В преддверии Масленицы

Нестихия
Ну, что Друзья? Масленица – на носу! Как там в детстве у нас приговоривалось: «на носу горячий блин» – это ведь тоже отсыл к древним ведическим празднованиям.

А Масленица – один из самых радостных праздников в году, который на Руси всегда отмечался широко и весело. Как и Святки, этот праздник отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение нашими прабабушками. Событие недельное: праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. И посвящена Масленица, как известно прощанию с зимой в приближении весны-красавицы:

Ах, ты душенька
Весна-красавица!
Приходи скорей –
Все заждалися.
Все заждалися
Ясна солнышка,
Ясна солнышка,
Красной зореньки…

Масленица является древним языческим праздником. Исходно её празднование происходило в день весеннего солнцеворота (ныне Сретение), когда Зима с Весной встречается:

Как на зореньке
На пригоренке
Зима с Вёсною
Всё встречаются.
Зима снежная
С Вёсной красною
Величаются
Да прощаются.

Прощаются да никак проститься не могут. Эх… да с принятием христианства Масленица стала предварять Великий пост и зависеть от даты его начала.
Как мы уже тоже знаем, смену времен года отмечали на Руси издревле. И конечно, чем тяжелее и стуже зимушка – тем больше радости выражали наши прапра- приходу весны, тем веселее праздновали Масленицу. Тем и на проводы зимы звончее пели девушки в хороводах призывающие Весну песни.

Наши предки считали, что юной Весне в одиночку сложно одолеть старую колдунью Зиму. И чтобы в этом помочь долгожданной красавице, устраивали на Масленицу веселые гуляния с песнями-плясками:

Ой, да ты Мороз, грозный батюшка северный!
Уходи, зиму снежную с собой забери
Да развей тучи на небе буйными ветрами:
Зиму лютую, вьюжную гони-гони!

Прощаясь с Зимой, славили на Руси Ярилу — языческого бога солнца и плодородия, который представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Воскреснув, Ярило дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю. До крещения Руси праздник Масленицы отмечали семь дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после:

Ой, да ты Ярило, красно солнышко,
Вороти да проводи зиму за горы!
Ай, да приведи к нам Вёсну за руки,
Расцелуй в обе щёки её, раскрасавицу!
Пусть от поцелуев она разрумянится,
По лесам-рощам поплывёт лебёдушкой,
Оживит-пробудит ручьи-реки спящие.
По полям-лугам прогуляется босая –
Расцветёт под снегом уснувшая травушка!

С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Отменять празднования Масленицы и запрещать развлечения церковь не стала, несмотря на развеселые, не особо соответствующие новым религиозным правилам древние традиции. Потому как праздник этот для народа был значимым и весьма.

И одна сохранившаяся масленичная неделя вполне гармонично сумела вписаться в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. За неделю перед этим православным употреблять в пищу мясо было запрещено, но на исходе зимы в деревнях этого продукта уже и не оставалось… Вот на Масленицу и было заведено блины печь.

Так наши пращуры старались задобрить, то есть умаслить и долгожданную Весну. Не потому ли сам праздник назвали — «Масленицей»?

А еще Масленицу называли в народе «честной», «широкой», «знатной», «обжорной» и даже «разорительницей».
Да, наши далёкие предки почитали солнце и чествовали его не спроста. Ведь именно Ярило красно-солнышко дарует жизнь всему на земле. Вот и радовались на Руси ясному солнцу, которое с приближением весны начинает всё чаще появляться и ярче светить. Потому издревле появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, напоминающие дневное светило по форме, лепешки.

Считалось – человек, откушавший такое яство, получает частичку благодати солнечного света и тепла. Со временем традицию печь именно лепешки заменили на Руси – выпечкой блинов. Круглые, аппетитные с пылу с жару —  блины стали для наших предков новым символом солнца, обновления и плодородия:

Я пойду, выйду за сени кленовы,
Напеку блинов вот такую гору.
Навещу-угощу всю семью, всю родню
И свою угощу и мужнину.

В Древности на Руси блины считались ещё и поминальным яством. Их готовили в память об ушедших родственниках. Возможно потому блины являются также и символом погребения Зимы.

На Масленицу же нужно было печь и съедать как можно больше блинов. Хозяйки подавали их со всевозможными начинками: рыбой, капустой, сушёными ягодами, мочёными яблоками, медом, маслом и сметаной. Выпекание блинов стало своего рода ритуалом привлечения в мир яркого солнышка, а в дом – соответственно – благоденствия, достатка, благополучия. Считалось, чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна и тем богаче будет урожай:

Коли блин с курагой – так все горести долой,
Блинчик с патокой – гости в дом кутерьмой,
А блинок с икрой – пир на всё село горой!

Вот и придумывали наши прабабки весёлые потешки да прибаутки – и Масленицу с блинчиками умаслить, и себя да своих гостей позабавить.

Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Например, проводились различные ритуальные действия, основанные на магии круга - коловороте, ведь солнце — тоже круглое. Молодежь, порой и взрослые, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали по кругу село.

Или украшали деревянное колесо яркими лентами и, закрепив на шесте, обходили с ним все улицы. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем.

Символизировал солнце также огонь: парни зажигали деревянные колеса и скатывали с пригорка. Считалось, что у того, кто смог прокатить свое колесо без единого падения – того в текущем году ожидает счастье, удача и достаток.
Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы. Песни для хоровода девушки выбирали озорные да весёлые:

Ой, да кони-сани-кони,
Не видать ли где погони?
Ой, да-да ли. У дали. Удали!
Ай, да не гонись ты, парнишка, за девицей:
Не видать тебе нашей Любавушки:
Убежит быстрее ветра – не сыщешь,
Ускользнёт сквозь хоровод – не догонишь!
У-ууух!

Непременным участником масленичных гуляний был на Руси медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, и ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Позднее в городах показывали на площади и живого медведя. Медведь стал одним из символов Масленицы и наступления весны: зимой ведь медведь спит в берлоге, а весной просыпается. Проснулся медведь — значит, весна не за горами.

И, конечнно, самым узнаваемым символом праздника является чучело Масленицы, которое мастерили из соломы и обряжали в яркие разноцветные одежды. Что интересно, это чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую колдунью-зиму. И в последний день гуляний на празднике чучело Масленицы сжигали на ритуальном костре также под хороводы да весёлые песни:

Гори, гори ясно
Чародейка Масленица!
Прогорай костёр,
Догорай дотла,
Чтоб ушла зима,
Возвратилась Весна,
Раскрасавица Весна
С ясным солнышком,
Добрым хлебушком!

Ведь на Масленицу было принято как можно больше есть и веселиться.
Наши предки считали, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Кстати, в языческие времена на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть Масленицу и Новый год отмечали в один день. Вот зиму прогнали — и наступил новый год. По давним поверьям считалось, как человек встретит год, таким для него год и будет. Потому и не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.

И для каждого дня Масленицы у наших предков были и специальные названия. Позднее мы поговорим с вами и об этом.


(все использованные в статье стихотворения авторск.)