Религия, человек и современный мир

Вячеслав Тихомиров
Каждая религия - это философское течение, которое отражает на разных этапах развития человеческого общества запросы и потребности людей в осмыслении очередного этапа развития, подводит итоги прошедшей жизни и формирует ответы на вызовы современного периода жизни.
Культурный, современный человек просто обязан знать основы религии, являющейся основной в стране, где человек проживает, потому, что религия страны отражает сформировавшиеся исторически принципы нравственности на данной территории, причины появления и закрепления именно этих принципов, их историческую обусловленность.
Все основные мировые религии изучают и несут людям главное – закрепленные в религиозных источниках принципы человеческой нравственности и механизмы их образования, утверждения, сохранения.
И в этом задачи церкви и государства могут совпадать – государство в целях сохранения своих основ обязано устанавливать в своих законах принципы нравственности, механизмы защиты и сохранения принципов нравственности.
Религия в первую очередь ориентирована на людей простых, непосвященных в культуру, людей, не способных самостоятельно изучать и понимать исторически сложившиеся нравственные устои общества, не способных самостоятельно развивать в себе и своих близких приоритет нравственности.
В этом смысле Библия является энциклопедией философии нравственности, которая в исторических примерах и философских поучениях, в сказаниях Евангелистов, содержит в себе все необходимое для изучения нравственных основ и формирования нравственной убежденности.
Таким же образом священники и церковная иерархия, сами церковные сооружения и предметы религии, отдельные религиозные процедуры – молитвы, исповеди,  нужны для того, чтобы помочь человеку настроиться и принять правильное философское понимание нравственных основ жизни, понять, как правильно жить.
Фактически Библия – это инструмент, помогающий освоить нравственные начала жизни – что входит в понятии нравственности, как она возникает и как пропадает, как формировать нравственность, для чего нужно быть нравственным.
Нравственность – это результат отражения химического и физиологического состояния каждого человека индивидуально и Библия фактически подсказывает, как можно через работу над собой изменить свой химический состав и стать другим, более нравственным человеком, иметь другие мотивации совершаемых поступков.
К сожалению, в России, как и во всем мире, на сегодня существует кризис нравственности как космическое явление, возникшее в результате цикличного, каждые 100-150 лет, воздействия Космоса на Землю и людей.
И в силу этого у многих людей в последние десятилетия изменилась нравственность, отсюда и появление фашистов, как инструмента эволюционного преобразования в геополитическом масштабе, и большое количество преступлений.
К сожалению, в модуле Министерства просвещения, посвященному изучению религии в школе, нет главного – того, что религия учит нравственным основам и в силу этого нужно разбираться в религии, как философском течении. Модуль ориентирует исключительно на формат патриотизма, однако патриотизм является одним фрагментом нравственности человека, без комплексного понимания системы нравственных принципов изучение в школе религии как инструмента закрепления патриотизма ничего не даст. Патриотизм является базовым явлением, объединяющим в основном всех жителей страны, в том числе и преступников, которые как патриоты с удовольствием совершают преступления на территории своей Родины, в том числе за Россию идут сейчас воевать.
Самое главное – изучать основы нравственности через Библию, через другие источники, необходимо изучать системно. Постоянно, как принимать пищу и дышать.
Человек, перестающий работать над собой способен к деградации, теряет свои качества и теряет нравственную устойчивость.
Почему Библия и православные иерархи для слабых людей (в общем для всех) рекомендуют постоянно осознанно и внимательно, с верой в то, что читает, молиться, а также посещать церковные службы.
В этом заключается самоорганизационное воздействие человека на себя в целях физиологического изменения к лучшему.
Пётр Успенский. Психология человеческих возможностей.
«Существуя под именем философии, психология одновременно (и даже с еще более давних времен) присутствовала в рамках различных религий. Это не означает, что религия и психология когда-либо были одним или что связь между ними получала признание. Но нет сомнений в том, что почти все известные религии (разумеется, я имею в виду не современные фальшивые религии) создавали то или иное психологическое учение, нередко связанное с определенной практикой, поэтому изучение религии зачастую включало в себя и изучение психологии.
Наша основная идея будет состоять в том, что человек, каким мы его знаем, – это существо незавершенное. Природа развивает его лишь до определенного момента, а затем останавливается, давая ему возможность либо развиваться собственными силами и средствами, либо жить и умирать таким, каким он родился, либо же вырождаться и терять способность к развитию.
Эволюция человека, в таком случае, будет означать развитие определенных внутренних качеств и черт, которые обычно остаются неразвитыми и развиваться сами собой не могут.
Опыт и наблюдения показывают, что это развитие возможно только при определенных условиях, при наличии усилий со стороны самого человека и при достаточной помощи со стороны тех, кто начал подобную работу прежде и уже достиг определенного уровня развития или, по крайней мере, обрел знание определенных методов.
Мы начнем с того, что без усилий (как и без внешней помощи) эволюция невозможна.
Затем нам следует осознать, что в ходе развития человек должен стать иным существом. Необходимо понять, в каком смысле и в каком отношении это должно произойти, то есть что означает «иное существо».
И наконец, нужно понять, что не все люди могут развиться и стать иными существами. Эволюция зависит от личных усилий и в масштабах человечества является лишь редким исключением. Это может показаться странным, но мы должны понять, что эволюция не просто редка, она наблюдается все реже и реже.
Основная идея заключается в следующем: чтобы стать иным существом, человек должен очень этого хотеть в течение долгого времени. Преходящее или смутное желание, основанное на неудовлетворенности внешними условиями, не даст достаточного импульса.
Развитие человека зависит от его понимания того, что он может получить и что он должен ради этого отдать.
Если человек не хочет этого или хочет недостаточно сильно и не прилагает необходимых усилий, он никогда не разовьется. Поэтому никакой несправедливости в этом нет. Почему человек должен иметь то, чего он не хочет? Вот если бы человека, довольного тем, кто он есть, силой заставляли стать иным существом, это действительно было бы несправедливо.
Человек себя не знает.
Ему неизвестны свои границы и возможности. Ему неведомо даже то, насколько он себя не знает.
Человек изобрел много механизмов и понимает, что сложный механизм иногда необходимо изучать годами, прежде чем придет умение управления и контроля. Но к себе он это знание не применяет, хотя сам является машиной гораздо более сложной, чем любая из тех, которые он изобрел.
У человека множество заблуждений на свой счет. И первое состоит в том, что он не считает себя машиной.»
Все это написано П.Успенским более 100 лет назад, ничего не изменилось, человеческая сущность не меняется, но человек индивидуальный может меняться, если он этого хочет осознанно и постоянно работает над собой.