Ильин

Константин Рыжов
Религиозный философ, правовед и публицист Иван Александрович Ильин родился в Москве в марте 1883 г. в дворянской семье присяжного поверенного судебной палаты. Окончив в 1901 г. с золотой медалью гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета, где стал учеником профессора Новгородцева. По окончании в 1906 г. курса Ильин по предложению князя Евгения Трубецкого был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В этом же году он женился на слушательнице  Высших женских курсов Наталии Вокач. Первое время молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводами - ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали занятиям философией. 
В 1909 г. Ильин сдал экзамены на степень магистра государственного права и был утвержден в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права своего родного университета. В 1910 г. он стал членом Московского психологического общества. Тогда же в "Вопросах философии и психологии" была напечатана его  первая научная работа "Понятия права и силы". Зимой вместе с женой Ильин уехал в научную командировку за границу. Следующие два года он работал  в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина и Геттингена, в Париже и снова в Берлине. В 1911 г. вышел в свет его труд "Идея личности в учении Штирнера. Опыт по истории индивидуализма". По возвращении в Москву, в феврале 1914 г. Ильин выступил с докладом "Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления". Именно с этой работы начинается серия из шести его статей о Гегеле, составивших позже диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918).  Эта книга принесла Ильину славу выдающегося современного философа.
Начавшаяся летом  1914 г. война с Германией вызвала патриотический подъем. В этот период появляются две работы Ильина - "Основное нравственное противоречие войны" и "Духовный смысл войны", без которых невозможно правильно понять его позднюю  книгу "О сопротивлении злу силою". Здесь были заложены идеи будущих его работ, касающихся предметов, за "которые стоит жить, бороться и умереть",  здесь впервые и пророчески говорилось о добровольчестве - потом эта тема перешла в "Белую идею". После февральской революции 1917 г. Ильин из кабинетного ученого превратился в активного политика.  Сразу же после октябрьского переворота в статье «Кошмар» он писал: «Последний взрыв урагана покончил со всеми иллюзиями. Мы ощутили под ногами твердую землю дна, не берега,… а дна, где гибнут». А после октябрьских боев в Москве Ильин опубликовал в "Русских ведомостях" статью "Ушедшим победителям". В ней он обращался к павшим в борьбе белогвардейцам: "Вы победили, друзья и братья. И завещали нам довести вашу победу до конца. Верьте нам, мы исполним завещанное…" За связь с белогвардейским движением Ильина несколько раз подвергали аресту, в его доме производились обыски. Тем не менее, это не помешало ему в мае 1918 г. защитить магистерскую диссертацию. Жизнь продолжалась.  Помимо преподавательской деятельности Ильин занимался переводами, выступал с докладами в Психологическом обществе, председателем которого был избран.
В сентябре 1922 г. Иван Александрович был арестован в шестой раз, допрошен и немедленно судим. За антисоветскую деятельность его, вместе с другими учеными, философами и литераторами, выслали в Германию. Начался новый период жизни. Вместе с другими русскими эмигрантами в Берлине Ильин включился в работу по организации Религиозно-философской академии, философского общества при ней, религиозно-философского журнала. В феврале 1923 г. в германской столице начал работать Русский научный институт. Ильин прочел здесь ряд курсов на русском и немецком языках  - энциклопедию права, историю этических учений, введение в философию, введение в эстетику, учение о правосознании и др. В 1923-1924 гг. он был деканом юридического факультета этого института.
Начиная с 1925 г. появляются большие работы Ильина "Религиозный смысл философии" (1925), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Основы художества. О совершенном в искусстве" (1937) и не менее значимые по содержанию брошюры "Яд большевизма", "О России. Три речи", "Кризис безбожия", "Основы христианской культуры", "Пророческое призвание Пушкина", "Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера", "Основы борьбы за национальную Россию" и др. Особое внимание и в среде русской эмиграции, и в тогдашней Советской России привлекла книга Ильина "О сопротивлении злу силою", направленная против философии толстовства. Ильин не скрывал своего намерения "перевернуть навсегда толстовскую" страницу русской нигилистической морали и восстановить "древнее православное учение о мече во всей его силе и славе". "Призывая любить врагов, - писал он, - Христос имел в виду личных врагов самого человека". Христос никогда не призывал любить врагов Божьих, попирающих божественное. Это относится и к заповеди о прощении обид, и к словам "не противься злому".
В 1926-1938 гг. Ильин около двухсот раз выступал с лекциями в Германии, Латвии, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Югославии и Австрии, читая на русском, немецком и французском языках. Это было скромным, но достаточно стабильным источником существования. Он рассказывал о русских писателях, о русской культуре, об основах правосознания, о возрождении России, о религии и церкви, о советском режиме и др. Но главным в его жизни оставалась публицистическая деятельность. В эти годы за Ильиным прочно закрепилось звание вне- и надпартийного идеолога белого движения.
После прихода к власти Гитлера в 1933 году у Ивана Александровича, который был профессором Берлинского университета, стал вызревать конфликт с немецким министерством пропаганды. В середине 1930-х годов он был уволен из университета. Но Ильин продолжал писать - работал над книгой "Путь духовного обновления". Она вышла в 1937 году в Белграде. Ильин был не только правоведом и моралистом. Широко образованный философ культуры, он не мог пройти мимо такой области духовной жизни, как художественное творчество. Известны его статьи о русских классиках - о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Толстом. Часто Ильин выступал в газетах как явный антикоммунист. Вначале нацистское руководство было довольно его работой, но вскоре заметило, что многое, против чего выступал Ильин, также направленно и против национал-социализма в Германии. В 1938 году гестапо наложило арест на печатные труды Ильина и запретило ему публичные выступления. Лишившись источника к существованию, Иван Александрович в июле 1938 г. эмигрировал в Швейцарию.
Поселившись  в пригороде Цюриха Цолликоне, Ильин  стал в третий раз заново налаживать свою жизнь. Швейцарские власти запретили ему заниматься политической деятельностью. Тогда он сосредоточился на творческой работе и начал выступать с лекциями в протестантских общинах. "Владея прекрасно немецким языком, - вспоминал его знакомый Климов, - он обладал удивительным ораторским искусством, он привлекал всегда на свои доклады многочисленных слушателей». Вершиной философско-художественной прозы Ильина явилась изданная на немецком языке трехтомная серия книг, связанных единым внутренним содержанием и замыслом: "Я всматриваюсь в жизнь. Книга раздумий",  "Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний" и "Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований".
В Швейцарии Ильин не переставал думать и писать о России. В 1952 г. он закончил самое значительное свое произведение "Аксиомы религиозного опыта" - результат 33-летнего труда. Книга была  издана в Париже в 1953 г. Философ не успел закончить главный труд своей жизни "О монархии" (большая его часть вошла в посмертное  издание "О монархии и республике"). Через все его эмигрантское творчество красной нитью проходит одна тема - судьба России и ее национальное возрождение. На закате своих дней Иван Александрович писал: "Мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал уже по-немецки, но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю - одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам... И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь сбережет их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России".
Умер Ильин в декабре 1954 г. 

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190