12. Часть 12. СССР в жизни и плакатах. Реклама

Владимир Георгиевич Гуляев
Реклама

В советское время бытовала поговорка «Реклама – двигатель торговли!». В принципе смысл был верен, но только в узком понимании этого выражения. Сама по себе реклама имела более широкое своё назначение. Это можно увидеть из предыдущих статей, помещённых в данной книге.

И в этой статье мне хочется коротко остановиться на конкретных примерах именно на торговой рекламе, включающей в себя как рекламу товаров, так и название торговых точек,  в сравнении как это было в СССР и как это есть сегодня в России.

Почему на торговой рекламе?
 
По той причине, что я с 1988 года по 1999 год работал директором БПРК «Роскоопторгреклама» (Барнаульский производственно-рекламный комбинат) и мне близка эта тема.

Кратко:
комбинат занимался производством торгового оборудования, изготовлением и монтажом наружной и внутренней рекламы при художественном оформлении интерьеров магазинов, столовых, кафе и ресторанов, а также витрин и фасадных вывесок по системе потребкооперации во всех районах Алтайского края. Техника исполнения внутренней и наружной рекламы использовалась различная: живопись, ручная резьба по дереву (пропильная и сквозная резьба, геометрическая и рельефная) и гипсу, чеканка, инкрустация и др…

Плакаты  СССР

Основные пособия и рекомендации по оформлению интерьеров были разработаны централизованно, но в каждом регионе они корректировались применительно к местным условиям.
В Барнауле в то время существовала организация под названием ЦИНОТУР - Центральный институт научной организации труда, управления и рационализации. Его появление было связано со строительством в городах и райцентрах СССР крупных по тем меркам магазинов самообслуживания, универсамов и универмагов, где потребовалось уже визуально указывать, где и в каком отделе продаются те или иные товары: промышленные (одежда, обувь и пр.), продовольственные, хозяйственные, спортивные или теле-, радиотовары и другое.
Для разработки проектов по оптимальному расположению торговых отделов в универсамах и для ориентации покупателей в торговых залах как раз и служат средства массовой визуальной коммуникации — знаки, символы, надписи и указатели. С их помощью можно доходчиво и быстро передать самые необходимые сведения о расположении отделов и секций. В основном этим и занимался ЦИНОТУР – внедрял новые технологии в торговле.
А на комбинате эти разработки внедряли в жизнь, изготавливая те самые рекламные таблички и указатели, фасадные вывески, художественно-декоративные панно, украшая ими интерьеры магазинов, столовых и ресторанов.

Сама по себе торговая реклама была разрешена только в 1922 году. На улицах городов стали появляться плакаты с рекламой товаров. И до 1985-1987 года право рекламы оставалось только у государства.

Сегодня старые советские рекламные плакаты хочется рассматривать в деталях, так как большинство из них можно смело отнести к произведениям искусства. Некоторые из них сегодня есть в городских музеях, как  полноценные экспонаты нашей истории.

И это искренне радует!
Может не всех, но в основном, думаю, да.
 
Их функция не всегда имела цель просто продать товары, но ещё имела воспитательную цель и развивала эстетические взгляды, призывала к здоровому образу жизни. Чего нельзя сказать о рекламе сегодняшнего дня. Для сравнения в данной заметке помещены иллюстрации рекламных плакатов СССР и фото нескольких «шедевров» современности, и не только из сферы торговли,  сфотографированных мной на улицах города Барнаула.

Повторюсь, что всё в рекламе рождалось не само по себе. Рекламой в СССР  занимались не случайные маркетологи-самоучки, а профессионалы. И хотя Большая Советская энциклопедия откровенно клеймила «двигатель прогресса», называя рекламу средством для одурачивания покупателей, производство ее было выведено на уровень государственный. Конечно, государство могло себе позволить привлечь к этому тонкому, и тогда еще мало изученному, искусству людей талантливых и креативных.
А вот после начала перестройки в СССР стала появляться реклама западного образца. На телевидении заняли свое место рекламные паузы.

В газетах и журналах публиковали объявления кооперативов, частных предприятий и иностранных компаний.

ЦИНОТУР через некоторое время после развала СССР прекратил своё существование, а рекламный комбинат продержался ещё до 1999 года, но это уже другая история.

На фоне вышесказанного, мне вспомнились названия магазинов в Советское время! Все названия чисто Русские!
Ни одного иностранного слова.
И хуже от этого не было!
Приведу название нескольких магазинов города Норильска (помню с 1964 по 1977гг.):

Магазины:
«Ярославна», «Святослав», «Детский Мир», «Воркута», «Енисей», «Талнах», «Аян», «Северок», «Солнышко», «Олимпиец», «Книги», «Дары природы», «Одежда. Головные уборы. Меха», «Северное сияние», «Хлеб-молоко», «Юность», «Снежинка», «Северянка», «Золотая осень», «Природа», «Север», «Сияние», «Саяны», «Космос», «Цветы», «Лакомка», «Солнечный»...

Кулинарии:
«Сладкоежка», «Пирожковая», «Домовая кухня», «Белый олень», «Блинная», «Чебуречная», «Вареничная»,  и т.п.;

Рестораны и кафе:
«Таймыр», «69 Параллель», «От 2-х до 5-ти», «Жарки», «Красноярские   столбы», «Лама», «Горняк», «Демьянова уха», «Метелица», «Сластёна» и др.
И это всё украшало нашу жизнь.
Или я не прав?

Для сравнения уличная реклама сегодняшнего дня в г. Барнауле не блещет художественностью, а порой близка к работе Остапа Бендера из фильма " Двенадцать стульев".
Над некоторыми "шедеврами" можно горько плакать.
Другое время, другие вкусы...

Всем Добра и Здоровья!

2019 г.