Борщ

Юрий Ушев
    Мох на болоте у одиноко стоящей невысокой березки я отогнул, словно это был зеленый пушистый коврик. Потянуло холодом от открывшегося голубого, совсем прозрачного льда; только где-то в далекой сиреневой мгле едва просматривался его край. Если внимательно присмотреться, на разной глубине виднелись мелкие зеленые и желтые частички вмерзшего в лед мха и листочки брусники.
    Во льду была вырублена ямка подходящей глубины, чтобы положить туда большой кусок мяса. Когда ямку снова закрывали мхом, наш импровизированный холодильник невозможно было отыскать, если не знать, у какой березки он устроен. Хитрые лисы, похоже, здесь не водились.
    Стояло жаркое лето, на голубом небе ни единого облачка. Болото в вечной мерзлоте не опасное, почва даже не прогибалась при ходьбе. Я шел, наслаждаясь жарой и приятным недолгим загаром, с куском мяса с косточкой в левой руке и топориком в правой. Я сегодня дежурил по кухне.

    Небольшой студенческий отряд, состоящий из нас, шестерых студентов ТИРЭТ^1, далеко не задаром, подрядился строить коровник в деревне Каргасок, что в трехстах семидесяти семи километрах севернее славного студенческого города Томска, если брать по прямой, а не идти на каком-нибудь баркасе по извилистой реке Обь.
    Готовили мы по очереди и делали это экспромтом, кто что умел, но всегда с энтузиазмом, поэтому обедали обычно весело, сталкиваясь с неожиданным, но вкусным блюдом.
    До обеда времени было еще порядочно, но я слегка проголодался и делал всего побольше, мужики-то здоровые, нарубятся топорами по дереву - не дай бог не насытятся.
    Я собрался варить борщ. Как водится: положил мясо, предварительно разрубленное на несколько кусков, в большую кастрюлю. Была печка или электроплита, сейчас уже не помню, но вода с мясом закипела довольно быстро.
    Помыл и нарезал кубиками морковку, высыпал ее в кастрюлю, посолил. Почистил картошку, помыл и мелко нарезал свеклу, нашинковал капусту, настрогал кольцами лук, накрошил петрушки, укропа и стал ждать, когда сварится мясо.

    Содержимое кастрюли помешивал большой поварешкой и с помощью вилки и ножа проверял, когда мясо немного разварится. На вкус оно уже почти сварилось - довольно приличный кусок жевался легко и был приятно просолен.
    Бросил в кастрюлю несколько лавровых листиков и 5-10 горошин душистого перца.
    По очереди вывалил, в ставший уже ароматным бульон, все ингредиенты, при этом вода поднялась почти до краев, и стал ждать, когда вода вновь закипит. Отходить было опасно – при кипении жидкость расширяется, да еще появляется непредсказуемое волнение на поверхности, поэтому нужно глядеть в оба.
    Но я знал это коварство борща и во время снимал пенку, помешивал и, естественно, не забывал пробовать поварешкой с длинной ручкой, как вкуснятина проявляется все отчетливее и ярче.

    Наконец, все было готово. Я поставил на стол миску со сметаной, заварил чай и стал ждать мужиков. Ждать пришлось недолго - мужики с топорами, некоторые не бритые и с бородами, ввалились неожиданно и весело поглядывали то на меня, то на огромную кастрюлю с борщом, при этом ноздри у них слегка подрагивали и руки уже быстро-быстро омывались в рукомойнике. 
    Я нарезал хлеб, расставил шесть больших алюминиевых чашек на грубую, но гладко оструганную поверхность стола, и опустил поварешку в кастрюлю, готовясь наливать первую чашку Мослу^2 нашему старшому.

    Однако, поварешка, медленно опустившись до дна, не могла без моей помощи отклониться от вертикали. Я слегка опешил под пытливыми взглядами бородатых мужиков, но быстро опомнился и насыпал борща, больше похожего на красную, хорошо проварившуюся, вкусно пахнущую кашу с мослом посредине.
 
    Володя чинно попробовал варево, сдобрил его сметаной, наклонился и стал быстро уплетать борщ, не забывая откусывать от ломтя хлеб. У меня отлегло на душе и я быстро разлил, если это так можно назвать, борщ в чашки Хоге-Фоге^3, Бобу^4, Смирношке, Будячку и себе.
    Обед получился сытный, вкусный, все попросили добавки и хвалили меня, попросив, правда, в следующий раз, когда буду дежурным по кухне, сделать борщ пожиже.               
___________
1 ТИРЭТ – Томский институт Радиоэлектроники и Электронной техники (сейчас ТУСУР).

2 Мосол – Володя, староста группы, директор НИИ в городе Алма-Ате, бизнесмен в сфере производства. Всегда просил дать ему мосол (крупный кусок мяса с костью, заполненной мозгом).

3 Хога-Фога - Валера, ведущий инженер конструкторского бюро в г. Жуковском, участвовал в разработке нашего шаттла "Буран", проживал под Москвой  (ушел в 2019 году, Царствие ему Небесное).

4 Боб – Боря, начальник отдела в "НИИ Связи" в городе Омске, кандидат технических наук. По его диссертации была построена широкополосная помехозащищенная система передачи изображений поверхности Венеры со спускаемого аппарата. Качество изображения было очень высокое. Великолепный баянист - окончил музыкальную школу в юности, был главным музыкантом наших студенческих застолий. Мама часто высылала ему ящик с салом из деревни Колпашево, что близ Томска. Это событие было общим праздником нашей группы, который проходил под музыку баяна. Особый восторг вызывал у нас "Полет шмеля", который исполнял Боря по нашей просьбе.
   
    Фото моих однокурсников:
    http://proza.ru/2023/11/01/1679

                27.10.2020 г., Санкт-Петербург.