Карнавальная ночь. Глава четвертая

Владимир Ютрименко
«Король эпизода» Сергей Филиппов в роли лектора Некадилова.

У Сергея  Филиппова в фильме роль небольшая эпизодическая. Но «Король эпизода» умел так мастерски исполнить свою роль, что всего лишь одна фраза, сказанная им, становилась крылатой.

Актёр стал широко узнаваем с середины 50-х годов после выхода на экраны комедийного фильма «Укротительница тигров», поставленный  режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Александром Ивановским. Роль наглого и самовлюбленного дрессировщика Казимира Алмазова получилась столь яркой, что Филиппов стал навсегда любимцем публики.

Эпизод с лектором, рассказывающим о жизни на Марсе, появился в «Карнавальной ночи» не сразу — это была режиссёрская импровизация. Человека с портфелем Рязанов позаимствовал из реальной жизни. В то время развернуло активную деятельность Всесоюзное Общество по распространению политических и научных знаний. Среди его членов было немало  странных людей, готовых рассказывать что угодно и где угодно, лишь бы платили за лекции. Именно их решили  высмеять  кинематографисты
в «Карнавальной ночи».

Подходящего артиста на роль лектора Некадилова режиссёр долго не мог подобрать, так как Пырьев отвергал все предложенные им кандидатуры. А съёмки были уже в разгаре, времени оставалось мало, и Рязанов вспомнил про замечательного комедийного актёра Сергея Филиппова. 

Филиппов не любил долгих репетиций, практически сразу схватывая рисунок той или иной роли. Его решили добавить прямо в сцену, а если результат окажется неудачным — убрать эпизод вовсе. Но результат оказался отличным, Пырьев, пересматривая кадры, хохотал. Так актёра и утвердили.

Как-то на съёмках Филиппов заблудился среди декораций и стал взывать: «Люди, где вы? Ау-у!». Именно этот дубль остался в картине.

Блистательная по простоте и комизму сцена филипповского лектора стала классикой советского кинематографа:
«Отворяется дверь. На пороге стоит унылого вида человек в пенсне, с портфелем в руке.
– Я сюда попал или не сюда?
– Сюда, сюда, – приветствует его Огурцов. – Знакомьтесь. Товарищ Некадилов, лектор из общества по распространению. Товарищ Некадилов сегодня прочтет народу лекцию на тему…
«Есть ли жизнь на Марсе?»
<…>
– Прошу вас, профессор, проходите. Познакомьтесь, пожалуйста, с художественным оформлением нашего буфета.
Очень мило. Очень…
– Не выпить ли нам по рюмочке чего-нибудь освежающего в связи, так сказать, с наступающим?
Лектор с трудно скрываемым вожделением смотрит на рюмку.
– Что вы, голубчик, что вы! У меня же лекция.
<…>
– Где лектор? Лектор готов?
 – Готов лектор. Давно готов...
– Выпускайте!..
Сохраняя строгое выражение лица, лектор устремляется на сцену...
– Люди! Ау-у!.. – жалобно взывает лектор.
И, увидев освещенный зал, лектор, простирая руки, направляется к рампе.
– Товарищи! Всех вас интересует вопрос, есть ли жизнь на М-марсе…
Сурово глядя в зал, лектор едва заметно покачивается.
– Прошу всех взглянуть на небо. Снизу звездочки кажутся маленькими-маленькими. Но стоит нам взять телескоп.
Он берет воображаемый телескоп, как стопку, и привычно подносит ко рту. Впрочем, он тут же поправляется, поднимая руку на уровень глаза…
– Стоит посмотреть вооруженным глазом, и мы уже видим две звездочки, три звездочки, четыре звездочки, а лучше всего, конечно, пять звездочек.
Смеются в зале. Лекция приобретает несколько своеобразный колорит.
– Есть ли жизнь на Марсе, – беспечно произносит лектор, – нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно. Наука ещё пока не в курсе дела.
Лихо взмахнув портфелем, неожиданно для сидящих в зале и, вероятно, для самого себя, лектор пускается в пляс.
– Асса, асса! – восклицает он, танцуя лезгинку...» (Киносценарий).

Любопытно, что позднее Филиппов снова сыграл полюбившуюся зрителям роль, воплотив Некадилова в фильме «Комедия давно минувших дней».

Практически ни одна его роль не оставалась незамеченной публикой, которую как магнит притягивало обаяние исполнителя, в каком бы образе он не появлялся на экране. Даже внешняя угрюмость черт не могла скрыть от зоркого зрительского глаза блестящее чувство юмора актёра, которое окрашивало практически любые его образы. Злодеи в его исполнении не страшили, а смешили. Неслучайно известный советский кинорежиссёр Сергей Юткевич посмотревший комедию «Золушка»  с его участием воскликнул: «Великолепный буффон!».