Бульба

Илья Урушадзе
  БУЛЬБА
  -  Тема сегодняшней лекции, образ героя в русской литературе.
Профессор снял очки, оглядел аудиторию и скорчил страдальческую гримасу. Это был главный недостаток Аркадия Борисовича, хотя лектор он был отменный. Наверное, лучший из всех гуманитариев. На его лекции часто заходили студенты других факультетов, а иногда заглядывали даже другие профессора.
- Многие путают понятие героя и действующего лица, - продолжал профессор, - литературный герой, это не образец для подражания с орденами и медалями. Ну какие герои, спрашивается, Хлестаков или Чичиков! А если говорить о советской литературе, - профессор сжал губы, будто унюхал зловоние, - так там сплошные герои: Маресьевы, Павки Корчагины и прочая молодая гвардия. В соцреализме нельзя без героя, чтобы было на кого равняться. Чтение, это вам не приятное времяпрепровождение, а воспитание советского человека, строителя коммунизма.
- То ли дело, русская литература Х1Х века. Там героев с огнём не сыщешь, одни главные и второстепенные персонажи. Нельзя же Печорина с Онегиным причислить к героическому племени, тем более Акакия Акакиевича Башмачкина. Пугачёв и Гринёв, тоже не дотягивают до требований соцреализма, а Пьер Безухов с Андреем Болконским, вообще аристократы с кучей социальных пороков. Однако есть один бесспорный герой у того же Гоголя. Не зря я велел внимательно прочесть Тараса Бульбу и отзыв Белинского о повестях Гоголя. 
Аудитория была переполнена, будто приехала эстрадная знаменитость. На самом деле, люди сбежались из-за туманных слухов и сплетен. Все знали, что в администрации университета идёт беспощадная война из-за Аркадия Борисовича. Только что на партсобрании разбирали персональное дело профессора и уже все знали, что его исключили из партии, но шептались о том, что именно на этой лекции он «что-то скажет».
Он и раньше говорил спорные вещи, вразрез с советской системой преподавания и тем более, с методикой воспитания будущих педагогов. Пару раз его закладывали, но без особых последствий, ведь доносили по злобе, а не из принципиальных соображений. В основном, его ценили, хотя побаивались. На экзаменах он беспощадно резал нерадивых студентов, несмотря на высокую протекцию и влиятельных родителей. По этой причине и жаловались, но в ректорате привывкли к подобнымп сигналам и оставляли без особых последствий. Он мог простить любой грех, кроме одного: равнодушного отношения к Великой Русской Литературе. 
 - Итак, Тарас Бульба, - профессор взмахнул рукой, будто обнажил саблю, - идеальный герой. Воюет за родину, не жалея дальних, ближних, да и собственной жизни. Как раз в Москве воцарился после смутного времени Михаил Фёдорович, первый из династии Романовых. Правда, о нём ни слова, но казаки воюют за Русь и русский мир, хотя всё действие происходит на Украине. Странное противоречие! Неужели Гоголь не знал историю своей страны?
И действительно, Украина не входила в состав Российской Империи, да и самой империи ещё не было, а было Московское царство. Значит, никакого противоречия здесь нет. Россия зародилась на берегах Днепра и вполне естественно, что обитатели тех краёв, тем более воины, так называли свою родину, а слово Украина укоренилось в более поздние времена, когда её включили в состав Империи. Не случайно, Гоголь здесь ни разу не помянул это имперское изобретение.
Итак, помещик и заодно казацкий атаман встреает сыновей, окончивших Киево-могилянскую академию. Встреча не совсем в стиле религиозного воспитания, и тем более, народных традиций. Все годы учёбы в бурсе, по правилам церковных заведений, их нещадно пороли, а телесные наказания детей, по славянской традиции, прямой долг заботливых родителей. Однако, сыновья вместо почтительного лобзания, начинают драться на кулачках со строгим родителем. Если бы не вмешательство матери, первый же раунд мог закончиться нокаутом.   
Дальше больше; не дав сыновьям отдохнуть с дороги, отец едет с ними в Запорожскую Сечь. Рыдающая мать хватает под уздцы коня, но безуспешно. Кто-нибудь из вас пытался остановить всадника, хватая под уздцы? И не советую! Затопчет! – Профессор скорчил очередную гримасу, в этот раз свирепую, - одним словом, Тарас Бульба, безусловно герой, но мало кто из  вас согласился бы жить в такой семье...
- Нам известны две редакции повести; одна 1835 года и вторая 1842, увеличенная автором чуть ли не в два раза. Этой редакцией мы и пользуемся, а первый вариант, только для литературных грызунов вроде меня, но есть ещё черновики. Так вот, там Тарас Бульба ещё жёстче блюдёт семейные традиции. Впрочем, не наше дело судить героев...
Идём дальше. Мало кто обратил внимание на тот момент, когда Тарас взгромоздился на своего коня. Там указан его живой вес – 20 пудов! Давайте переведём в нашу меру весов и получим 320 килограммов. Остапу простительно иметь такой вес, при крайней степени ожирения. Ведь он в сажень ростом, т. е. больше двух метров, но Тарас среднего роста. В любом случае, никакой конь такого груза не выдержит, а сам больной, пусть даже двухметрового  роста  обречён на постельный режим.
 «Ничего удивительного, -  скажет легкомысленный читатель, - Гоголь тот ещё фантазёр. У него птицы не долетают до середщины Днепра, а средневековая городская площадь, вмещает миллион поляков.
  - Не вздумайте пороть такую чушь у меня на экзаменах, - профессор выставил указательный палец, будто выискивая в аудитории легкомысленного читателя, - это не фантации, а гипербола, вполне допустимый в литературе художественный приём. Надо понимать, что у гения нет ничего случайного, а в русской литературе их двое – Пушкин и Гоголь. Все остальные – классики, гиганты и таланты, которые могут ошибаться и заблуждаться, но только не гении, у которых ни одного лишнего слова.
Тогда откуда взялись те 20 пудов? Это уже не гипербола, а настоящий сарказм. Неужели писатель высмеивает своего героя? Я считаю, что нет, хотя Гоголь с юмором относится ко всем персонажам, но здесь другое. Он заставляет глянуть на других действующих лиц. Посмотреть внимательно на толпу пьяниц, садистов и мародёров, на всё это казачество Запорожской Сечи и поискать среди них настоящих героев. Непростая задача!
Слово «казак» тюркского происхождения и переводится, как бездомный, но русское армейское прозвище этого воинства – сволочи. Именно так в петровском воинском уставе называли этих героев. От слова сволакивать,  оббирать убитых и раненных врагов, а порой и своих погибших товарищей. Когда казаки вошли в регулярные войска, пришлось перейти к нейтральному французскому слову - мародёр.
Гоголь отлично показывает этот порыв казацкой души, что-то вроде народной традиции. Попросту говоря страсть к воровству и грабежам. При дележе добычи, иногда происходили драки со смертельным исходом, а на поле боя казаки часто погибали по причине своего преступного промысла. Есть интересные свидетельства о большем количестве погибших от грабежей и пьяных драк, нежели павших в честном бою. 
Теперь возвращаемся к знакомству братьев Тарасовичей с героическими персонажами Запорожской Сечи. Первый же увиденный герой валялся в луже будучи мертвецки пьяным, однако это не помешало Тарасу восхититься его казацкой удалью. Остальные герои, трезвые и пьяные, на третий день устроили потешную сцену, которая редко оседает в памяти читателей, но для меня стала главным эпизодом гоголевской повести.   
Это сцена еврейского погрома. Русская лексика на 30% состоит из иноязычных заимствований, при этом, народы ближних и дальних стран не заимствуют и не присваивают русских слов. Есть только одно слово, которое вошло во все языки цивилизованного мира. Это слово – «погром». Обычное явление для высокодуховной православной толпы. Под сенью икон и хоругвей, под звуки божественных песнопений, грабёж с поджогами, убийствами и изнасилованиями.
Итак, казаки собранные на площади под звон литавр, слушают речь пламенного оратора. Толпа слышит ужасные вещи, оказывается: «Теперь у жидов церкви на аренде» и никто не задаётся мыслью: «кто продал или сдал в аренду божьи храмы?». Дальше, больше: «Если жиду не заплатишь, то обедни нельзя править», и вдобавок: «...если жuд не положит значка на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя», и наконец, «жuдовки шьют себе юбки из поповских риз». Здесь Гоголь показывает чудесный пример славянского двоемыслия. Все знают, что евреи дальней дорогой обходят все церкви, а если видят попа, то переходят на другую сторону улицы, но это не уменьшает вины проклятых нехристей.
Я с юных лет интересуюсь обвинениями в адрес евреев. Настолько, что находясь в госпитале, прочёл гитлеровский Mein Kampf. Тогда не успели его запретить, и никто не понимал, что это за немецкая книжка. Не нашёл ниодного конкретного обвинения. Никаких жидовских юбок из поповских риз, и даже ни единой капли крови христианских младенцев, но в кровавый навет не верил даже сам Адольф Элоизович.
Я четыре года провёл на фронте и не встретил ни одного героя. Сдавались в плен дивизиями и корпусами, со знамёнами и штабными документами, пока Сталин не установил заградотряды. Всё равно, больше 5 миллионов выполнило команду H;nde hoch. Смерш только в 41 году расстрелял больше ста тысяч, не всех по делу, многих перед стороем в воспитательных целях. Чтобы поняли; лучше от немецкой пули, а не по приговору трибунала.
В плену тоже было не до геройства, там сразу сдавали евреев. Ведь для немцев все на одно лицо, а в документах тогда национальностей не писали. Сдавали под расстрел не ради награды, а просто по зову души, но у немцев ничего не пропадало зря. Получали буханку хлеба, сигареты, а порой должность надсмотрщика. Стало быть, кто угодно мог сдаться на милость фашистских агрессоров, от рядового до генерала, кроме представителей одной зловредной национальности.
Но были герои среди гражданских лиц. Среди стариков и старушек, женщин и детей. Они спасли тысячи евреев, хотя рисковали жизнью. За укрывательство жидов было одно наказание - смерть. Иногда всей семьи, от мала до велика, без пощады и милосердия. Вот где появились настоящие герои. В деревнях и комунальных квартирах, в церковных общинах и на дальних хуторах.
В аудитории уже чешут затылки: Зачем и почему лектор перескочил из пятнадцатого века в двадцатый? И по какой причине залез на еврейскую тему, находясь среди героических казаков Запорожской Сечи? Всё очень просто: вы присутствуете на лекции сиониста. Такое звание мне присвоили в парткоме, когда забирали партбилет, но я горжусь этим статусом, хотя не достоин его. Это не я превращал пустыню в цветущий сад и не я возрождал мёртвый язык. Я даже не владею языком на котором написана Книга Книг, но надеюсь овладеть и с удовольствием буду преподавать Великую Русскую литературу на Святой Земле если позволят силы и здоровье.
А теперь, как истинный сионист, хочу указать на комического персонажа героической повести, который рисковал жизнью ради Бульбы, а ведь Тарас ничем не рисковал, когда вытаскивал Янкеля из днепровской воды. Возможно, он помог бы хитрому жиду быстрее пойти ко дну, но этот торговец когда-то выкупил брата Яроша из турецкого плена. Это обошлось Янкелю в 800 цехинов и можно подсчитать, сколько стоил запорожский войсковой атаман. Цехин – это 3,5 грамовая золотая монета, значит, уплачено почти 3 килограмма червонного золота. Цена стада коров или конского табуна, а по нынешним временам, стоимость Мерседеса из самой дорогой немецкой конюшни.
Похоже, семья Бульбы возвратила тот долг, иначе Тарас не стал бы вытаскивать из воды взаимодавца, но теперь Янкель оказался в неоплатном долгу перед старым атаманом. Теперь он расплачивается не только деньгами, раздавая взятки польским воинам, но рискует собственной жизнью, пытаясь спасти Остапа. До самой казни, он рядом с обезумевшим отцом, пока не прозвучало знаменитое «слышу» Тараса. Самый трагичный и одновременно героический возглас во всей мировой литературе.   
Тарас возвращается в Польшу и мстит за сына, издеваясь над убитыми ляхами, сжигая польские сёла и церкви, пытает всех подряд включая женщин и детей. Немного странное поведение для литературного героя. Неудивительно, что Тараса Бульбу до сих пор не перевели на польский язык. Тем временем, следы Янкеля и Мордохая теряются, но для меня именно они остаются безупречными героями, вопреки всей теории и практике русской истории. Хотя бы в конце моей преподавательской карьеры, должен сказать правду, а что такое правда? Это наши мысли, без дипломатии и цензуры. Не всегда истина, но она возвышает человеческую душу. Я не хотел врать моим студентам, но в этой стране истина часто запретная категория. Только сейчас вы услышите от меня истинную оценку повести Гоголя. Итак, Украина всегда имела одного коварного и безжалостного врага и это вовсе не Польша, а Россия.