Вьетнамская война 1955 - 1975

Владимир Тяптин
Поэма
(Из эпопеи «Борьба Индокитая
за независимость»)

Ведь это ж надо! – Двадцать лет
Война Вьетнамская гремела, 1
И Хо Ши Мин, великий «дед», 2
Вёл Север против Юга смело!
Его помощник – СССР
И весь Соцлагерь – делом дюжим
Явили миру здесь пример
Интернациональной дружбы!
Как смел был Северный Вьетнам, 3
Как храбро патриоты Юга 4
Сражались за свободу там! –
Как всё сметала битвы вьюга!
Полмиллиона США 5
В Вьетнам направили пехоты.
«Морской?» – Морской, конечно, да,
И те измучились до рвоты.
Семь лет воюют. «Ну, и что?» –
Громят вьетнамцы их отважно!
Семь лет бомбят Вьетнам. И что? 6
Не помогает это даже.
Анкуонг, Дакто и Йа-Дранг, 7, 8, 9
Хюэ, дорога «номер девять» 10, 11
Зрят, как Ханой идёт ва-банк:
Прочь оккупантов гонит в шею.
Итог – фиаско США. 12
Вьетнам, Лаос, Камбоджа – браво! –
Ценой огромных жертв пришла 13
Победа к вам и с нею слава!

Мир не забудет геноцид, 14
Творимый США в те годы
И в вечной памяти хранит,
Что вытворяли здесь уроды:
Уничтожали в деревнях
Всё население на юге,
Проклятья стыли на устах,
Пылали огненные вьюги.

Милай, Биньтэй и Микхе – три 15
Деревни из Сонгми-общины. –
Слезу, История, утри! –
Там совершились зверства-мины:
Пятьсот четыре – почти всех,
Американцы расстреляли!
Какой значительный успех! –
В отчёт врагами их вписали.
Над женщинами группы лиц
Пред этим мерзко надругались.
Пытали, мучили. Всех птиц
Стенанья жертв там разогнали.

Пред этим изверги другой
Страны – Кореи Южной – тоже 16
Творили зверства над страной,
И жалко – Бог не дал по роже:
Бинтай, Биньан, Тэйвинь, Хами
Убийства массовые помнят –
Как в шестьдесят шестом они
Чинили зверские погромы.

«И что же суд американский?
Он осудил тех палачей,
Что здесь вели себя по-хамски,
В людей стреляли, как в зверей?» –
Их трибунал всех пожалел.
Лишь лейтенант Уильям Келли 17
Три года с лишним отсидел
И был помилован. – на деле
Таков итог подобных дел. –
Ну, как же! Все американцы
Кричали: «Что за беспредел!
Свободу Келли!» – Против санкций
Народ Америки радел! 18

Позор жестоким палачам!
Позор стране, не осудившей
Убийц гражданских лиц и срам,
Творивших зверства за границей!

Героям слава этих стран,
Народ поднявших на восстанья!
Виват! Виват тебе, Вьетнам!
Пусть гордо реет твоё знамя!
Успехов славных вам в труде,
Вьетнам, Лаос и камбоджийцы, 19, 20
Пусть в вашей будущей судьбе
Былой кошмар не повторится!
Пусть будет мирным небо и
Растут спокойно ваши дети!
Здоровья, счастья и любви
Всех благ и радости на свете!

25 января 2023 г.
----------
1 Вьетн-я война – конфл. во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже с 1.11.1955 до падения Сайгона 30.04.1975. Прот-ки: 1) соц. напр-ти – ДРВ, НФОЮВ (с 8.07.1969 – РЮВ), Патет Лао, Красные кхмеры (с 1970), Китай, СССР, КНДР, при под-ке: ВНР, ГДР, Куба, МНР, ПНР, СР Рум., Чехосл., Швеция; 2) кап. напр-ти – Р. Вьетнам, США, Р. Корея, Таиланд, Филип., Австралия, Нов. Зел., Кор. Лвос, Кхмерская Р. (с 1970), при под-ке: Браз., Великобр., Израиль, Испантя, Италия, Кит. Р., Малайзия, Сингапур, ФРГ. Силы сторон; 1) соц. напр-ти – ок. 860-ти т. ч. (1967); 2) кап. напр-ти – 1 420 т. ч. (1968). Рез-т: 1) Победа С. В. и Вьетконга. 2) Вывод в-ск коалиции США из В. в 1973 г. п. подп-я Париж. мир. согл-й. 3) Коммун. силы захв. вл. в Ю. В., Лаосе и Камб. 4) Нач. кризиса с людьми в лодках и беж-ми из Вьетн. (по д. ООН в 1986 г. 929, 6 т. «людей в лодках» усп. зав-ли своё путеш-е и ок. 250 т. пог. в море. 5) Нач. геноцида в Камб. и 3-й в. в Индок. Тер-е изм-я: Воссоед-е С. и Ю. В. в Соц-ю Р. В. в 1976-м г.
2 Хо Ши Мин (19.05.1890 – 2.09.69) – вьетн. рев-р, гос., пол., в. и парт. д-ль. Член Фр. ком. п. с 1920 г., в. д-ль Коминтерна, основ. Ком. п. В. (1930) и Ком. п. Индок. (1930), созд. Вьетминя (1941), рук. авг. рев. (1945), с 19.08.1945 по 2.09.1969 гг. – 1-й през. Дем. Рес. Вьетнам и созд. Нац. фр. осв. Ю. В. («Вьетконга») (1960).
3 Датой созд. Вьетн. нар. арм. (ВНА) сч. 22.12.44. В эт. д. б. созд. 1-й отряд рег-х сил, в кот. насч. 34 б-ца. В апр. 1945 г. числ. отр-в Вьетминя (в.-пол. орг., созд-я в 1941 г. Хо Ши Мином для б. за нез. В. от Фр. и Яп.) дост. 1 т. б-в. 15.05.45 в рез. объед-я отрядов «спас. Родины» и отр-в осв-я б. созд. «Армия осв. В.». В х. Вьетн-й в. ВС ДРВ б. полн-ю перевоор-ны благ-я под-ке Китая и пол. знач. б. оп. 7.01.47 б. сф. 1-й 102-й пех. полк рег. сил, им-й арм. стр-ру. 4.11.49 в. ВС (р. назыв-е Арм-ей защ. Род.) пол. наз. Вьетн. Нар. армия (ВНА). Б. уст. приз-й принцип компл-я арм. К к. 1949 г. силы Вьетминя насч. ок. 40 т. б-в (в т. ч. 2 пех. див. и неск. отд-х полков рег-х сил, орг-х по арм-у обр.). В 1951 г. б. созд. 1-е арт. подр. – 351й арт див-н. 7.05.55 г. б. созд. в.-мор. силы. 3.03.59 б. – воор-я нар. мил. (на осн. кот. в д-м б. созд. погр. в-ка). В 1959 г. б. сф. 1-я танк. ч. – 202-й т. полк, ук-й т-ми Т-34-85. В 1963 г. в.-возд. силы.
4 Нац. фр. ос. Ю. В., изв-й т. как Вьетконг – в-пол. орг. осн-я в соотв. с реш-м янв. пл. 1959 г. ЦК Партии тр-ся В. о пер. к «воор. восст-ю» на юге стр. и д-я в Ю. В. в 1960 – 1977 гг., явл-ся одной из в-х сторон во В. в. 15.02.61 все воор. груп-вки в с-ве НФОЮВ б. об. в Нац.-осв. арм. (НОА), ст-ю воор-м крылом эт. фр. В янв. 1963 г. в б. при д. Апбак парт-ны нан-ли 1-е пор. прав-й арм. В воен. отн. силы НОА сост. из 3-х ч-й: 1) Нар-е (в дер-х). 2) Регион-е (в пров-х и уездах). 3) Основные (п/рег. силы – роты, бат-ы и полки). С 1968 г. компл-сь с-ми рег-й с-в-й арм. В 1964 г. вс-ве НОА б. сф. 9-я див.
5 В д. 1961 г. в Ю. В. б. перебр-ны 1-е рег. подр-я ВС США – 2 вертол. роты, для пов-я моб-ти прав-й арм. Форм-м нач-м прямого уч-я ам-х ВС во -й в. сч-ся 8.03.65 – в эт. д. в порту Дананг нач. разгр-ся 1-е 2 бат-на мор. пех. США. А 1969 г. стал годом наиб. масшт-го прис-я ам-й арм. во В. и годом катастр-го роста её пот. По сост. на апр. 1967 г. в Ю. В. нах. 543, 4 т. в/сл-х США, а боев. потери с нач. акт-й фазы вм-ва Амер. в гр. в. в 1,54 р. прев. пот. во вр. в. в Корее (в Кор. США пот. 37 904 ч., во В. – 58 220 ч.). Поводом к вм-ву ам-в в В. гр. в. явл-ся 2 т. наз-х Тонкин-х инциндента 2 и 4.08.64 – атаки (1- й – реал., 2-й – вым.) с-в-х торп-х кат-в на ам-е эсминцы. В теч. 10-ти л. (посл. ам. с-ты, охр-е пос-во США в Сайг., пок. стр. в 1975 г.) в джунглях В. и в небе над ними, а т. на земле и в возд. Лаоса и Камб. и в морях ок. Индок.  п/о-ва усп. повоевать 3 403 100 граждан США.
6 Всего за вр. В. в. ВВС США сов. 14 бомб-х камп-й, в х. кот-х б. сбр-но 7 662 т. т взр-ки (за 2-ю Мир. в. – 2 150 т. т, т. е. в 1,5 р. б.). 1-я б-ка С. В. б. пров. 5.08.64 г. С 2.02.65 они стали регул-ми. С 18 по 29.12.1972. б. пр. массир. бомб. удары с уч-м б-в В-52 методом «ковр-х бомб-к» по Ханою и Хайфону. Целями б. все воен., а т. и др. страт. важ. об-ты (ж/д. узлы, мосты, а/дор., эл/ст. и мет. пр-я). Б. сбр. 25 т бомб, кот-е ср-ли с землёй всё, нах-ся на пл. 30-ти футб. полей. Общ. тоннаж – ок. 20 т. т., ч. – соотв-т трот. экв-ту ат. б., сбр-й на Хиросиму. 22.12 B-52, поразил госпит. Батьмай, расп-й в км от аэр. Батьмай. Пац-ты б. эв-ны, но 28 мед. раб-в-в погибли. На крыши пром-х зд-й в Ханое поднимали ж-н и детей, чт. ам. лёт-ки не бомб. эти зд-я.
7 Анкоунг – дер. в 3-х км от выс. 43, нед. от ам. базы Чулай в пров. Куангнгай, расп-х нед. от Тонкин-го залива, где 18.11.65 шёл жест. бой б-в НФОЮВ с мор. пех-ми США (со ст. США уч-ли 1,5 т. ч., со ст. НФОЮВ – 5,5 т. ч. Пот. США – 14 уб-х, 9 ч. захв. в пл.; у НФОЮВ – 46 уб-х, 204 ран-х).
8 Дакто – дер. в тр-прох-й и м-нас-й м-ти нед. от вьет-лаос. гр. Битва при Дакто – назв. боёв м. подр-ми ВС США и Ю. В. с одной стор., и С. В. – с др., пр-х в нояб. 1967 г. на Центр-м плоског-я с 3 по 23.11.67. Уч-ки: 1-я див. НА С. В.; бриг. 4-й пех. див. США и 173-я в-дес. бриг. и подр-я ю-в. армии. Пот. США – 361 уб-ми, Ю. В. – 73 уб-ми, С. В. – от 1000 до 1664 уб-ми.
9 Битва в долине Йа-Дранг – назв. 2-х ср-й м. ам-й и с.-в-й арм-ми 11 – 18.11.65 в ц. ч. В. в дол. р. Дранг. Явл. одной из наиб. ож-х. битв В. в. Со ст. ам-в уч. ок. 1000 ч., со ст. С. В. ок. 2500 – 3000 ч. Пот. США (по ам-м д.): 308 уб., 540 ран., 4 проп. б/в., 4 верт. сб. и 55 повр.; пот. б-в С. В. (по д. в-цев): 560 уб., 670 ран.
10 Хюэ – гор. в ц. ч. В., расп-й в 12-км от поб-я Тих. ок. В 1802—1945 гг. б. стол-й стр. при дин. Нгуен. С 30.01 по 3.03.68 в этом гор. пр. одно из наиб. долгих и кр-прол-х ср-й во вр. В. в., м. ВС США и Ю. В. с одной стор. и С. В. с др. В ср. прин. уч. 3 бат-на мор. пех-в США, 11 бат-в ю/в. арм. и 2 усил-х полка с/в. арм. Ран. утром 31.01.68 с-в-цы за неск. час. захв. гор., кот. некому б. защ-ть, за искл-м цитадели, где разм-ся штаб 1-й пех. див. ю/в. в-ск и ам. база Команд-я по ок-ю пом. В-му. Позднее к гор. под-ли 3 бат-на мор. пех-в США. Кровопр. ул. бои прод. 26 дн. Захв-в гор., сев-вьет-е в-ка учин. расстрелы в/пл-х и тех, кто сост-л на службе у ю/в. власти. По р. д. кол. жертв сост. неск. тыс.
11 Дор. № 9 в Лаосе – 300-км гос. трасса №9. Во вр. В. в. она им. страт. зн., т. к. перес. горн. хреб. Чыонгшон и тропу Хо Ши Мина. Для трансп-ки оружия и продов-я на юг, ам-цы постр. в этом р-не множ-во в. баз. В 1965 – 1972 гг. ВС Вьетн. и Лаоса не раз орг-ли атаки на ам. базы, ср. кот-х сам. знам-ми явл. осада б. Кхешань в 1968 г. и оп. «Трасса №9 – Ю. Лаос» в 1971 г. Эта оп., орг-я ю/в-ми в-ми, при под-ке ам-й ав. и арт., прох. с 8.02 по 25.03.71 и зав-сь поб-й с/в-х в-ск. В ней впервые уч-ло б. кол. танков: 100 ю/в-х и 88 с/в-х, 20 т ч. ю/в-цев (на тер. Лаоса и Ю. В.) и 10 т ам-в (на тер. Ю. В.). В ходе этой оп. с/в-е в-ка ун. неск. ам-х баз сев-е дор. № 9. По дан. США пот. ю/в-х войск сост.: до 19960 ч. уб. и ран., 1142 пл-х, 8 сам-в, прим. 200 верт-в; с с/в-й стор. по д. ДРВ: 2163 уб., 6176 ран., по д. США: 19360 уб., 2001 груз-к, б. ч. танков.
12 Пот. США сост. 58 220 ч. пог-ми и 1 626 ч. проп. б/в. В 1969 г., п. избр-я през-м США Никсона, нач. пол-ка «вьетнамизации», в рамках кот-й в конфл. уч-ла расшир-я армия Р. В., а ам-е в-ка б. отодв. на 2-й план. К нач. 1972 г. сух. в-ка США б. в знач-й степ. выведены, и их опер-и огр-сь ав. и арт. под-й, советниками и пост-ми мат. средств. В нач. янв. 1973 г. мир. перег-ры возоб-сь и 27.01.73 б. подп. Париж. мир. согл-е. 29.03.73 США зав-ли выв. св. в-ск из Ю. В., а 1.04.73 С. В. зав. репатр-ю ам. в-пл-х. Пораж. во Вьет. в. прив. в шок ам. общ-во и уд-ло по межд-му престижу США. Бомб-ки с-в-х тер-й прив. к знач-м жертвам и разр-м, но не см. перел-ть ход в. Созд-е при техн-й под-ке СССР подр-я ПВО В. нан. ав-и США сер. ущ. и вын-ли ам-в отк-ся от массир. прим-я ВВС. П. выв. в-ск США из В. боев. д-я м. С. и Ю. В-м прод-сь ещё 2 г. В ходе вес. наст. 1975 г. НАВ 30 апр. б. взят. Сайгон. – это ознам-ло конец В. в. В след-м г. Ю. В. б. присоед-н к Сев-му В.
13 Война прин. огр. чел. ж.: оц-ки ч. уб-х в-х солдат и мир. жит-й кол-ся от 966 т. до 3 млн ч. Итоги в. камп. Б. плач.: 60 000 солдат б. уб., 2500 ч. проп. б/в., ок. 300 т с-т б. р. или ост. инв-ми. Сч-ся, ч. ок. 150 т. ч. сов. самоуб-во под возд-м «в-го синдрома» (т.е. б., чем пог. в х. в. д-й). За 6 лет В. в. ам. бюджет пот. 352 млрд. долл.
14 Немн-е знают об актах геноцида, ср-х с нац-ми, уничт-и мир. нас. и прим. хим. оруж армией США во В. 2.03.65 США и ВВС Ю. В. иниц-ли кр-шую ав. оп. со вр-н 2-й мир. в. с код. назв. «Гром. раскаты». Сам-ты нан. рак-но-бомб-е уд. по жилым пригор-м с-в-х гор-в, не щадя даже гр. объекты (больн., шк. и т.д.). Вс., за вр. в. на вьетн-е гор. и дер. б. сбр. 7,7 млн т бомб. В арм-й среде намер. культ-сь идеи о прев-ве белой расы, о полной безнак-ти за сов-е д-я. Это пород. множ-во в. прест-й с 1965-1973 гг. Солд. попросту растр-ли людей, не щадя ни ж-и, ни детей, ни стар-в. Сл. нац. в годы ВОВ, пех-цы США забр-ли гранаты в ж. дома, а пыт-ся спрят-ся селян – нах. и рас-ли в упор. С 1962 по 1971 гг. пров. оп. «Ранчо», кот. яв. самым длит-м исп-м хим. ор. в истории. С ц-ю ун. раст-ти Ю В. ам. ВВС распылили над лесами ок. 77 млн л. дефолиантов, ср. кот. ос. из-ть. пол. т. н. «Агент Оранжевый».
15 16.03.68 рота С («Чарли») 1-го бат-на 20-го пех. полка США под ком-м кап. Эрнеста Медины сов. в. прест. в дер-й общине Сонгми (округ Сонтинь пров. Куангнгай в Ю. В.), кот. пол. мир. изв. в 1969 г. – масс-е уб-во гр. нас. дер. Милай, Биньтэй и Микхе, убив 504 мир. жит-й, из них 210 дет., Мн. жертвы пер. уб-м б. подв. пыткам, а женщины груп-м изнасилованиям.
16 Мас. уб-во в Биньхоа б. сов. ю-кор-ми в-ми в пер. м. 3 и 6.12.1966 в д. Биньхоа, расп-й в пров. Куангнгай в Ю. В. Ж-ми резни стали, по р. д., от 422 до 430 ч., по б-й ч. ст-ки, д. и ж-ны, в т. ч. 21 бер-я. Убив жит-й, солдаты сожгли дома в дер., уб. сотни коров и буйв-в, прин-х жит-м дер. 25.02.1968 мор. пех. Ю. Кореи сов. нап. на нев-х мир-х жит-й д. Хами в пров. Куангнам в Ю. В. Ж-ми ст. 135 ч. За иск-м 3-х м-н и 4-х неоп-х тел, это б. ж-ны, ст-ки и д. П. уб-ва в-е пок. дер., но во 2-й пол. д. вер-сь с 2-мя бульд-ми, кот-ми разр-ли дома и негл-е могилы, в кот-х соседи пыт-сь пох. пог-х. Ю-кор. ВС, уч-е в в., как пр., отв-ли за зач-ку тер. п. пров-я осн-х б. д-й. Ю-кор-е с-ты сов. ещё неск. ан-х мас-х уб-в (в Фонгньи, Фонгняте и др.).
17 Уильям Келли – лейт. роты C («Чарли») 1-го бат-на 20-го пех. полка 11-й лёгкой пех. бриг. ВС США. 16.03.68 отдал прик. рас-ть  жит-й ю/в. д. Милай. В США об этом прест. Ст. известно лишь в 1969 г. Это вызв. возм. мир. общ-ти и ст. одним из самых изв-х и симв-х соб-й во В. в. Т. 1 в/сл-й (Уильям Келли) б. ос. ам-м судом на 33 г. каторги, призн-й вин-м в уб-е 22-х мир. вьетн-в, но проведя 3 с пол. г. под дом-м ар-м, б. пом-н през-м США Никсоном. В 2009 г. он публ. изв-ся за отд-й приказ: «Я соч-ю всем, кто постр-л в дер. Милай, и прошу изв-я у всех вьетн-в за эту траг-ю. За то, что сд-ли ам. солдаты. Если вы спросите, поч. я не защ. их, мне прид-ся отв., что я б. лейт-м, и осознаю, что глупо вып-л прик. оф-в высшего команд-я».
18 78 % ам-в нег-но воспр. Реш. суда, 51 % считали, что през. Никсон д. пом. Келли, а 28 % – сокр. ему срок закл.
19 Потери лаосцев сост. 20 – 62 т. ч.
20 Потери камб-в сост. 275 – 310 т. ч.