3. 5. Строительство завода

Александр Смольников
        http://proza.ru/2023/01/19/1247


         – Иван Тимофеевич, время бежит, дело мы своё поднимаем. Уж и с Государем разговор имелся, – Никита Демидов прохаживал по комнате, держа руки за спиной, и обращался к своему приказчику Ивану Баташову, который из долговязого паренька превратился в уверенного собой молодого человека, ставшего правой рукой Никиты, – Надо активней браться за строительство завода.

         – Так Указ бы надобно для начинания, Никита Демидович, о разрешении строительства, как без приказа – то начинать?

         – Указ, указ! Будет тебе указ, Иван! Вон были в Москве в Оружейной палате (26 июня 1691г.) со старостой Никифором Ореховым и кузнецом Исаем Мосоловым по разбирательству иска стольника Михаила Васильевича Арсеньева по земле в Кузнецкой слободе, так Государь, бог дал, захаживал, обещал рассмотреть вопрос и о мельнице, и о заводе! А Государь слово держит, для государства ведь работаем, металл льём, ружья, пушки делаем!

          Ох, как скажете, Никита Демидович, боязно без бумаги работать, как кто жалобу настрочит.

          – Волков бояться, в лес не ходить, Иван, сам знаешь пословица, что говорит! Ты давай, давай обсчитывай всё. Сделаем завод, металл дадим, пушки, челобитную подадим, Государь только похвалит! Верно я говорю?

          – Ох, боязно! – Иван перекрестился, глядючи на иконы.

          Весна пришла новыми заботами. Никита Демидович был весь захвачен идеей постройки своей вододействующей металлургической фабрики в устье Тулицы, близ её впадения в реку Упа в пятнадцати верстах выше, при селе Торхове. Удобное место.          Рядом можно добывать руду и лес рядом, ведь в ту пору уголь был основным элементом в металлургическом производстве.

          Под строительство мануфактуры Никита Демидович прибрал мукомольную мельницу и земли вокруг. Так как земли не хватало для строительства завода, ему пришлось пригородить земли, находившиеся рядом, чему бурно сопротивлялись тульские ямщики, вероятно, уже осознававшие, что им придется расстаться с частью своих выгонов и огородов. С таким гигантом в росте, плечах, каким был Никита, связываться особо не хотели, как физически он был огромен и вызывал страх, так и общение его с Государем Руси было у всех на слуху, и это очень сильно давило на головы местных обывателей, вызывая оторопь при одной мысли, что Монарх вступится за кузнеца. Но надо сказать, что с течением времени в процессе обустройства завода им была возвращена земля за счёт стрелецких наделов, да ещё большей площадью.

          Мальчишки со всей Кузнечной слободы сбегались смотреть на развернувшееся строительство. Особый восторг вызвало у ребят, когда была снесена мельница. Огромный сарай рухнул, подняв кучу брызг над водой.

          – Савва, Савва, видал как шандарахнулась в воду, – Прохор, небольшого роста мальчонка с копной русых волос, весело смеялся, махая руками сверху вниз, показывая, как рухнула мельница.

          – А вон смотри, Прохор, – заливался громким смехом Савва, – Как бабабахает! – это рабочие забивали брёвна, укрепляя плотину, укладывали по основанию бутовый камень, глину и дубовые доски.

          Поперек плотины делались рубленные из дерева "водяные трубы", откуда вода потом будет попадать в деревянные "лари", а затем опять по трубам – на водяные колеса. Вода таким образом будет приводить в движение меха в плавильных и кричных горнах и огромные двадцати пудовые молоты, вертельные, точильные станки фабрики.

          Становится понятным, что трансформация мельницы (снос построек при несомненном сохранении плотины и элементов гидроэнергетического хозяйства) могла начаться уже в 1694 году.

          Никита Демидович не кабы как начал строительство фабрики, долго к этому шёл, прикидывал, обсчитывал всё, определился с местом, где будет стройка. Прошёл пешком окружные леса, сам проверив наличие руды в них, подъездные пути к ней. Часто брал с собой Акинфия, сына своего, парню в аккурат было уже под шестнадцать лет и рос он хорошим помощником.

          – Добытая на высоких местах, под зарослями с преобладанием березняка, руда считается лучшею, – рассказывал он сыну, пробираясь сквозь ветки растущих деревьев, – Потому что выплавленное из неё железо мягче. Под ельниками чаще находится руда, дающая более твердое и хрупкое железо.

          – А теперь расскажи, Акинфий, что дальше с рудой происходит после того как её выкопали, ты это должен уже знать.

          Погода в этот день стояла замечательной, вверху сквозь кроны деревьев заглядывало солнце своими теплыми весенними лучами, птицы во всю щебетали откуда – то сверху, берёзы распускали листву и были полны берёзового сока.

          – После того, как руду подняли, идёт процесс обогащения её, тату, – продолжал Акинфий, сломав при этом берёзовую веточку, понюхав зелёненькие листочки, – Руду нужно отсортировать, очистить от растительных остатков, измельчить, но самое главное – предварительно просушить. Для этого руда складывается на высокие сухие места кучами, иногда на землю, иногда на специальный деревянный решетчатый сруб и оставляется на определенный срок для просушки.

         – Молодец, Акинфий, а что ты скажешь про выжигание угля?

         Вся русская металлургия вплоть до 19 века работала на древесном угле, поэтому и в крестьянской металлургии выжигание угля было одной из важнейших задач при производстве железных изделий. Это было самое простое, но в тоже время самое тяжкое производство в те далёкие годы. Работа по выжигу угля шла в основном в зимнее время, свободное от сельскохозяйственных работ.

         – В лесу рубятся деревья, тату, – продолжал отвечать Акинфий отцу, как на уроке учителю – Потом разделывают их на поленья длиной полтора–два метра. Расчищается ток (место) для костров, и поленья укладываются кучей вокруг кола, так что образовывается курган из дерева метров до пятнадцати в диаметре основания.

         – Точно, сынок! По другому приёму, Акиша, поленья могут укладываться лёжа, и тогда получается продолговатая куча, один край которой делается крутым, а другой пологим. Поленья укладываются плотно, пустоты заполняются щепками, сучьями и другим лесным мусором. Куча покрывается слоем дёрна, а затем ещё засыпается песком. В нижней части кучи дрова на высоту до тридцати сантиметров оставляются неприкрытыми. Рядом ставится шалаш или землянка для углежогов, которые и занимаются обжигом деревьев.

         Несмотря на кажущуюся простоту, дорогой читатель, это самая тяжёлая работа. В течение нескольких дней углежоги делали первоначальный обжиг древесины, контролируя днём и ночью обжиг, не позволяя вспыхнуть всей куче, так как при этом можно уничтожить результаты многодневного труда. Постепенно дым приобретал более светлую окраску, углежог забивал последние отверстия в куче глиной и землёй, и ждал полного охлаждения кучи. Таким образом, в результате многосуточной беспрерывной работы в едком дыме, копоти и грязи углежог получал готовую продукцию – древесный уголь. При очень тщательной работе и богатом опыте получался выход продукции равный двадцати пяти процентам от общей массы дров, а обычно довольствовались пятнадцатью – семнадцатью процентами.

         Время шло, рядом с плотиной начали возводить шатровое здание фабрики. Завод при этом со стороны походил на дворец — торжественный портал, профилированные карнизы, замысловатые фронтоны. Заводской комплекс включал в себя пруд, среди местных называвшийся Демидовским, земляную плотину, кузню, конюшню, столярни, мельницы, бани, деревянные и каменные амбары, людские избы и прочие постройки.

Продолжение следует. http://proza.ru/2023/02/05/1329
Книга опубликована в Литресе