Фельдмаршал Миних

Артур Скляров
20 окт 2021

\\\ Российская империя управляется непосредственно Господом Богом, иначе я отказываюсь понимать, как она ещё существует\\\ фельдмаршал Миних

Попросили таки за Миниха. Чрезвычайно этому рад. Таких людей немного в истории человечества.
Бурхард Кристоф Миних родился 9 мая 1683 года в Ольденбурге, Нижняя Саксония, в семье инженера. Род Минихов принадлежал ко крестьянскому сословию, но уже несколько поколений Минихов занимались ирригацией, устройством плотин и каналов. С 9 лет Кристоф помогал отцу составлять чертежи будущих плотин, удивляя окружающих своими способностями и смекалкой. Освоив инженерное дело, в шестнадцать лет решил изучить военное дело и поступил в гессен-дармштадский военный корпус, стал военным авантюристом, диким гусем, как бы сказали сейчас. Шла большая война за испанское наследство, Европа полыхала. Молодой Миних воевал у Евгения Савойского, потом у герцога Мальборо, подмечая приёмы войны у самых передовых полководцев своего времени. В стычке с французами был серьёзно ранен и попал в плен. После окончания войны за испанскую корону был освобождён из плена и стал думать, что делать дальше.
Запад Европы затих, дикие гуси потянулись на восток. Миних поступает на службу к польскому королю Августу, но тут знакомится с русским послом в Варшаве князем Долгоруким. Долгорукий вербует молодого дикого гуся, говоря ему, что царю Пётру позарез нужны военные инженеры-фортификаторы по устройству укреплений вокруг Петербурга и строительству гаваней для военного и торгового флота. Миних посылает Петру сочинение по фортификации. Пётр отвечает — приезжай, озолочу. Должность генерал-поручика, двойное жалованье и любые возможности.
Миних делает Августу ручкой и тихо линяет под тем предлогом, что надо проведать больного папу, и огородами через Кёнигсберг и Ригу пробирается в Петербург. На дворе февраль 1721 года. Так Россия получает своего нового великого гражданина. Так Бурхард Кристоф навсегда становится Христофором Антонычем.
Вот как описывает Миниха по приезду в Россию историк Костомаров -
\\С этого времени Миних стал всецело принадлежать России, и его имя вступило в ряд имен знаменитых деятелей в русской истории. Ему было тридцать семь лет от роду. Он был высок ростом, чрезвычайно статно сложен, красив лицом; его высокий открытый лоб и быстрые проницательные глаза с первого раза выказывали то величие духа, которое заставляет любить, уважать и во всем повиноваться.\\
Пётр сразу поручает Миниху Ладожский канал. Канал строится с 1710 года, уже тринадцать лет, и работы продвинулись только на двенадцать вёрст. Начальник строительства, генерал-майор Писарев, судя по всему, редкий дятел и вор. Миних делает инспекцию канала и докладывает Петру, что и эти построенные двенадцать вёрст никуда не годятся. Следует шкандалъ. Писарева спасает только его покровитель князь Алексашка. Судя по всему, они вместе и воровали.
Миних берётся за дело, и через год уже переделаны эти двенадцать вёрст, построены две плотины и шестнадцать шлюзов. Пётр в восторге. Он пишет жене -
«Труды моего Миниха радуют меня и подкрепляют мое здоровье. Недалеко то время, когда мы с ним сядем в шлюпку в Петербурге и выйдем на берег в Москве, в Головинском саду».
Миних делает головокружительную карьеру, становится любимцем Петра, и только сопротивление Меньшикова его ограничивает. Меньшиков шибко не любит Миниха — Христофор Антоныч и сам не ворует, и другим не даёт. Протестантская этика, итить-разлетить.
Пётр представляет Миниха сенату и говорит -
\\Ещё в службе у меня не было такого иностранца, который бы так умел приводить в исполнение великие планы, как Миних! Вы должны всё делать по его желанию!\\
Ладожский канал Миних заканчивает уже после смерти Петра, в 1728 году. Теперь арифметика — Писарев за тринадцать лет построил только двенадцать вёрст, да и то через жопу, Миних же заканчивает весь канал за пять лет, все сто четыре версты. Вот какие бывают на Руси чудеса, если не воровать.
Дальше внимание, питерцы. Очень стыдно, что в вашем городе нет памятника Миниху. Антоныч спас ваш город. После смерти Петра его город оказался никому не нужен. Только Пётр упирался в это гнилое болото, а вся придворная мешпуха после его смерти ломанулась обратно в Москву и в поместья, подальше от комаров, наводнений и балтийских ветров. И только Миних с небольшим гарнизоном остался и как-то поддерживал город, чистил русла, укреплял берега, а потом убедил императрицу Анну Иоанновну перевезти двор в Питербурх, постоянно доказывая нерешительной императрице, что прошло время Московской Руси, что Россия европейская страна. Убедил. Двор переехал.
Не связанный больше кознями Меньшикова, Миних разворачивается на всю катушку. Он учреждает военно-инженерную академию, на базе трёх конных полков придумывает фактически новый род войск — кирасиров, тяжёлую конницу, учреждает минные и сапёрные роты, впервые в русской истории устраивает военные госпитали. По факту Миних строит для России новую армию. Народ обожает Антоныча, его авторитет в войсках непререкаем. Окончательно Антоныч срывает всем башни, когда отменяет указы Петра о двойном жаловании иностранным наёмникам. Пётр подманивал иностранцев, положив им двойное содержание против русских офицеров. Миних уравнивает жалование всем, говоря, что это будет справедливо. После этого в войсках его просто носят на руках. Найдите ещё генерала, который вдвое режет себе жалованье ради справедливости.
С серыми кардиналами Анны, Остерманом и Бироном, Миних не поладил. Не захотел участвовать в придворных интригах и пошёл турок воевать. Турки во время своей войны с Персией совсем оборзели и водили войска по нашей территории. Это был плевок в морду. Кроме того, был риск потерять Баку и Дербент.
Миних идёт воевать Крым. Здесь он опять ставит всех на уши — он впервые побеждает османов в сухопутном сражении. На реке Прут он наголову бьёт турок, берёт Очаков, берёт Ак-Мечеть(Симферополь), берёт Гезлев(Евпаторию), и в конце концов берёт ставку крымского хана — Бахчисарай. Во всех этих городах он кладёт гарнизоны крымчаков и турецких янычар. Походу Миних дарит России Молдавию.
Европа в беспокойстве. Россия слишком окрепла. Миних уже подумывает, не взять ли Константинополь. Европейская дипломатия разводит лохушку Анну на позорный Белградский мир. Все победы Миниха идут прахом. Антоныч в печали. Его идея христианской Европы пошла коту под хвост.

.
продолжение воспоследует, если я вас не утомил





21 окт 2021

\\\ Я с победоносной русской армией совершал походы в степях, где недоставало ни воды, ни жизненных запасов; я с русским простым народом при построении линий и крепостей исполнял удачно такие работы, на которые бы не посмел отважиться с другим народом! Где ещё такой народ? Кто этого сам не видал, тот понять не может, а кто был свидетелем его деяний, как я, тот не может не изумляться! \\\ фельдмаршал Миних

Умирает императрица Анна Иоанновна. Встаёт вопрос о престолонаследии. По завещанию Анны корона переходит к её внуку, Иоанну Антоновичу. Это не вопрос, вопрос — кто будет регентом? Императору чуть больше годика, по факту править будет регент. А кто регент? Канешна Бирон, фаворит и шептальщик, серый кардинал правления Анны. Всё это время называют на Руси бироновщиной. Русь уже наелась Бирона по самые гланды.
Проходит двадцать дней с воцарения Бирона. Русь в страхе и трепете. Уже полетели клочки по закоулочкам, уже прищемили Демидовых. Миних понимает — козла надо валить. Ему говорят — фельдмаршал, Бирона охраняют преображенцы, без охраны в триста человек он не появляется. Миних смеётся — преображенцы? не делайте мне смешно, это мои дети. Как по заказу приходит весточка от преображенцев — фельдмаршал, одно твоё слово, и мы Бирона в колбасу нашинкуем.
Миних свергает Бирона. Ставит на трон Елизавету Петровну. Но у Елизаветы Петровны тоже есть свой шептальщик, её врач Лесток. Лесток говорит молодой императрице — всё это прекрасно, спасибо Миниху, но его тоже надо валить. Он слишком силён, слишком авторитетен в войсках и народе. Как Бирона сковырнул, так и тебя сковырнёт, если захочет.
И Миниха винтят, и после скорого суда приговаривают к смерти вместе с Бироном и Остерманом, которых он сверг. Такова бывает императорская благодарность. Возвели на трон — всем спасибо, все свободны.
Костомаров пишет -
\\На простых крестьянских дровнях везли Остермана, одетого в халат, – по болезни ног он не мог идти. Прочие осуждённые шли пешком. Все показывали унылый вид, были неряшливо одеты и, сидя в тюрьме долгое время, обросли бородами. Один Миних имел бодрый вид, был выбрит, одет в серое платье, поверх которого накинут был красный плащ.\\
Понимаете, да? Человек идёт на эшафот чисто выбритым и аккуратно одетым. Помахивая тросточкой, он беседует с конвойным офицером. Они узнали друг друга и вспоминают прожитый вместе турецкий поход.
В последний момент, уже на эшафоте, оглашают приказ о помиловании. Казнь Миниху заменяют ссылкой в Пелым. Это Средний Урал. Ссылка бессрочная и подконвойная с лишением прав состояния и всех имений.
Дальше начинается интересное. Чтобы это понять, представьте себя на месте фельдмаршала. Ты уже немолодой человек, по тем временам просто старик. Ты уже всё видел, всё прожил. Ты строил чужую страну на честь и на совесть, ты не проиграл ни одного сражения, ты всё познал, и славу, и подлость. Сиди ровненько, грей руки у печки, благодари судьбу, что не убили. Размышляй о бренности всего сущего.
Другой вариант — пиши мемуары, расскажи, какие все козлы, как несправедливо с тобой обошлись.
Третий вариант — забей на всё, тихо доживай, ковыряй в носу, вспоминай виды родной Нижней Саксонии.
Хрена с два. Что делает Миних? Миних строчит как из пулемёта, он засыпает письмами Елизавету Петровну. И это не слёзные просьбы терпилы о помиловании, это проекты. Проекты с чертежами, сметами и расчётами. Проект благоустройства Ладожского канала, проект очищения малых рек Петербурга, проект фортификации Киева, проекты модернизации армии...
Миних так достал Елизавету проектами, что она велит отобрать у Миниха бумагу, перо и чернила. В Пелым скачет строгое распоряжение конвойным офицерам — чтобы от Миниха ни одного письма. Елизавета не любит проектов, она их не читает. Она по другой части. Время её правления характеризует придворная песенка, это всё, что после неё осталось -

Весёлая царица
была Елизавет.
Поёт и веселится
порядку только нет.

Нет, конечно, Миних просит о помиловании. Но он просит конструктивно. Он пишет — я не в обиде, ты просто подумай, дура, что простаивает боевая единица, я же могу тебе пригодиться. Поставь меня рыть каналы, пошли меня губернатором в Сибирь, я подниму тебе Сибирь...
Ничего не напоминает? Воля ваша, но это просто один в один письмо епископа Луки Крымского Сталину — дурилка картонная, у тебя люди гибнут, а ты меня, шикарного хирурга, держишь в ГУЛАГе. Выпусти, дай оперировать, а выиграешь войну — обратно закрой.

Миних проводит в пелымской ссылке двадцать лет. Умирает Елизавета, на трон восходит Пётр Третий. Он вспоминает про Миниха, отпускает его на свободу и зовёт ко двору.
Миних уезжает. Но как уезжает? Он садится в коляску вместе с женой, они трижды объезжают Пелым, и Миних кричит -

— Простите, мои пелымцы, вот и старик Миних с своею старухою от вас уезжает.
— Прости и ты нас, отец наш родной! — отвечает народ.

Миних возвращается в Питербурх. Ему уже восемьдесят лет. И по закону еврейского счастья он опять попадает в нездоровый замес. Пётр Третий, его благодетель, встречает его весьма приветливо. У Петра масса планов по модернизации армии по прусскому образцу. Его кумир — король прусский Фридрих, и Пётр ищет в Минихе как в немце союзника. Миних говорит — дурак ты, твоё императорское величество, и задумал ты полную хрень. У них возникают серьёзные разногласия и охлаждение в отношениях. И тут к Петру приходит беда, его решает замочить его любимая жена Фике, будущая Екатерина Вторая. На Ораниенбаум идёт Екатерина с двадцатитысячным войском, на стороне Петра только три тысячи его голштинцев, и те в Кронштадте. Шансов никаких.
Что делать Миниху? Казалось бы, ты убедился, что Пётр дурак и ничтожество. Отрекись от него, присягни Екатерине, и будешь в полном шоколаде. Но Миних человек чести и он помнит добро. Он помнит, кто вытащил его из Пелыма. Он составляет подробный план спасения и обороны, и только дурость Петра не даёт этому сбыться.
Но Миних с Петром до последнего.
Когда всё заканчивается, Екатерина спрашивает у Миниха -
— Фельдмаршал, Вы хотели поднять против меня оружие?
Миних отвечает -
— Ваше величество! Я хотел жизнью своей пожертвовать за государя, который возвратил мне свободу. Но теперь я считаю своим долгом сражаться за вас, и вы найдете во мне вернейшего слугу вашего.

Надо отдать должное Екатерине — она оценила ответ, ни на какие санкции не пошла, и решила использовать старика по назначению. Миних на склоне своих лет получает дембельский аккорд — Рогервикскую гавань. Это офигенный по тем временам проект.
Миних шумен по своему обыкновению. Он скандалит, требует людей и денег, он сыпет в Екатерину цифрами и сметами, и опять требует людей, и опять требует денег...
Смерть застаёт его на работе. Миних не собирается умирать, он полон забот, у него куча планов. Самый главный -

«Завоевать Константинополь... восстановить христианскую греческую империю. Я могу, всемилостивейшая государыня, предложить план этого обширного и важного предприятия. Я несколько лет над этим планом трудился в моем изгнании; к несчастию – он, уже написанный, пропал вместе с моею новою системою фортификации. Надобно несколько времени, чтоб его снова обдумать и начертить»

Это последнее его письмо к императрице. Христофор Антоныч Миних волией Божией помре 16 октября месяца 1767 года 84 лет от роду.

Я не знаю, как говорить о таких людях. Я просто хотел бы видеть памятник ему. Даже видел в интернетах проект.





--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417