Фильмы, что смотрела в феврале 2023-1

Зера Черкесова 2
Написать потом. памятка.
Отзывы.
См в этот период февраля 2023 несколько фильмов для отдыха.
и переключения. Кино я смотрю не очень часто, а скорее периодами, скажем, раз или два в год период просмотра фильмов в пару недель. Так у меня повелось издавна. Иногда в таких кино-периодах я получала ценные советы для жизни и ответы на мои внутренне насущные вопросы. И модели поведения. освежения чувств.

1) "Безымянная звезда". 2 серийный х/ф с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской. реж. Михаил Казаков. по пьесе румынского писателя. Пересмотрела мн. раз по ТВ, а ныне впервые в ю тьюбе.

2) трудно выбрать кино для отдыха. многое зависит от счастливого попадания.
Пересмотрела впервые в интернете старый х/ф "Сказание о земле сибирской". 1947г. Необыкновенно мажорный фильм для времени, после войны их много снимали, просветленных музыкальных комедий, наверное, чтобы поднять дух народа.
Но это не комедия, а драма. но музыкальная, причем классическая и народная музыки в переплетении с видами Сибири, Байкала, Заполярья, куда бегут из Москвы герои.


О пианисте. который на фронте повередил руку и пришлось отказаться от каръеры пианиста, как пережил трагедию и заново нашел себя в искусстве.
В гл роли Владимир Дружников, поразительно красивый актер, но мало мы его знаем. В др ролях Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Вера Васильева.
Эти трое, подумала себе с удивлением, оказлись долгожителями, такая концентрация на один фильм великовата. Но Зельдин прожил до  101 года. я писала о нем статью.
М.Л.Ладынина тоже что-то так, а Вера Васильева кажется тоже еще здравствует.
Наверное, это эзотерический признак благотворности этого фильма. Ведь есть еще проклятые фильмы, спектакли, картины(городские легенды но нет дыма без огня).

3) Не хронологически точно, добавлю проссмотренный вчера и с трудом старый цв. фильм 1955г. поддавшись на уговры в коментах, которые все льют слёзы умиления по нашим старым советским фильмам, х/ф Урок жизни" реж. М.Ройзман. в гл ролях неизвестные мне актеры прошлого.

И несмотря на цветную пленку старого фильма, что редкость даже для фильмов 70-х, не говоря о 60-х, и прочие достоинства. выдержать целиком не смогла. протащила ленты ближе к концу узнать чем закончилось.

В кино 0-50-х, в том числе пп.2) и 3) выше и всех прочих один и тот же жуткий порок, который выругал в Письме советским фильмовым работникам реж. Михаил Чехов. И за дело.
Очень громкая музыка, воспринимаемая как какофония, которая сопровождает кучу эпизодов, наверное, это еще от времен тапёров к кинотеатрах 20-х наследство. Скажем, герой побежал за героиней и тут же ба-бах какая симфоническая музыка врубается, уши затыкай или терпи, или ставь на без звука.
И так "сопровождение" массы эп, то есть нам, зрителям, "помогает".
А садимя смотреть кино "для отдыха", симфоническую же музыку и поболее высокого качества кто хочет сам найдет и послушает.  Ибо сов. композиторы кино почти не оставили саундтреков, коорые хочется наслаждаться независмо от фильмов. в которых появились впервые. Мало таких образчиков. Музыка для кино(притом не песни, а сугубо муз сопровождение).
Кино 30-50-х грешит изобилием именно оркестрового саундтрека. что делает их подчас невыносимо-громкими и бьющими по нервам.


Потом декламационность вместо человеческой речи, что пришло в раннее кино до 60-х примерно - с театральных подмостков. Герои не разговаривают, а декламируют с экрана. И это почти у всех героев и во всех фильмах тех лет. "В жизни так не разговаривают", писал М.А. Чехов в Письме из Голливуда.

Тем не менее, есть и много хорошего в старом кино. "Энергия созидания".


4) Посмотрела х/ф "Дочки-матери" реж Сергей Герасимов после чего захотелось ретроспективы фильмаов этого режиссера и ролей его супруги нар арт СССР Тамары Макаровой.
фильм тонкий и цепляющий, рекомендую. Оч интересная молодая актриса того времени Любовь Полехина. в гл роли девочки из детдома приехавшей из Сибири в Москву к женщине которую считла своей матерью(роль Тамары Макаровой), но, увы, ошиблась.

5) Кинороман о молодых архитекторах в Заполярье.
реж Герасимов "Любить человека" 1972г. с Тамарой Макаровой, и яркой словно звезда немого кино - молодой актрисой Еленой Виролайнен, и др звездами и ещё незвездами
второй раз смотрю.
Есть + и -, отд Отзыв, в целом не до совершенства доработан, но см можно.

16/02/2023
11ч.41м.

Подбирать фильмы, системно, по википедии. А то весь битый вечер можно потратить и не найти ничего стоящего, и в итоге дурно и усталость. Если не нра, выключать, н жалея, не досматривая.

"Любить человека" реж. С.Герасимова был бы превосходный кинороман, в 2ч., кабы не некоторые недоработки.
В др фильме "Дочки-матери" я то и дело см ск осталось до конца и в в коментах кто то написала что не каждый фильм удост такого чтобы см ск минут ост до концав. хаха и я тоже ответили. И я!
жаль, что коротко и жаль что интрига разрешилась "реалистично" а не в соотв с канонами мексиканских и бразил. сериалов("чей ребенок?" их главная интрига).
название тоже удачное:дочки-матери это детская игра девочек по преимуществу.
есть вики статья дочки-матери, забавная, именно как игра.

Мне понравилась Тамара Макарова, она и в "Любить человека" снималась, уже в летах, конечно, но там она органична, а в фильме Дочки-матери старовата для матери двух девочек-старшеклссниц и это, увы, заметно, как все отметили, но в те времена наверное этому не прид столько значения как сейчас, все помешались на моложавости. самой Макаровой было 67 лет в тот год 1974.
И хотя ей в коментах все восхищаются...ну что можно сказать.
Особой красотой она не блистала, даже грубовата, кто-то метко заметил ч то похожа на Галину Вишневскую. похожа! в фильме Дочки-матери звучит вначале голос Вишневской.
Но восхищались ее манерами, статью. Как она держит спину в "Любить человека", как идет грациозно. королева.
Как актриса, на мой взгляд, средняя, будем откровенны.
Причем во всех фильмах что я смотрела с ее участием, хотя до сих пор не видела ее визитки "Каменный цветок"(Медной горы Хозяйка по сказкам Бажова).
но я см "Сельский врач", и это бы впечатлило, если бы опять же не пыжились режиссер и актриса и сценаристы выдать немолодую Макарову за "начинающего врача". ну зачем это нужно? это только всё портит, как последняя роль Орловой в фильме Скворец и лира. сыграй она тетю, а не ее 20-летнюю племянницу, все было бы ок. органично и радостно видеть в отличной форме любимую актрису.

Тем не менее я полюбила Тамару Макарову. что героиня фильма Дочки-матери, расплакавшаяся по возвращению от мысли что Елена Алексеевна, увы, не ее мать.
Есть в ней это материнское начало, хотя своих детей у актрисы не было. Уютная женщина, во всех фильмах это видно, хочется общаться с такой. вот эта аура и передается, хотя большого таланта я в ней не вижу, но может быть и это тоже талант.
в "Любить человека" Герасимов снял красивую молодую актрису Елену Виролайнен, с которой, по слухам, имел роман, и Тамара Макарова вынуждена была стоически играть свою роль вместе с ней в одном фильме. Мужчины все-таки ... (воздержусь). Ну не ценят настоящих.
и что та актриса. Поблекла красота и что дальше. А см на Макарову, в ее преклонных летах. Королева.

В 2-сер фильме Любить человека(который явл по сути изящной кино-агиткой о освоении Кр. Севера, Заполярья и тд., и актуально даже и теперь и смотрится современно)оч интересно первые 15 минут симпозиум архитеторов. рекомендую вырезать и монтировать как док фильм. это и есть как бы документальное кино, вкрапленное в ткань х/ф.
Очень затянуты выяснения отношений героя архитетора с начальством и скучновата лирическая ллиния взаимоотношений супругов, тоска см на супружеские ссоры и примирения, на это тратить время. и как назло, всле за этим мнеи попался вчера старый и притом цветной фильм 1955г. "Урок жизни" Ройзмана, купилась на имя режиссера, и весь фильм супруги разъезжались, разругавшись на почве понимания партийной принципиальности, и снова мирились-съезжались. И эту шизу см под грохочущие механизмы Большой Стройки коммунизма, и не менее грохочущий какофонический оркестровый саундтрек, словно сцены ссор и выяснений отношений в жизни идут под оркестровую музыку. Жутко утомилась и на сегодня весь день через пень-колоду. Что значит:правильно пдбирать духовную пищу не менее важно чем пропитание для желудка.

А вот в х/ф 2 серии "Любить человека" - после 15 минут начала(симпозиум архитеторов. с совместным просмотром мексиканских кадров с архитектурой Мексики и фресками Сикейроса, а также обсуждение перспектив новых подходов к городской жилищной архитектуре в том числе не только в столице, но и в условиях вечной мерзлоты за Полярным кругом - героиней Макаровой, игравшей роль профессора архитектуры с ее учеником молодым архитектором приехавшим из Заполярья на симпозиум я бы по-другому развила сюжет.

 
Михаил Чехов писал, что главным качеством произведеия искусства является... лёгкость. ?! Даже там где изображаются тяжелые страсти - тяжести в восприятии зрителем/читателем/слушателем быть не должно!
Она, эта тяжесть, должна сообщаться, но не передаваться, как натуралистичсекая тяжесть, портящая восприятие у зрителя, читателя. слушателя

Я тогда не поняла этой мысли, впервые читая "Путь актера" Михаил Чехова, но мысль запомнила, и теперь постпенно понимаю ее глубину и верность.
 
Почему например обещавший в первых 15 минутах быть захватывающим по идее и сюжету 2-сер фильм выдающегося матера кино Сергея Герасимова "Любить человека" досматриваешь с трудом?

 
Потому что в фильме есть всё, но нет атмосферы, выдержанной до конца, и нарастает тяжесть, которой быть не должно.
А ведь супруги Герасимов и Макарова преподавали во Вгике, если не ошибаюсь, вырастили покление известных кинодеятелей.
В фильме Дочки-матери тоже есть затянутые сцены, но в целом интрига держится до конца, а в "Любить человека" можно выключить на середине. вот и разница.

И конфликт архитектора. жеающего строить в Заполярье урбанистические города будущего в виде пирамид, с комплексами всех удобств и фресками как у Сикероса в Мексике - наталкивается на то что у людей нет элементаных бытовых удобств и им нужно жилье сейчас, немедленно, без изысков. да это интересная идея, конфликт художника и социума, мыслителя и социума. Но на этой почве смотреть длительную ругань героя то с начальством то с женой - это почти невыносимо, во вс слу во второй раз пересматривая фильм, это протаскиваешь летну. а ведь цельность восприятия тоже важна.
То есть тяжесть героя передается зрителяю, отчего просмотр становится некомфортным и даже может испортится настроение и ощутить тяжесть у себя. а мы же не для того смотрим кино.

 
Конечно, в большом худ. произведении всегда содержится конфликт, это классика. Без этого пролизведение пресно и безсмысленно.
Но подать конфликт как катарсис и как тяжесть - это разные вещи.

 
После "Сказания о змеле сибирской" пыталсь посмотреть еще с Мариной Ладыниной хотя не была никогда ее поклонницей. И все же открыла ее кажется последний фильм" Испытание верности" 50-х, после чего еще такой молодой она перестала снмиаться в кино а тут и развод с Иваном Пырьевым, в общем ее линия судьбы пошла резко вниз по экспоненте.
В "Сказании о земле сибирской" она играет молодую оперную певицу, мне нарвится ее роль, ее вокализ, её модная для того времени серая беретка. Вообще стиль.

Но в "Испытании верности" ее роль настолько плоха насколько может бтыь плохой роль. и дурно сыгранной в плохом фильме, коорый мне не хватило духудосмотреть до конца, выдержав до середины. и постоянно порываясь выключить его.

 
так что напрасно перехваливают советское кино. при углубленном его изучении в выборе новых фильмов помимо широк известных и выдежавших испытание временем, наталкиваешься на массу халтуры и откровенно неудачного сделанного даже мастерами жанра и режиссуры.
а уже изобилие производственной темы в советском кино вплоть до конца 70-х сравнится разве с избытком чернухи в пост-перестоечном и современном российском кинематографе.

сначла это ностальгически приятно, но потом количево завода ЗАВОДА И СТРОЙКИ в сов фильмах начинает утомлять не на шутку, там эта тема не менее 60%, причем ведь нарушается цельность восприятия, потому как во всех произвеодственных фильмах СССР параллельно идет любовная линия, и зритель вынужден раздваиваться в восприятии, а органичная подача двух столь разных тем это редкость даже для сов кино поднаторевшего на производственых фильмах. вотможет бтыь Весна на Заречной улице тот самый сверх-редкий случай почему и остался на века.

Зера Черкесова 2   16.02.2023 18:04   



https://zera-cherkesov.livejournal.com/408286.html