Новоземельские рассказы

Виктор Юрьевич Лаптев
                Вступление
Так уж получилось, что я не очень интересовался увлечениями отца. Лишь когда мне исполнилось девять лет,  однажды он взял меня на рыбалку. Взял и я заболел рыбной ловлей. Там он мне рассказывал о своей военной службе на крайнем севере – на Новой земле. Удивительные и часто смешные рассказы прочно засели в моей памяти. И спустя годы захотелось поделиться ими с другими. Так и родилась мысль о серии рассказов с Новой Земли. Повествование мне, с вашего разрешения, хотелось бы вести от первого лица, то есть, как если бы эти рассказы писал мой, ныне покойный, отец.
                Мурманск
Моё знакомство с севером началось в Мурманске. Именно так и надо говорить, с ударением на  <а>. Если кто-то скажет вам что он служил в Мурманске с ударением на <у> можете смело говорить что его там не было
                Североморск
Северные морские военные ворота России. Больше всего запомнились два эпизода. Первый. В порту Североморска есть одно место, где можно наблюдать следующую картину. На полном ходу идёт на скалу торпедный катер, но в самый последний момент скала расходится, пропуская корабль и тут же закрывается. И вновь перед нами чистое море и волны бьются о скалы. И второй. У порта находится военный аэродром, откуда строго с интервалом 5 - 7 минут взлетает реактивный истребитель. Друг моего отца шутки ради решил посчитать, сколько же всего самолётов. Считал он около 3 часов. Номера на крыльях всё время были разные.
                Новая Земля
Военные палатки были первым домом на Новой Земле. В центре обычно ставилась печка-буржуйка. С большой земли доставляли часть продуктов и строительные материалы. Продуктов было немного, поэтому приходилось расширять рацион за счёт местной дичи. В этом помогали местные жители – саами, ненцы и лопари. Один из солдат, из отделения, где служил отец, даже влюбился в местную девушку. Сослуживцы над ним вечно подшучивали.
-Как же ты её целуешь? Ведь она тебе до пупа.-
 На что парень всегда парировал - А я её ставлю на камень и вся проблема. Иногда за дичью приходилось ходить и самим солдатам. Рядом с частью находился птичий базар. Отвесные скалы, сплошь покрытые расщелинами и трещинами, были облюбованы крачками, чайками и бакланами. Пробовали бить и есть самих птиц, но они сильно пахли рыбой, поэтому было принято решение брать только яйца. Каждую неделю группа из трёх солдат отправлялась на скалы. Двое оставались наверху,  а один (это радость чаще доставалось отцу) спускался вниз по веревке. Дело это было очень опасное. Птицы с неохотой расставались с яйцами и атаковали не прошеного гостя каждый на свой манер. Кто-то на бреющем полёте совершал над головой «бомбометание». А кто-то просто пугал уходя в сторону в последний миг перед столкновением. Яиц было много и этого хватало на неделю. Самыми любопытными из животных были песцы и белые медведи. Причём последние приходили в Губу Белушью  как к себе домой. Строительство производило много шума. Отходов было много, а где отходы от пищи там песцы и медведи. Кто-то скажет, что песец глупое животное, но это не так. Если при вас карабин, даже висящий на плече, он будет бегать далеко-далеко. Если же вы пустой, то он будет бегать буквально у вас под ногами. Правда, надо сказать, что без карабина мало кто выходил из-за тех же самых белых медведей. Больше всего проблем создавали медвежата. Любопытство у них зашкаливало и часто приходилось ловить и отправлять их поближе к их мамаше. Один из подобных случаев и был рассказан моим отцом. Казарма размещалась на небольшом холме. Внизу метрах в трехстах молодой солдат заметил медвежонка. Он взял первую попавшуюся винтовку и отправился к зверю. Отец также пошёл с ним. Детёныш был маленький и очень игривый. Ребятам захотелось привезти его в казарму. Они набросили на зверя ремень, и были уже в пятидесяти шагах от казармы, когда отец заметил медведицу. Она шла на них огромными прыжками, остаток пути они преодолели в одно мгновение. Щёлкнули засовы, и в тот же миг казарма заходила ходуном под ударами могучих лап. Зверь бесился минут десять, а затем затих. Они уходили медленно. В начале мать, а после медвежонок. Отец отделался тогда только словесным наказанием, а вот молодому солдату предстояло тяжёлая работа полярного ассенизатора. Отхожее место стояло в стороне и чтобы его почистить приходилось лазить вниз и двуручный пилой пилить замёрзший сталагмит. Самое главное помнить поговорку «лес рубят - щепки летят» иначе эти щепочки выйдут вам боком, когда войдёте в тёплое помещение.
С приходом полярного лета в Губу Белушью прибывали корабли со стройматериалами. И начиналась активная жизнь. Кирпич грузили на понтоны и лебедками тянули к берегу. В тот день была большая качка, и один из буксировочных тросов не выдержал и лопнул. Понтон медленно стал уходить от берега. Все стояли и смотрели, понимая, что понтон может спасти только чудо. Это чудо совершил мой отец. Не на миг не задумываясь, он, бросился в ледяную воду, схватил трос и кинул сослуживцам. За этот подвиг его наградили двухнедельным отпуском. Однажды на точке, где служил мой отец, возникла проблема с питанием. Вот тогда-то и вспомнили про довоенные зимники. Глубоко вечной мерзлоте был склад продовольствия. И отец рассказывал, как они с удовольствием уплетали колбасу двадцатилетней выдержки. Запомнилось, что прежде чем добраться до содержимого, солдатом приходилось снять несколько слоёв воска и пергаментной бумаги. Зато с каждой снятой шкурки казарму наполнял аромат свежей колбасы. И  последний случай из военной службы отца был этот. Когда жильё было выстроено, солдаты приступили к самому главному. С большой земли им прислали для этой цели несколько десятков ящиков контрацептивов. Вы спросите зачем. Новая Земля была местом, где проводились испытания атомной бомбы. Чтобы заложить заряд, необходимо было подготовить место.  Взрывались скалы. Заряд надо было заложить как можно глубже. И так как, основа была порошковая, то возник вопрос как это сделать? Тут на помощь пришла русская смекалка. В известное резиновое изделие засыпали порошок, кстати, туда входит ровно 150 г. Затем, когда изделие приобретало нужную форму, вставлялся взрывной механизм и с лёгкостью помещался по назначению. Так что полигон практически построен с их помощью. Вот, пожалуй, все рассказы о службе.