирный потоп, в ходе которого все живое погибло, кроме Девкалиона и Пирры, которые возобновили людской род.

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ МИФА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Вообще, как и всякий миф, этот толкуется вкривь и вкось уже не одно столетие. Уже древние греки начали истолковывать миф рационалистически. В платоновом "Тимее" египетский жрец говорит: Теперь рассказ о Фаэтоне преображен в форму мифа, но в реальности он означает факт, что все тела, двигающиеся вокруг земли постепенно к ней приближаются и время от времени через очень большие интервалы падают на нее, вызывая большие пожары". При этом жрец замечает, что подобное уже происходило не раз: все живое исчезало, а потом возрождалось вновь.

Аристотель пошел еще дальше, назвав Фаэтоном один из кометных дождей обрушивавшихся на Землю.

"ФАЭТОН" РУБЕНСА

На картине Рубенса изображен как раз тот момент, когда Зевс метнул молнию. Колесница развалилась, Фаэтон падает, кони смешались в кучу, упряжь порвана. Внизу пылающая Земля, на небе - кольца, которые (вероятно) изображают орбиты планет. Рядом с конями -- стайка женщин с крыльями и без крыльев, раздетых полностью или частично.

В картине есть то, чего нет в мифе: существа женского пола и еще один конь, пятый. И если четыре коня падают, то пятый, белый, устремлен вверх, к солнцу.

Возможно появление белого коня, взмывшего к солнцу -- это ответ Рубенса на устоявшуюся мораль мифа. Вместо не лезь, куда не положено, художник прославляет подвиг дерзнувшего отойти от прописанных начальством путей. Хотя можно истолковать и по-другому. Женские тела как бы намекают, что собралась веселая компания, перепились и попали в катастрофу. Так что каждый понимай картину в меру своей испорченности. И все же волнует то, как в разных ракурсах изображена катастрофа, и как по-разному она воспринимается ее участниками: страх, отчаяние или гнетущая покорность судьбе -- в одних фигурах, порыв, дерзкий вызов -- в других.