По следам таинственного монаха, глава 24 и эпилог

Михаил Беус
-24-

Перед нами оказался небольшой «пятачок» - площадка размером метров полста на полста, окаймлённая двух-трёхэтажными зданиями и невысоким каменным заборчиком со стороны Ямуны. У дальнего края заборчика, рядом с краном, из которого тоненькой струйкой текла вода, была привязана молоденькая пегая тёлочка, флегматично жующая циновку, висевшую рядом с ней. Мимо нас шли вполне советского вида школьники «началки». А мы подошли к паре навесиков, под которыми несколько бриджабаси68 делали свой обычный бизнес — торговали всякой мелочёвкой. Уже было около часа дня, жара усиливалась, и решив передохнУть, я и Швета присели за стоявший здесь столик, купив водички.

Пока жена изучала небольшой путеводитель по святой дхаме69, я, делая изредка глоточек воды по-индийски, не касаясь губами горлышка бутылочки, глядел по сторонам и меня постепенно настигало странное ощущение, которое я уже не раз переживал на индийской земле — ощущение нереальности происходящего. Всё вокруг будто было заполнено эфиром, глядя сквозь который на окружающее меня пространство я умом, глазами и осязанием чувствовал накатывающие на меня волны окружающего пространства, которые моментами, подёрнутые прозрачной рябью казались лишь иллюзией - сродни тому чувству когда вы смотрите сон и знаете, что спите. И когда отдохнув мы двинулись дальше, это чувство не покинуло меня, а только ушло чуть глубже, на более далёкий план сознания. И это мне нравилось, хотя и было довольно необычно.

Многочисленная компания паломников, в обществе которых мы попали на Кеши гхат уже растаяла далеко впереди, и мы шли вдвоём по улице, среди обычного индийского шума, гама, пыли, характерных запахов и красок. Отовсюду доносились крики и приветствия «Раде Раде!», «Харе Кришна!», «Харе Рама!», «Хари-и-и-и-бол!». По обе стороны от нас оставались деревца в цилиндрических проволочных оградках, столбы, по которым была навешена паутина электрических проводов, лотки со всякой всячиной — овощами и фруктами, сувенирами, различной мелочёвкой.

Невозмутимые коровы пересекали проезжую часть, тормозя общий поток людской массы, ленивые собаки чесались и позёвывали, а стаи макак смотрели на всё это с высоты заборов и крыш. Нас обгоняли туристические мото- и электрорикши, легковые и грузовые автомобили, небольшие жёлтые автобусы, спешащие аборигены - казалось, только мы вдвоём никуда не торопились. Я намеренно слегка сбавил скорость нашего пешего передвижения, поскольку впереди нас ждал очень важный храм, один из трёх, которые я планировал на сегодняшней парикраме - Шри Шри Радха Гопинатха Мандир.

Судьбы этих трёх храмов, в одном из которых, Мадана Мохана Мандире, мы вчера и сегодня уже побывали, были довольно схожи. Построенные в шестнадцатом веке, они впоследствии сильно пострадали от рук монгольских завоевателей, и позже были отстроены заново. А изначальные мурти этих храмов и по сей день находятся в Раджастхане70. Так вот Гопинатха, одно из воплощений Шри Кришны, в дословном переводе означает «Повелитель гопи», то есть пастушек Вриндавана. Гопи были спутницами Шри Кришны во время его трансцендентных игр, коими и славится Вриндаван, и испытывали прему-бхакти - чистую преданность и любовь к Кришне, цель всех преданных, которую и символизировал Шри Радха Гопинатха Мандир. Этим объясняется то, что этот храм - один из трёх, обязательных для посещения.

Повернув с парикрамной дороги к этому храму, мы немного заплутали, и вместо алтарной попали внутрь хозблока. Это было немудрено, так-как храм находился прямо в жилом квартале Вриндавана, окруженный каменными домиками бриджабаси. Он отличался от них цветом, кирпично-коричневато-розовым, таким же, как и храм Мадана Мохана. Между стенами храма и соседними строениями местами растояние не превышало пару метров, а народу здесь было не сказать что и много, и людского потока не наблюдалось, в связи с чем мы потеряли ориентир. В дворике хозблока росло, окруженное каменной кладкой старое дерево, и подумав, что с ним тоже наверняка связана если уж не легенда, то какое-нибудь историческое событие, я обошёл вокруг него три раза и встал рядом с женой, снимая видео на телефон.

И тут к нам подошла, улыбаясь, пожилая матаджи, одетая в сари, с тилакой и традиционным украшением — кольцом в носу и цепочкой.

- Харе Кришна, Раде Раде! - я с поклоном сложил руки перед собой.

- Раде Раде! Ап кесе рахте хе'н? (Где вы живёте?) - всё так же ласково улыбаясь спросила она.

- Ме'н мере патни ке садх рус ме'н рахта ху'н. ( Я с женой живу в России) - ответил я.

Тут она приблизилась к нам, коснулась поочерёдно правой рукой нашей груди в районе сердца и неожиданно произнесла на ломаном английском:

- Sri Radha Gopinatha Mandir very important! Sri Sri Radha wayting for you! (Шри Радха Гопинатха Мандир очень важен! Шри Шри Радха ждёт вас!)

После этого она закрыла кончиком сари лицо, и указав нам на проход в дальнем углу дворика, удалилась, пройдя через кованые воротца, посредством которых мы сюда попали. А я с женой, получив таким образом соответствующее случаю волнующее настроение прошли в указанный нам проходик мимо худого чёрного пёселя, который, видимо, знал, что дальше ему идти нельзя, и через минуту уже были в алтарной.

Я толком не смогу рассказать вам о том, что случилось со мной и моей женой в алтарной этого храма. Уверяю своих читателей - таких моментов я и моя половинка не переживали до той поры. Не зря та интересная матаджи, которая указала нам на алтарную, сказала, что эти мурти очень важны для нас. Здесь опять я потерял счёт времени, и чувство нереальности происходящего, притаившееся до этого где-то в области затылка, накрыло меня с головой. Лёгкое головокружение дополнялось ощущением того, что я больше, чем моё физическое тело - я почувствовал свою внешнюю оболочку - тонкое тело, и при этом смотрел на окружающее пространство, словно был на пару метров выше ростом...

Слегка очнувшись от бури своих эмоций, мы поднялись с колен, и глядя друг на друга молча вышли из храма. Нам понадобилось какое-то время, чтобы просто суметь глядеть по сторонам и разговаривать. Судя по путеводителю, до третьего главного храма нашей сегодняшней парикрамы оставалось около километра. Но на нашем пути лежал ещё один храм — Радха Рамана Мандир, или в переводе - «Тот, кто приносит радость Шримати Радхарани» я думаю, мои читатели уже понимают, кто это - Верховная личность бога, Кришна.

Как советовал преданный Володя, наш заочный гид по Вриндавану, Света обязательно должна была его посетить. В этом храме я спасовал, и не стал проявлять инициативу, кроме трёх дандаватов. А Швета долго стояла на коленях и кланялась божествам, украшенным многочисленными гирляндами из свежайших цветов, чей аромат благоухал во всей алтарной, она не обращала внимание ни на проходящих мимо спешащих куда-то туристов, ни на пуджари71, ухаживающих за мурти... И как я позже узнал, она попросила у Шримати Радхарани одно желание, которого я так до сих пор и не ведаю. Да я её и не спрашивал, если честно - что-то должно оставаться у человека и Радхи и Кришны личное, недоступное другим дживам...

И вот мы свернули с дороги, ведущей от Кеши Гхата в поисках третьего главного храма нашего сегодняшнего маршрута на узенькую, метра четыре шириной улочку. По обе стороны этой улочки были обустроены бетонные канавы, которые исполняли роль канализации, в связи с чем здесь стоял характерный запах. Местами открытые, а местами и закрытые даже не храмы, а храмчики перемежались с торговыми лавчонками и офисами. По пути нас обогнала, хотя нет, не обогнала а потребовала уступить дорогу интересная процессия - колонна из грузовичков и повозок, запряжённых где осликами, где лошадками, где буйволами и даже верблюдами. Они везли щебень, песок и цемент - и для бриджабаси не были чем то необычным. А я и Швета никода до той поры не видели столь разнородной по сути движителя «мехколонны» :-)

Продвигаясь по этой улочке, мы обсуждали увиденное, как вдруг внезапно, с правой от нас стороны открылся потрясающий воображение храм — Шри Кришна Говиндаджи Мандир! Ни разу до этого я не видел столь разительной перемены визуальной обстановки — вот перед твоим взглядом обычные домишки, вот эта «мехколонна», да ещё запахи из канавы... И неожиданно всё будто исчезает, кроме НЕГО — потрясающего воображение храма Говиндаджи, и мурашки бегут по коже, и перехватывает дыхание... Честно говоря, здесь, на этом месте, я забыл про всё на свете. Словно окаменев, я стоял и смотрел на открывшуюся моему взору картину, не в силах вымолвить ни слова. В трансе я пытался охватить взором храм, представить себе, как он был величественен в шестнадцатом веке, когда был семиэтажным, но ум мой отказывался верить, что может быть строение, более совершенное, чем то, что я наблюдал сейчас.

Вроде бы такой же камень, того же цвета, резные окна, колонны - в общем, схожая с прежними храмами архитектура - но что-то неуловимое отличало его от других... Я погрузился в созерцание, а затем достал смартфон, чтобы сделать несколько снимков. И тут услышал позади себя фразу на ломаном инглише «Сэр, темпель бук! Темпель бук, сэр!».

Вздрогнув от неожиданности, я оглянулся. И меня словно ударила молния!!!! И меня словно ударила молния!!!! И меня словно ударила молния!!!!

Передо мной стоял Куся, мой студенческий друг, похожий в то же время на таинственного монаха, которого я искал в Индии столько лет! Такой же смуглолицый, улыбчивый, с раскосыми глазами парень из моей юности стоял, улыбаясь искрящимися глазами и протягивал мне двумя руками брошюру о храме Говиндаджи! У меня потемнело в глазах. Опустившись на каменные плиты, которыми была покрыта площадь перед храмом я застыл, сидя на мостовой и глядя на него. Моя борода встала дыбом, с одной стороны меня держала Света, а он, насколько я помню, не на шутку испугался, подхватив меня за правую руку. Я вцепился в его курту и зашептал:

- Help me! Мудже тумхара мадад чахие! (Помоги! Мне нужна твоя помощь!)

- Тхик, тхик сэр! No problem! (Хорошо, хорошо, сэр, не проблема!) - запричитал парень, видимо подумав, что стал причиной моего недомогания.

В общем, дальнейшее я помню плохо. Я хватался за рукав курты этого юноши, пытался на своём далёком от совершенства хинглише говорить с ним, и сильно его напугал. Единственное, что я успел выяснить - что ему как раз исполнилось недавно семнадцать лет и что его отец живёт в Бомбее. Возраст этого пацана идеально совпадал со временем таинственного исчезновения Куси, который пропал на Лахтинской зерносушилке72 как раз семнадцать лет назад. Испугавшись дальнейших моих расспросов, парень, имя которого я так и не успел узнать, оставив мне «Темпель бук», освободил рукав курты от моей руки и бочком-бочком исчез в толпе, окружившей нас к тому времени...

ЭПИЛОГ:

... Был это Куся, родившийся в теле бриджабаси, или нет - как ни странно, я не задавал себе такого вопроса, так как понял там, во Вриндаване, что смысл случившихся со мной событий совсем в другом. И действительно, через год после моего крайнего визита в Индию мы познакомились с тургеневского вида дамой по имени Ольга, которая пригласила меня и Швету на программу ИСККОН в нашем городе, чему я отнюдь не был удивлён, и мы с женой скромненько сидели на заднем ряду, подпевая Харе Кришна Маха Мантру и хлопая в ладоши. А ещё через год я уже принял первую ступень шикши73, в глубине души надеясь, что несмотря на потерянные годы, смогу наверстать что-нибудь из того, что должен был сделать ещё со студенческих времён.

68. Бриджабаси - коренные жители Вриндавана.

68. Дхама, Святая Дхама - здесь и есть Вриндаван.

70. Раджастхан - штат в Индии, в пустыне Тар.

71. Пуджари - священнослужитель в индуизме.

72.
73. Шикша - в данном случае - духовный обет.