Ах, вернисаж, ах, вернисаж...

Аглая Анхори
       На фото: что именно изображено непонятно, но краски яркие, сочные, не депрессивные.



       - Девочки! Только что из «Афиши» узнала: в Центральном Выставочном зале в связи с круглой датой чего-то там организована выставка живописных работ мэтров. Вход свободный! На днях сходим, приобщимся?
       - Ты еще спрашиваешь?! Конечно, и сходим, и приобщимся!

       ***
       - Девочки, я очки дома оставила, не сочтите за труд названия картин вслух оглашать.


       - Прекрасные пейзажи… Как называется эта серия?
       - «Вспоминая Тансыкбаева». Вот вам, девочки, наглядный случай, когда, по моему дилетантскому разумению, ученик превзошел учителя. Хотя мэтры думают иначе, поскольку музей Тансыкбаева есть, а этот ученик персонального музея пока не удостоился. Но сами видите, пейзажи великолепны!


       - Девочки, вы молодцы, что уже разглядели, у меня же, знаете, реакция сильно замедленная… На подобное мне надо долго смотреть, чтобы уловить изображенное… Благодарю, что указали где тут соревнующиеся, но я их все равно не вижу. Для меня эта картина так и осталась полотном с набрызганной на него краской.


       - Девочки, вы молчите слишком долго? Как эта картина называется?
       - Даем тебе возможность ее разглядеть и выдвинуть свою версию.
       - Допустим, «Аул в Чимгане». Вот домики, на заднем плане горы… Что? «Молодые»? Где они, эти молодые? Хотя… Да, вот, девушка у тандыра… Так мелко написана, сразу и не разглядишь... А где у нас молодой муж?..
       - Ты как смотришь? Вот они, молодые! – и рука одной из троицы очерчивает два лица.
       - (Потрясенно) Это люди??? Я-то думала, квадратики – это окна. Не предполагала, что выражение «глаза стали квадратными» кто-то воспримет буквально. Ты мне лица показала, а я все равно глинобитные домики вижу. Эта широкая черта – дверь, а не нос, это – ступеньки, а не губы. К тому же, не могу я цвет самана воспринимать как цвет лица, загар такого оттенка в природе не существует.


       - Вот настоящее мастерство! Не то что предыдущие «Молодые». От этого диптиха («Новобрачные» и «Золотая свадьба») прямо-таки тепло исходит, даже зависть слегка берет, а от тех «Молодых» ничего, кроме недоумения. Говорю исключительно про себя.


       - Солнышко, ты лучше всех нас разбираешься в живописи. Сейчас к услугам художников столько красок, всяких и разных. Почему этот заслуженный деятель признает только антрацитовые тона? И серо-бурые, без малинового. Гляжу на его работы и хочется повеситься от этакой непроглядности.
       - Не секрет, что у людей искусства очень тонкая нервная система. Чуть что не так – они впадают в депрессию. Свою скорбь изливают в работах. Значит, этот мастер действительно талантлив, раз сумел передать тебе свое состояние.
       - Не буду спорить о мере талантливости, но меня все темное и мрачное угнетает, даже пасмурная погода. Я люблю сочные, яркие краски. (Взмах рукой в сторону) Вот как у этого художника. Его картины мне тоже непонятны, я бы сказала, что это принты для ткани, но они  так жизнерадостны…


       - Девочки, как же печально осознавать себя очень-очень старой! Не способной воспринимать новые веяния и течения. С каких это пор однородно раскрашенный холст попал в разряд произведений искусства? Кто из вас подскажет, какую мысль вложил мэтр в это лиловое пространство?.. Может, удалось бы выявить, будь оно в разводах, или с крапинками, или… Поневоле вспомнишь бессмертное «дурят, ох, дурят нашего брата»…
       - Между прочим, ты угадала, сие творение автор поименовал «Space».
       - Простовато… Lilac Space!.. звучит гораздо интересней. Подкинем автору идею насчет Lilac в Книге отзывов?
       - Давайте допустим, что это всего лишь заготовка. Когда у мэтра появится возможность вернуться к этому холсту и закончить начатое, то мы увидим прекрасные «Сумерки Востока».


       - Еще одно пространство…
       - Но, присмотрись, оно уже не столь однородно. Градацию, хоть и слабо выраженную, замечаешь?
       - Не только заметила, но и отметила, что уже не лиловое, а насыщенно-фиолетовое. К тому же рядышком, видите, такие же по размеру полотна, только зеленое, красно-оранжевое и голубое, из чего делаю вывод, что автор рисовал чакры. Неужто в таком своеобразно-расчлененном виде изображен человек? Фиолетовая вроде как мозг обволакивает, красно-оранжевая желудком заведует… Вы не в курсе, за что отвечают зеленая и голубая чакры? Они правильно размещены?


       - Зяблик, ты возмущалась однородной окраской Spase. Что ты скажешь про эту картину, в крапинку, как ты хотела.
       - Я бы сказала, что это либо разворошенный муравейник, либо броуновское движение частиц. Наконец, гречка, рассыпанная по темному полу. - (Одна из дам еле заметно мотает головой, выражая таким образом не высказанное вслух: "Как все запущенно") - Девочки, я всегда признаЮ, что на редкость приземленная особь. По вашим лицам вижу, что не угадала. Как правильно?
       - Темные ангелы!


       - Девочки! Потрясающе!!!
       Две другие дамы озадаченно переглядываются между собой. Наконец, одна из них осторожно произносит:
       - Голуба, понимаю, что мы тебя разочаруем, но это не оригинальная работа, это всего лишь копия мозаичной фрески из Помпей.
       - Лучше качественная копия, чем оригинальное не пойми что.
       - Давай к «не пойми что» вернемся попозже. Пока ты Александром Македонским любовалась, мы с остальными картинами этого мастера ознакомились. Художник испытывает тягу к миру Эллады. Теперь взгляни ты… что теперь скажешь? Твой восторг поутих? Отчего бы?
       - Александра Македонского и ЭТО писал один и тот же человек? Не верю!
       - Александра Македонского он не писал, всего лишь скопировал, а вот ТАКИЕ Афродита и Прометей – это да, их такими породило его воображение.
       - Что он курил? Он же в русскоязычной среде рос, должен знать, что «красный» и «красивый» давным-давно перестали быть синонимами. Так почему его богиня (уж умолчим о правильности черт) то ли на солнце обгорела, то ли маску из томатов наложила?
       - Вы на Прометея взгляните. По сравнению с ним Афродита вполне себе...
       - Чему удивляешься? Когда тебе клюют печень и посереешь, и позеленеешь, и вовсе инопланетный облик примешь. Тем более, что на картине не орел, а самый настоящий дракон. Но, девочки, вам не кажется, что картина повешена вверх ногами?
       - Почему ты так решила?
       - Ни в одном мифе не говорится, что Прометей был прикован вниз головой. Если бы его Зевс скинул в бездну, тогда поза вверх тормашками уместна, а раз приковали, то голова должна быть выше ног. Орел Прометею плоть терзал, а не цепи расклевывал, чтобы тот с горки вниз покатился. И к самому орлу-дракону приглядитесь… Вам его положение не кажется неестественным? Теперь мысленно переверните картину… Убедились, что я права?


       - Девочки! Вы только посмотрите, какая услада для глаз и души!
       - «Спящий Меджнун». Да, неплохо… Четко, ясно, домысливать и угадывать не требуется. И цветовая гамма сдержанна, но не депрессивна. Тебя-то что именно поразило?
       - Тигр и лев! Вы же знаете, как я люблю животных, а этот художник их ТАК написал!.. Имей я домашнюю галерею, приобрела бы это полотно.
       - В таком случае, тебе пришлось бы как следует помучиться с выбором. Взгляни, тут еще несколько его работ, и на каждой, заметь, НА КАЖДОЙ четвероногие наличествуют. К кому питаешь наибольшую слабость: к хищникам или копытным? к овцам, быкам, коням, верблюдам? Или приобрести все вывешенные здесь его работы.
       - Извергши! Прекратите!
       - Мы не издеваемся. Мы признаем, что картины очень хороши, особенно зверики…


       ***
       Уже на ступенях, покинув выставочный зал:
       - Девочки, согласитесь, что выставка замечательная!
       - А кто больше всех ерничал и весьма щедро раздавал нелестные отзывы? Услышали б тебя творцы…
       - Но я же ни разу не сказала «мазня», «на помойку», «руки оторвать такому…». Я всего лишь высказывала мнение человека, который сильно-сильно отстает, но который старается понять в чем красота таких жутких искажений. Выставка мне понравилась тем, что я набрала массу новых впечатлений. Я за ними приходила, а не за тем, чтобы поставить галочку «культурное обогащение произведено»
       Третья дама, как бы ни к кому не обращаясь, мечтательно процитировала:
       - «Если б краски мне дались, рисовала б моя кисть…»
       Но одна из подруг ее перебила:
       - Девочки, давайте вернемся. Я думала, что запомнила фамилии тех, чьи работы меня зацепили, а уже сейчас осознала, что ни черта не помню. Вернемся, запишем... Вдруг, когда-нибудь мне захочется написать очерк об этой выставке, а я ни одного художника не смогу указать.
       - Голуба, насколько мы тебя знаем, после того, как ты запишешь фамилии художников, начнешь сожалеть, что не взяла фотоаппарат, чтобы отснять понравившееся. Поэтому, сейчас езжай домой, а завтра с фотоаппаратом, блокнотом, ручкой и очками снова начни знакомство с прекрасным и вечным.
       - Хотя вопрос о прекрасном весьма сомнителен. А уж о вечном - тем более... - поставила точку та, которую подруги называли "Солнышко".


       P.S. Данное произведение совсем не тот очерк, который мог быть написан одной из дам. Увы,благие намерения так намерениями и остались, поскольку за неделю, остававшуюся до закрытия выставки, дама так и не осуществила задуманное.  Порыв ослабел, бывает...