Памяти Руслана Имрановича Хасбулатова

Ислам Сайдаев
"Хасбулат удалой, остра шашка твоя...", - не знаю, почему, но всегда, когда я слышал имя и фамилию Руслана Имрановича Хасбулатова я всегда вспоминал эту полюбившуюся мне с детства русскую песню. Наверное потому, что героя этой песни, как и самого Руслана Имрановича я считал примером для подражания. Не знаю является ли Руслан Имранович потомком воспетого Александром Амосовым и Ольгой Агреневой-Славянской героя, но для меня их роднило и ассоциировало друг с другом то, что и тот и другой не повелся на уговоры и посулы тех, кто их хотел прельстить благами этого бренного мира, что они до конца стоя на своих позициях ни на йоту не отступили от своих идеалов и принципов.
Я, как и любой подросток прошел этап своего взросления, следуя примеру старших товарищей которыми я восхищался, и которыми восхищалось мое окружение, в частности старшее поколение моих родных. Ведь не секрет, что сознание подростка во многом формируется под влиянием взрослых: родителей, учителей, старших братьев и сестер. Так вот, все они гордились успехами нашего земляка Руслана Имрановича Хасбулатова. Пожалуй после Абдурахмана Авторханова, в чеченском народе никого так не любили и не уважали, как Руслана, по крайней мере до того, как на политической арене в Чечне появился Джохар Мусаевич Дудаев. Но и даже после этого уважение к Руслану Имрановичу в некоторых кругах только возросло, хотя Джохар и внес раскол в среду почитателей его таланта и принципиальности.
Помню, мое первое положительное впечатление о нем стало складываться после того, когда он на одном из заседаний Верховного Совета РСФСР отказывался от поста руководителя, и демонстративно встал и ушел из зала заявляя о своей отставке. Это было достойно восхищения, так как до него даже устно отказаться от столько высокой должности было чем то невообразимым. С руководящей должности такого уровня тогда можно было уйти только "вперед ногами" и то при чужой помощи.  Все партийные государственные руководители того периода, да и сейчас, зубами вгрызались в свои кресла и делают все чтобы находиться на своих постах вечно. Наверное именно этот поступок Руслана Имрановича и стал той отправной точкой, когда я стал безмерно уважать и восхищаться этим человеком. Тогда я лишь знал о том, что он был родом из моего родового селения Толстой-Юрт и был чеченцем и этого мне было достаточно, чтобы чувствовать себя сопричастным к его триумфу. К тому же, он был первым чеченцем, который достиг таких высот в Российском государстве за время вхождения Чечни в состав Российской Империи. Никогда не до этого ни после, чеченец не достигал таких вершин власти, как Руслан Имранович Хасбулатов и наверное уже никогда и не достигнет в этой стране, если конечно события 1991 года вновь не повторятся в России.
Позднее из рассказов моих родных выяснилось, что наша семья даже имела некие родственные связи с семьей Руслана Имрановича. Мой дедушка Халид и отец Руслана - Имран были друзьями и даже вместе работали на заводе "Красный молот". По мимо того, одно время моя тетя и брат Руслана Имрановича скрепили эти дружественные узы своих отцов брачным союзом, но этому браку не суждено было продлится долго. Однако, не смотря на это я всю жизнь слышал от своего деда, тети и родных только хорошее об этой семье.
Как я уже сказал, ничто не длится вечно. Было время, когда из партии почитателей таланта и человеческих качеств Руслана Имрановича я переметнулся в стан его кровных врагов. Произошло это в 1991 году при ГКЧП, когда к власти в Чечне пришел Джохар Дудаев. И вероятно, моя переориентация, так же была связана с психологией чеченца, ведь чеченцы больше уважают воинов призывающих к битвам, нежели людей мирной профессии, тем более экономиста, в чем большинство чеченцев совершенно тогда не разбирались, да и не разбираются теперь. Чеченцы больше привыкли тратить и расходовать, нежели экономить. Широта души чеченцев и их щедрость хорошо известна всем, и потому в выборе между генералом и экономистом мои симпатии, как и большей части чеченцев того времени, перекочевали на сторону Джохара. Но это не значило, что я стал менее уважать Руслана Имрановича, просто я не видел будущего чеченского народа в составе России, о котором так много говорил и ратовал Руслан Хасбулатов. Когда как Джохар Дудаев нам обещал светлое будущее "с золотыми краниками", если мы сможем освободиться из под опеки "старшего брата".
Был еще случай, когда я невольно навредил одному из племянников Руслана Имрановича. Это произошло по причине публикации мною одной статьи в ичкерийской газете. Но это не было связано с неприязнью именно к нему, а тем, что я стал на сторону одной из сторон у которых произошел конфликт интересов. Тогда я даже и не знал, что этот материал обернется такими последствиями для его племянника. Но Слава Аллаху, спустя годы, когда я даже уже и не помнил, что я когда-то писал об этом, я встретил этого племянника и он напомнил мне об этом эпизоде моей жизни и рассказал о последствиях этой публикации. И конечно же я извинился перед ним, так как не ожидал такой реакции от властей. Ведь моей целью было только помочь отстоять верующим здание в котором те организовали медресе и молельную комнату, когда как суд присудил это здание банку в котором работал племянник Руслана Имрановича. Думаю, он меня простил, по крайней мере, он так сказал. Как говорится: "Все дети Адама склонны к ошибкам и греху, но лучший из них те, кто раскаивается". И в этом случае я нашел, что все Хасбулатовы как один являются людьми чести и совести, не смотря на то, что он мог с меня спросить по всей строгости "закона" (адатов), он не стал этого делать и простил мне мою ошибку. И в дальнейшем мы много раз виделись и общались как старые знакомые. Уже потом от наших общих друзей я узнал, что этот племянник Руслана Имрановича, имя которого я не называю по объективным причинам, вообще удивительной чистоты и порядочности человек, и в этом я убедился на своем примере.
Много чего можно было бы написать и сказать об Руслане Имрановиче как экономисте, политическом деятеле и просто человеке, но лучше слов об этом скажут и сказали люди, которые пришли на его похороны и нескончаемым потоком шли на соболезнования его близким в поселок Калинина в Грозном, чтобы отдать дань памяти этому выдающемуся чеченцу и человеку. Историкам и потомкам еще предстоит оценить тот вклад, который он внес в нашу историю, и его героическую попытку не допустить кровопролития среди чеченцев, которое произошло в результате развала СССР и последовавших за нею двух чеченских военных компаний. Самое лучше что мы можем сделать сегодня - это вспомнить его добрым словом и сказать "Аллах1о геч дойла цунна, ялсаманец бекам бойла цунна!" - Да смилостивится над ним Аллаха и вознаградит его раем!
Да и еще хочется сказать, что все в этом мире является знамением для верующего и то, что Руслан Имранович ушел из жизни в тот день, когда чеченский народ чтит память выдающегося чеченского устаза и овлия Шейха Кунта - Хаджи Кишиева, 3 января, свидетельствует о роли и заслугах Руслана Имрановича перед чеченским народом.
И хочется надеяться, что руководство Чеченской Республики воздаст должным памяти Руслана Имрановича и назовет одну из улиц в г. Грозном или в с. Толстой-Юрт  именем этого выдающегося и заслуженного чеченца.

Ислам Сайдаев - политолог и журналист
9 января 2023 г.