Черновы-29. Новый друг и многосложные поэты

Михаил Бортников
Продолжение. Начало -  http://proza.ru/2021/11/ 10/1908.  Предыдущая глава - http://proza.ru/2023/02/09/1779


Два года прошло уже после страшной и нелепой смерти Кости. Первое время переживала Варя ужасно. На людях - молча, но дома позволяла себе слабость, плакала порой навзрыд. И больше года всё из рук её валилось, ни на чём сосредоточиться не могла, кроме работы. Там она себе поблажки не давала. И хоть сконцентрироваться ей было трудно, работу не бросала, наоборот, задерживалась в лаборатории допоздна, компенсировала свою временную заторможенность.

Боль отступала медленно, но всё же отступала. И улыбаться Варя иногда уже через силу стала, и генеральную уборку дома затеяла, а после неё решила всю мебель в большой комнате сменить, купить новый гарнитур. Деньги у неё были, и от Кости ещё остались, и от продажи машины и гаража. Не было только знакомств в торговой среде, но вышедший на свободу отец помог, у него знакомые нашлись. Теперь купленный гарнитур, наконец, был, с помощью Славы и его друга, собран и расставлен в соответствии с её первоначальным планом. Предложенный сгоряча Варей субботний ужин, уже готовился. Ну, надо же было ребят отблагодарить за такой трудовой подвиг!

Смешной Славка! Спрашивал, неужели у неё мужиков знакомых нет. Мужики-то были, и есть, никуда не делись, только к их помощи нельзя обращаться. Был Валька Грищенко, ходивший за ней тенью все институтские годы. До сих пор он не женат, и хотя, конечно, ей тоже сочувствует, сам свои робкие попытки ухаживания снова возобновил. Но он Варе был, как младший брат, а с младшим братом какие отношения могут быть?

Лучшим её другом, не считая закадычных подруг, был Юрий Авдеев с третьего этажа, отец двух детей, сверстников Игоря. При Косте они дружили семьями, но уже тогда Галя его к ней ревновала, без всяких совершенно оснований. Вот он ей частенько по хозяйству по-дружески помогал, когда Костя в рейсе был, но Галя этого не одобряла и не раз они из-за этого ссорились. Варя это знала и сейчас к помощи Юры старалась не прибегать.
 
Саша Павловский ей понравился сразу, когда без колебания согласился помочь другу,  и когда без спешки, но очень быстро, разобрался в эскизах по сборке мебельного гарнитура. Слава ему только помогал, а Саша даже инструмент с собой привёз. Основательный парень, и очень этим похож на её Костю. Тоже из многодетной семьи, такой же несуетливый и слегка стеснительный. Среднего роста, широкоплечий, темноволосый, и никакого намёка на пивной живот. И возраст даже совпадает – на три года старше Вари.

Давно у неё такого не было, чтобы к мужчине её потянуло. Два года одинокой жизни сказывались. За субботним ужином после неожиданного отъезда на судно Славы, вёл он себя скромно. Пришёл с небольшим букетом, бутылкой сухого вина и коробкой конфет, спросил, удобно ли ей принимать постороннего мужчину в доме.

- Заходи, Саша, не стесняйся! (На «ты» они ещё во время сборки мебели перешли). Проходи прямо в комнату, я мебель «Полиролем» протёрла, она ещё лучше стала выглядеть. Вазы расставила за стёклами, фужеры. Книги осталось рассортировать и разместить – вон под окном целая гора.

- Так я помогу?
Варя засмеялась.
- Сама справлюсь. Я свои книги лучше знаю. Ты не разберёшься.

- Честно сказать, я не большой знаток беллетристики. Предпочитаю мемуарную литературу, а больше журналы читаю: «Наука и жизнь», «Техника – молодёжи», «Морской флот». Зато у меня собственный секрет есть, как поэтов от прозаиков отличать. И алфавит назубок помню, так что твою библиотеку часа за три в идеальном порядке на полках размещу.

- Я подумаю. А Слава-то где?
- А он разве тебе не позвонил? Его срочно на судно вызвали, у старпома инфекционный конъюнктивит на обоих глазах,  госпитализировать нужно.

- Нет, не звонил. Или не дозвонился. У меня телефон на блокираторе с соседкой, а та часами на проводе сидит. Жаль, конечно, но я знаю, что Славик сам хотел поскорее на судно вернуться. Ему сейчас нужно работать, чтобы голова постоянно была занятой. Мой руки и садись за стол, больше ждать некого.

Ужин прошёл оживлённо, Саша и Варя явно друг другу симпатизировали. Сначала выпили по бокалу вина (Варя предложила тост за друзей, которые всегда придут на помощь), потом отдали должное салатам.

Александр поднял бокал за хозяйку дома – под горячее, которое Варя как раз принесла – курицу, запечённую в духовке.

- Саша, так что это за секрет расстановки библиотеки? Ты меня заинтриговал! Может быть, мне твой метод пригодится?
- Конечно, пригодится. Прозаики обычно двусложные, а поэты – многосложные. Делим на стопки на полу, потом каждую расставляем по алфавиту. Проще пареной репы.

Варя чуть рот от удивления не открыла.
- Это что значит – «двусложные»? И почему поэты – «Многосложные»?

- А фамилии у них такие. Никогда не замечала? Бунин, Гоголь, Горький, Куприн, Лесков, Толстой, Чехов. Бальзак, Золя, Гюго... А поэты все – многосложные! Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Ахмадулина, Пастернак, Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Окуджава...

- Саша, ты меня разыгрываешь?!
- А что, заметно? – улыбнулся Александр.
 
Варя засмеялась. – Ну, ты и выдумщик! А куда Пушкина с Лермонтовым будем девать? Они же и стихи и прозу писали! А Аксенов, Гладилин, Трифонов, Искандер? Эти все - "трёхсложные"!

- Исключения! – авторитетно изрёк Павловский и поднял в воздух указательный палец. Варя прыснула. В первый вечер Сашка показался ей чересчур серьёзным.
 
Вариного прошлого не касались. Она даже не знала, что именно о Косте сказал своему другу Слава, а сама полюбопытствовала.

- Саша, а ты что преподаешь на курсах?
- Да что придётся. В принципе, почти всё могу читать, я же штурман. «Доплавался», правда, в ЧМП только до второго помощника. Потом врачи нашли зарождающуюся глаукому и падение остроты зрения, сразу же и «задробили». Но ничего, мне преподавательская работа даже больше нравится.
 
- А своей семьи не было у тебя?
- Была, Варя, но детей своих не было. Извини, не хочется сегодня об этом, - он взял в руку бутылку, - третий тост у нас пьют за тех, кто в море.

- Пусть у Славы всё будет хорошо!
- Семь футов ему под килём!

Кофе пили сначала молча, думая каждый о своём.
- Саша, а ты анекдоты не рассказываешь? Славка – тот мастер на этот счёт!
- Иногда только. Если к месту. Но всё же с одесситами работал, а они без анекдотов не могут. Минутку дай, припомню парочку.
 
Павловский наморщил лоб, изображая усиленную мозговую деятельность.
- Ну что?
- Рабинович так усердно откладывал деньги на «чёрный день», что не мог дождаться, когда же он придёт.
- Отлично, - поощрила рассказчика Варя.

- Лёва, а как Вы думаете, почему у Пушкина кот ученый все-таки сидит на цепи?
 - Я думаю, что если он ученый, то цепь для того, чтобы он не эмигрировал.
Варя засмеялась.

- Ну, что я вам скажу, больной, попробуйте водой холодной обливаться, по снегу босиком бегать, пшеничку пророщенную есть. Вот иммунитет и укрепится...
- Ой, знаете что, доктор, - пусть уж лучше у меня насморк останется. Я уже к нему привык.
 
- Хватит, Саша, мне долго смеяться нельзя, - промокнула Варя глаза платком, - молодец, не хуже Славки.
- Спасибо. Наверное, идти мне уже пора, Варя. Спасибо за вкусный ужин. Прекрасно посидели. Я рад буду, если позволишь тебя куда-нибудь пригласить: в театр, скажем, или в филармонию. Телефон я знаю, Слава оставил.

- Я не против, Саша. Только не слишком часто, ладно? У меня работа такая, что обычно просто полежать вечером хочется. И сын внимания требует, он только в шестом классе учится.
- Договорились. Надоедать не буду.

- Ты не обижайся. Звони. Я буду рада, только не всегда смогу встретиться. Спасибо ещё раз за праздник, который вы со Славой мне устроили. Так хорошо в доме, когда всё на своих местах!
- Рад был помочь, Варя! Увидимся!

* Продолжение следует - http://proza.ru/2023/02/14/1474