Играй, гармонь!

Светлана Куликова
Ой, что было вчера воскресным утречком!
В одной из квартир нашего дома, то ли этажами выше, то ли ниже - не разобрала, примерно часов в 8 утра началась гулянка. В самый сладкий утренний сон вдруг ворвались звуки гармони, и разудалый хор грянул «Вот кто-то с горочки спустился...»
Популярную русскую песню незримый самодеятельный хор исполнил от и до и умолк. «Сейчас добавят на грудь и снова запоют, - подумалось мне сквозь накатившую заново дрёму. -  И чего в такую рань? Наверное, сразу за стол сели, как гости приехали... Традиция, однако...»
Нет, я не злилась, хотя почти до рассвета читала детектив Патриции Вентворт, наоборот. Болтаясь где-то между явью и навью, сознание начало подкидывать приятные воспоминания.
Впервые на деревенские посиделки я попала октябрёнком. Мамин брат Толя женился на девушке Вале из уральской деревни Грань, и мы всей своей городской семьёй поехали знакомиться с новой роднёй. В Грани и довелось мне первый раз услышать застольные песни под гармонь и даже поплясать (не путать с «потанцевать») под забористые частушки.
Нам, детям, никто не мешал крутиться среди подвыпивших взрослых, хватать со стола что понравится и хомячить хоть в горнице, хоть во дворе, хоть на сеновале, где восхитительно пахло сухими травами. Такой вольницы у нас в городской квартире не было и быть не могло! Там царили чистота и этикет - нож справа, вилка слева, «когда я ем - я глух и нем»... Наконец, объевшиеся вкуснейших шанежек из печи, утомлённые не испытанной доселе свободой, мы с младшей сестрёнкой уснули на тёплой лежанке. Звуки затянувшейся гульбы не только не мешали нам, а даже добавляли в сон красочных картин. Под громкие разговоры и песни мы счастливо дрыхли за белой в красных цветочках ситцевой занавеской... С того дня застольные русские песни для меня - это весело, вкусно, душевно...
Вот почему в редеющем тумане сна я продолжала предаваться нежным воспоминаниям, даже когда после небольшой паузы гости затянули «Ой, мороз, мороз...», затем «Виновата ли я...», а после перешли к частушкам с дробушками. Наяривала гармонь, выкрикивали что-то неразборчиво мужские и женские голоса, дом звенел и трясся, а мне было очень, очень хорошо. Но, похоже, только мне одной.
Вначале некто попытался призвать соседей к тишине традиционным способом - стуком по батарее. Его то ли не услышали, то ли проигнорировали. Встреча городской родни с деревенской (так я ассоциативно обозначила громкое событие) набирала обороты до полудня, а в полдень...
Всё-таки наш народ не только жизнерадостен, но и находчив! Кто-то где-то ВКЛЮЧИЛ ЭЛЕКТРОДРЕЛЬ! В какую стену вгрызался этот "кто-то" ради подавления музыкального шума ещё бОльшим шумом, не знаю, только визг и грохот железного механизма заглушили звуки народного гуляния. Цивилизация убила традицию. И наступила тишина.
Начался новый день в большом городе, где в многоэтажных домах не принято петь хором под гармонь и стучать пятками под частушки; где нож справа, вилка слева и «когда я ем - я глух и нем». А воскресный сон до обеда - это святое.

Иллюстрация из интернета общего доступа