Вопросы к роману Мастер и Маргарита

Светлана Жукова 4
До сих пор роман не расшифрован. Сколько слушала мнений и анализов, как литературных так и поэтических, как политических так и дилетантских, как мистических так и с точки зрения недовольства Михаила Афанасьевича советским строем, ни один анализ не дал ответов на все вопросы, возникающие у читателя при прочтении романа.

Решила наметить основные вопросы и попытаться ответить на них в одном контексте. Ибо нельзя расценивать роман с разных точек зрения. Это - цельное, хорошо продуманное и полностью законченное произведение, написанное в жанре "мистика". Это далеко не "лёгкий" жанр. Мистика призвана через сверхъестественное открыть человеку глаза на вполне реальные его проблемы - характера, образа жизни, отношений с другими людьми, счастья или несчастья, болезней или унижений, а иногда и даже смерти. Мистика это жанр художественного произведения, который показывает связь потустороннего с явлениями и событиями нашей жизни, а также - показывает зависимость наших поступков от этого самого "потустороннего". Итак:

1. О ком или о чём, собственно, роман?

2. Почему, с какого перепугу, Левий говорит, что практически святой мастер, мастер, который не совершил за время действия романа ни одного злого поступка, что этот самый мастер не заслужил Света?! И почему всесильный Воланд соглашается с этим вердиктом, забирая его и его подругу всего лишь в Покой?

3. Откуда это имя "Воланд"? Почему сатана в романе назван именно этим именем?

На этот вопрос отвечу сразу. Тем более, что он общедоступен: Имя "Воланд" взято из "Фауста" Гёте. Сам Булгаков читал прозаическую версию "Фауста" Александра Соколовского 1902 года, где Мефистофель называет себя Воландом в сцене Вальпургиевой ночи:

     " Вон куда тебя унесло! Вижу, что мне надо пустить в дело мои хозяйские права. Эй, вы! Место! Идёт господин Воланд!"

     Voland - одно из имён дьявола в немецкой традиции, означает: лжец, соблазнитель, искуситель.

4. Почему, если Воланд - дьявол, сатана, то Булгаков показывает нам его таким симпатичным? Почему автор не делает его явно отрицательным героем? И действительно, Воланд скорее вызывает симпатию у читателя. Он интереснее, чем холодно интеллектуальный Берлиоз, бесстрастнее, чем взяточник Никанор Босой, благороднее, чем стукач и мелкий пакостник Тимофей Квасцов, интеллигентнее, чем тайный развратник и лицемер Николай Иванович, честнее, чем вороватый буфетчик Андрей Фокич Соков и многое, и многие другие. Да что уж говорить, практически все... Неужели Булгаков настолько ненавидит всех людей, что практически не видит в них положительных качеств? Откуда же тогда его герой Иешуа, устами которого именно он, автор, утверждает, что все люди - добрые? Как объяснить и, тем более, разрешить это противоречие? Или Булгаков сам не имеет по этому поводу ясной и твёрдой позиции? Так добрые по своей сути люди или, все без исключения, безнадёжно испорченные и злые? Какие они на самом деле по мнению Михаила Афанасьевича?

5. Почему Иешуа через Левия Матфея обращается с просьбой к Воланду, в частности он просит о Покое для мастера и Маргариты после их смерти, несмотря на то, что сам Иешуа находится в чистом Свете? Неужели Булгаков даёт этим понять читателю, что Тьма сильнее Света, а зло сильнее добра? Ибо, получается, в романе  именно Тьма решает куда человеческая душа отправляется в посмертии. Или сын профессора богословия совершенно сознательно писал богоборческий роман?

6. В чём тайна имени "Маргарита"? Почему хозяйкой ежегодного бала Полнолуния должна была стать женщина именно с этим именем? И почему сто двадцать одна Маргарита, обнаруженная шайкой Воланда в Москве, не подошла? Почему на роль хозяйки бала была приглашена именно Маргарита Николаевна?

7. Почему именно Иванушку Бездомного, больного шизофренией пациента Дома Скорби, мастер выбирает себе в ученики? Чем Иванушка отличается от остальных героев романа?

8. Почему трусость - самый страшный порок? Чего именно испугался пятый прокуратор Иудеи, когда решил, что необходимо утвердить смертный приговор не заслужившему смерти Иешуа?

9.Почему Маргариту, "ставшую ведьмой в эту пятницу", на берегу реки называют "светлая королева", а на балу Полнолуния - "чёрная королева"?  Что это за разночтения? И зачем вообще Маргарита летала на реку? Почему сразу не отправилась в "нехорошую квартиру"? В чём смысл главы романа, которая называется "Полёт"?

10. В чём истинная причина душевной болезни мастера? Очень и очень многих талантливых людей не печатают, не замечают вовсе, но сходят с ума единицы. Закономерности зависимости развития психического заболевания от непризнания и невостребованности нет. От чего же сходит с ума мастер в романе?

11. В чём мастер и Маргарита виноваты? Почему Воланд убивает их? Неужели Булгаков проводит в жизнь идею еретиков-альбигойцев тринадцатого века, которая гласит: жизнь в материи самое великое мучение для души человеческой, а избавление от мучений может быть только в смерти, ибо только смерть освобождает душу от уз материального, несовершенного и несущего только одни лишь страдания, физического тела? Если это было бы так, то "Мастер и Маргарита" - это было бы чудовищное произведение, откровенно вредное и порочащее не только Христианскую идею, но и подталкивающее человека к прекращению "мучений", то есть к саморазрушению, а точнее - к суициду!

12.Зачем роману о несчастливой любви мужчины и женщины, и о сатане, который помогает воссоединению влюблённой пары, история о Понтии Пилате и Иешуа? Нет ли в романе гомосексуального подтекста?

13. Чем так отталкивает читателя Левий Матвей? Меня-то уж точно он отталкивает. Хоть, одновременно с этим, я восхищаюсь этим героем и сочувствую ему. Чем-то он напоминает мне Сэма из "Властелина Колец", но Сэм не отталкивает меня ничем. Левий же отталкивает. Попробую разобраться, чем именно...

14. Почему Иешуа в финале романа обманывает Понтия Пилата? Почему он говорит, что никакой казни не было, и даже клянётся Пилату в этом? Ведь казнь-то была! А Свет - это отсутствие Тьмы. И если сатана является Тьмой и отцом лжи, то любой, кто позволяет себе ложь, хоть в физическом мире, хоть - не в физическом, признаёт над собой власть Тьмы, власть Воланда и сам становится тёмным! Что же Михаил Афанасьевич хочет нам сказать в этой ужасной сцене падения во Тьму самого Света?!

15. В чём отличие образа Вечной Женственности, созданном Иоганном Вольфгангом фон Гёте в трагедии "Фауст" от образа Вечной Женственности, созданном Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита"? И почему Гретхен, несмотря на совершённое детоубийство, оказывается в итоге "спасена", а Маргарита Николаевна - нет? Ибо тот самый "покой", который заслужил мастер, не Свет, но Маргариту берут и туда только благодаря мастеру, ибо "она любила и страдала из-за него"... Судя по тексту романа, Маргариту берут в "покой" не потому, что она его заслужила и, если бы мастер отказался от неё, Маргариту ждала бы более печальная посмертная участь, скорее всего...

16.Роман "Мастери Маргарита" - это евангелие от Сатаны? И вообще, роман - это новое евангелие?

17. Михаил Афанасьевич Булгаков был масоном или нет? И, если был, то каким образом идеи и цели масонства отразились в романе? И как эти идеи и цели могут повлиять на изменение картины Мироздания в умах и душах людских?

18. Что такое есть настоящее, подлинное зло по Булгакову? И для чего Булгаков эпиграфом к роману взял цитату из "Фауста" Гёте: "... так кто ж ты, наконец? -Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"? Уж не хочет ли Михаил Афанасьевич своим романом взломать наши устоявшиеся представления о добре и зле?

19. Что могут означать слова мастера: "Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну, что ж, согласен искать там"... Что это за загадочная фраза? Ведь если мастера ещё можно назвать ограбленным, так как у него отняли возможность получить заслуженную награду за свой творческий труд, то Маргариту точно никто не грабил. И мастера у неё не отнимали, она сама от него отказалась. Да, Маргарита сама ушла от мастера в ту роковую ночь, когда его арестовали. Так кто же их ограбил? И что у них украли? Вот важный вопрос... один из ключевых, я думаю, вопросов. Ответ на этот вопрос может дать ключ к пониманию всего романа.

20. Булгаков показывает посмертную судьбу всех главных героев романа: мастера, Маргариты, Понтия Пилата, Иешуа, Левия Матвея. Но он ничего, не слова не говорит о посмертной судьбе "грязного предателя Иуды". Почему?

21. Что на самом деле означает это знаменитое выражение Воланда: "Рукописи не горят"?

22. "... никогда и ничего не просите...", что значат эти слова Воланда для человека? Несут ли они вред человеческой душе, тем более, что они противоречат евангельскому: "... просите и дано вам будет..."?

23. Почему в романе два описания смерти мастера и Маргариты? Если не считать отравление их вином Азозелло...

Цитаты из романа, свидетельствующие о первом варианте смерти мастера и Маргариты:

" ... Это он  (Коровьев) и его шайка заставили исчезнуть из Москвы Маргариту Николаевну и её домработницу Наташу..."

     "... Но вот что осталось совершенно неясным для следствия - это побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя мастером, из психиатрической клиники..."

Итак, мы видим, что мастер и Маргарита бесследно исчезают из Москвы.

Цитаты из романа, свидетельствующие о совершенно другом конце мастера и Маргариты:

     "... А вы мне лучше скажите, - задушевно попросил Иван, - а что там рядом, а сто восемнадцатой комнате сейчас случилось?

     - В восемнадцатой? - переспросила Прасковья Фёдоровна, и глаза её забегали, - а ничего там не случилось. - Но голос её был фальшив, Иванушка тотчас это заметил и сказал:

     - Э, Прасковья Фёдоровна! Вы такой человек правдивый. Вы думаете, я бушевать стану?  Нет, Прасковья Фёдоровна, этого не будет. А вы лучше прямо говорите. Я ведь через стену всё чувствую.

     - Скончался сосед ваш сейчас.

     - Я так и знал! я уверяю вас, Прасковья Фёдоровна, что сейчас в городе скончался ещё один человек. Я даже знаю кто, - тут Иванушка таинственно улыбнулся, - это женщина."

Так исчез из лечебницы мастер, или просто умер, как все люди умирают?

Цитата, свидетельствующая о другой, обычной смерти Маргариты:

     "... Когда отравленные затихли, Азозелло начал действовать. первым долгом он бросился в окно и через несколько мгновений был в особняке, в котором жила Маргарита Николаевна. Всегда точный и аккуратный Азозелло хотел проверить, всё ли исполнено, как нужно. И всё оказалось в полном порядке. Азозелло видел, как мрачная, дожидающаяся мужа женщина вышла из своей спальни, внезапно побледнела, схватилась за сердце и, крикнув беспомощно:

 - Наташа! Кто-нибудь... ко мне! - упала на пол в гостиной, не дойдя до кабинета.

     - Всё в порядке, - сказал Азозелло..."

Ну, и как это понимать? Неужели никаких чудес на самом деле не было? Неужели Маргарита не становилась ведьмой и была хозяйкой на балу у сатаны? Неужели не было скандального сеанса чёрной магии? Неужели весь роман Булгакова - бессмыслица?

Невозможно. Всенародно любимый, заключающий в себе столько тайн и чудес роман не может быть бессмыслицей! Тогда - что это?

Может быть, всё что случилось с москвичами и Маргаритой во время действия романа, это случилось в духовном, параллельном нашему, мире? Может быть нам всё это поведал какой-то невидимый наблюдатель? И наблюдатель этот - вовсе не М.А. Булгаков? Ибо, если бы это был сам Булгаков, то мы должны были бы сильно засомневаться в его психическом здоровье. Ведь писатель, который является сумасшедшим, не может написать ничего осмысленного.

Но тогда, кто рассказчик? Кто был свидетелем всех событий романа и от чьего имени ведётся повествование? Кто настоящий автор романа "Мастер и Маргарита"?