Проективное мышление. Цвето-световой слух

Игорь Бабанов
Проективное мышление. Цвето-световой слух
Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки. Именно ей, основанной на способности человека ассоциировать звук с цветом, музыкант посвятил большой период своего творчества. Александр Скрябин стал первым, кто в истории мировой музыкальной культуры совместил в одном произведении звук, цвет и свет.
Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.
Еще до создания своего первого светомузыкального произведения А.Н. Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты №3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют». А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года. Полностью воплотить замысел синтеза искусств композитору удалось в 1910 году в музыкальной поэме «Прометей» («Поэме огня»), которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории.
Титульный лист партитуры «Поэмы огня», художник Жан Дельвиль. Из фондов Музея А.Н. Скрябина.
***
Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звездностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение огня. Порывы Солнца…сочетание света именно с музыкой Скрябина неизбежно, ибо вся его музыка световая…
— К. Бальмонт
Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»). Исполнение со световой партитурой
https://www.youtube.com/watch?v=OKLqYuRgKss&t=91s
Необходимо специальное исследование известных ассоциаций, отыскание параллелей в переживаниях цвета не только зрением, но и другими чувствами: осязанием, обонянием, вкусом и в первую очередь слухом. Восприятие цвета в форме звучания - проблема уже далеко не новая; известно, что она привлекала много раз, особенно музыкантов, но ею занимались и физики. Теперь к ней волею необходимости подошли наконец и живописцы. - В. Кандинский
Петербургский музыкант и художник В.В. Афанасьев предложил собственную математическую теорию аудиовизуальных стимулов на основе не интуитивных связей звуков и цветов, а общих законов гармонии между цветами и между нотами.
***
Разного рода исследования показали, что электромагнитные излучения и упругие поля (механические вибрации) в диапазоне частот от сверхнизких до сверхвысоких действуют на живые организмы идентично.
Объективно звук не преобразуется в цвет, но механизм воздействия цветовых отношений аналогичен механизму воздействия отношений
звуковых. Напряженности, создаваемые отношениями электромагнитных волн (цвет) возможно сопоставить с напряженностями, создаваемыми акустическими волнами (звук).
Поэтому определенный интерес представляет способ одновременного воздействия музыкальных созвучий и тональных отношений цветного света.
Современный музыкальный строй, при эталонном значении звука «ля» первой октавы = 440Гц, представляет собою гамму (геометрическую прогрессию) в диапазоне частот от 27,5 Гц («ля субконтроктавы) до 3520 Гц («ля» четвертой октавы).
Продолжая эту геометрическую прогрессию – минуя ультразвуковые частоты, радиоволны, инфракрасные лучи, попадаем в область видимых лучей, условную тридцать восьмую октаву, в диапазоне частот от ~ 3,92 ;10^14 до 7,82 ; 10^14 Гц, где «ля» соответствует голубому цвету 6,19 ; 10^14 Гц, то есть 440 (Гц) ; 2^37 = 6,19 ; 10^14
Сам по себе этот факт, вероятно, мало значим. Психологически мы не  сопоставляем определенное звуковое колебание с определенным цветом.
По крайней мере, у разных людей в этом смысле наблюдаются совершенно различные ассоциации, тогда, как в музыке отношение равное 1:2, всеми воспринимается, как одна и та же нота, но в разных октавах.
Здесь прослеживается аналогия восприятия одного и того же цветового тона в комбинациях с тоном ахроматическим. Например: коричневый-красный-розовый и т.п.
Музыкальный ряд систематизирован таким образом, что поступенное увеличение интервала (в мелодическом изложении) соответствует
увеличению напряженности раздражителя (которым и являются звуки). В гармоническом изложении (одновременном звучании) картина меняется – по мере увеличения интервала от так называемой малой секунды до чистой кварты, напряжение ослабевает.
Что касается цвета, возрастание относительной напряженности в принятом художественным цветоведением равномерном круге очевидно – от любого исходного до противоположного.
Приведенные факты, в сочетании с принципами геометрической прогрессии, лежат в основе эстетической интерпретации отношений
фундаментальных свойств, присущих музыке и живописи.
...
Но только теперь со всей ответственностью можно утверждать, что соответствия цветозвуковых отношений установлены. Получена система.
На ее основе рождается новый вид искусства. Только на первый взгляд может показаться, что его ценность определяется лишь максимально
точным согласованием звука и цвета. Каждое искусство развивается по своим законам, которые в своей основе имеют нечто еще более глубокое и, наверное, общее. Проходя через этапы развития 1) «цветомузыки», 2) «зримой музыки», 3) «аудиовизуальной музыки», - от этапа к этапу, накапливая теоретический и практический опыт, вырисовывается настоящая цель исследований и практических решений, в области уже искусства Музыки (с большой буквы) - сложной и монументальной системы. Ценность сложности этой системы опять-таки заключается не только в том, что увеличивается поток информации в соотношениях примерно 10 % и 90 %, а в том, что осуществляется диалектический принцип (или закон) - «количество переходит в качество». (Еще раз следует напомнить, что слово «музыка» не содержит в себе понятия «звук» и не ограничивает себя этим понятием.) Это уже совсем иной вид искусства, рядом с которым его предтечи - музыка и живопись, в том смысле, как мы привыкли их понимать, являются «эволюционным прошлым». Приходит нечто, условно сравнимое с воздействием цепной реакции. Уже осуществляется влияние не только музыки (в первоначальном понимании) на систему цветовых соотношений, но и влияние цветовых отношений на систему звуковых отношений. По-новому, или совершенно в ином ракурсе проявляются принципы
музыкальных форм и их элементов - мотив, фраза, предложение, период; живописных систем, колористики.
До сих пор эксперименты в области цветомузыки носили субъективный характер. Выбор цветов для тональностей опирался либо на редкие явления синопсии (цветной слух), либо экспериментаторы руководствовались собственным пониманием художественного образа или сиюминутным настроением. В лучшем случае дело заканчивалось
субъективной фиксацией тонального плана (тональность - цвет) с теми или иными цветовыми дополнениями, которые определялись интуицией светохудожника. Многочисленные попытки подобного рода давали неудовлетворительный результат. Всегда отмечалось эмоциональное несоответствие в восприятии звукового и цветового рядов. Но дело заключается не только в цветовой фиксации тонального плана, соответственность которой практически невозможна на уровне
интуитивных представлении. Закономерности музыки в равной степени должны распространяться как на звуковой ряд, так и на светоцветовой.
Только при таком условии возможна правильная организация звука и цвета в достижении эмоционального соответствия звуковых и цветовых впечатлений. Применение внутренне адекватных по степеням
напряженностей (в данном случае можно говорить - цветозвуковых) интервалов, аккордов и их комбинаций многократно усиливает воздействие на эмоциональное состояние. Следует пояснить, что речь идет не об ограничении свободы или механической подмене личности творца, а об упорядочении принципов, заложенных в самой сути музыкальной гармонии, позволяющих безгранично расширить сферу творческих возможностей художника.
Цветозвуковая теория достаточно сложна. Поэтому коротко можно сказать лишь о том, что найдены соотношения степеней цветовых напряженностей, соответствующие напряженностям в отношениях звуков.
В музыкальной гармонии это отношения функциональные - тонические,
субдоминантовые, доминантовые. В связи с тем, что природа цвета и звука различна, система отношений цветов представляет собою три ветви: ветвь функциональных наклонений, ветвь тонального плана и ветвь мелодическую. Иначе говоря, в известном смысле один и тот же звук может характеризоваться тремя различными цветами в зависимости от того, какую позицию он занимает:
- в пространстве функциональных наклонений;
- в пространстве тональностей;
- в пространстве мелодии.
Все это происходит по той причине, что цвета спектра (в отличие от звукового ряда) располагаются последовательно (поступенно) в смысле частот и так называемого родства.
Другую картину мы видим в отношениях звуков: частоты располагаются пропорционально последовательности хроматической гаммы, а степень максимального родства звуков определяется интервалом квинты.
Два цвета, расположенные в спектре рядом, не являют собой диссонанса (контраста), два же соседних звука хроматической гаммы, звучащие одновременно, представляют собой сильный диссонанс (малая секунда).
В цветоведении диссонанс - противоположные цвета.
Огромное эмоциональное значение имеет и геометрия направлений лучей цветного света. Опять-таки геометрические принципы цветовых
направленностей могут проявляться в трех вышеназванных позициях.
Условно говоря, параллельно направленные пучки света (консонанс) или перпендикулярно пересекающиеся (диссонанс). Каждый из них -
определенного цвета.
Степени геометрических напряженностей определяются угловыми градусами направлений световых пучков, обусловленными соответствующими принципами предлагаемой аудиовизуальной системы.
Система основана на ладофункциональных отношениях, принципах додекафонии и алеаторики. Все это позволяет исполнить любое музыкальное произведение с эмоционально адекватным световым сопровождением. Естественно, включая и симфоническую поэму
«Прометей» (Поэма огня) А.Н. Скрябина...
В.В. Афанасьев. Свето-звуковой музыкальный строй. М. «Музыка», 2002. 69с.

 Как Александр Скрябин открыл миру светомузыку
https://www.audiomania.ru/content/art-6285.html
Галеев Б. М., Ванечкина И. Л. «Цветной слух»: чудо или юдо?
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/COLOR.HTM