Преступная педагогика 2

Александра Савинцева
В продолжение темы о преступных моментах в советской педагогике надо сказать немного и о книгах - книгах и библиотеках для детей и юношества.

С младшими детьми все в то время было нормально - "Буратино, Чипполино и Незнайка " - это великолепный литературный набор и его младшему поколению хватало как раз на все детство. И очень хорошо, что Ильей Муромцем и Иваном Царевичем детей не особенно донимали.

Но вот с литературой для юношества , как и для взрослых, в СССР были очень серьезные проблемы. Да , было много детских библиотек и это прекрасно, но вот книжное содержание этих библиотек даже вспоминать противно.

Я думаю о нашей детской библиотеке. Она размещалась в каком-то домишке возле бывшей церкви, сейчас там опять церковь, в которую никто не ходит и все это отвратительно.

В СССР все делалось по типовым проектам, поэтому наша библиотека была явно одной из многих подобных. Какое это было удовольствие двигаться между полок и выбирать книги! Это даже интересней, чем сейчас отыскивать в Сети бесплатное чтиво.

Тишина библиотечного зала, запах старой книжной бумаги.... Детей посетителей почти никогда не было - некогда в детстве книжки читать ! Столько интересных занятий и игр - от футбола до кидания шайбы. А секс секреты, а сплетни - какие тут книги?

Теперь о том, чем были заполнены библиотечные полки. Конечно, советская и русская классика, литература народов СССР и "братских" соц-стран. Переводная иностранная литература.

Если советскую литературу брали читать, то вот творчество союзных республик и соц-стран думаю вообще никого не интересовало. Однако эта макулатура издавалась заметными тиражами.
И сейчас "Литературная газета" во многом заполнена творчеством бывших республик - кому нужны книги разных киргизов и калмыков за пределами их республик?

Но избыток макулатуры в библиотеках это не главная беда. Беда это , как я называю, литературная блевотина. Это творения разных Бальзаков, Моппасанов, Пушкиных, Лермонтовых, Достоевских. В общем вся писанина, которую немцы при Гитлере жгли на кострах и правильно делали.

О чем речь? Все указанные книги это дворянщина  и гусарщина. То есть описание похождений молодых паразитов рабовладельцев. Все эти карты, пьянки и дуэли. А у каждого гусара хоть маленькая, а деревенька с мужиками, часто эту деревеньку проигрывали в карты, вместе с мужиками, частенько с разлучением крестьянских семей..

И вот такой литературы в библиотеках было очень много. Спрашивается какая польза подросткам читать про разных негодяев Сильвио и Грушницких? С какой целью коммунисты издавали и заполняли библиотеки подобными книгами?

Они же утверждали, что воспитывают строителей коммунизма, людей творческих, образованных и высоко культурных. При чем здесь похождения разных Сильвио?

На этой литературной дворянщине воспитывались тупые алкаши бездельники,   смотрящие на мир дворянскими глазами , но не имеющие соответствущих деревенек. И таких в СССР было полным полно.

С советской литературой было несколько иначе. В начальный период это была литература великолепных Есениных, Маяковских. Каждое творение А. Гайдара это маленький шедевр.

Но при Сталине все изменилось. Возник некий некро-патриотизм. Это такой патриотизм , высший смысл и цель которого это почетная смерть за Родину.  Это и "Молодая гвардия" и прочие бессчётные книги про войну. 

От светлого романтизма Гайдара и следа не осталось. Но появилось и нечто оригинальное. В школе подробно изучалось творение некого "гения" с названием "Сын полка". Я до сих пор не понимаю, зачем нужно было знакомить детей с этой порнографией?

Взрослые солдаты от скуки прикормили мальчика-сироту, настроили его на совместную с ними жизнь. Особенно отвратительно, что солдаты сшили мальчику маленькую солдатскую форму. Офицер несколько раз отправлял мальчика в детдом , что характерно - этот офицер в рассказе  изображен явно отрицательным персонажем. Не понимал он всей глубины привязанности взрослых мужиков к мальчику!

Мальчик сбегал и упорно возвращался к " своим".
Что это все такое? Зачем с этим знакомить детей? А ведь многие пионеры-герои по сути жили в разных партизанских отрядах со взрослыми. Как и знаменитые юнги на кораблях. А сейчас даже в военном храме есть фреска, где среди взрослых матросов стоит мальчик. Все это считается нормальным. Конечно - ГЛБТ куда страшнее!

Вспомнилось описание Верещагиным одного странного обычая в Бухаре. Группа богатых стариков находила красивого бедного мальчика, роскошно его одевала и кормила. Мальчик сидел в кругу стариков, ел разные сладости, а старики вокруг пускали слюну... Этакий бухарский "сын полка"!

Надо еще сказать, что для общества , стоящего высокоразвитую коммунистическую экономику, в библиотеках было на удивление мало литературы научной, научно-популярной и научно-фантастической.

С научной фантастикой была просто беда. Фантастика в СССР не продавалась в магазинах, ее не было в библиотеках, ее не покупали , а " доставали" неизвестно где. Брали почитать у знакомых. К нам в детстве чудом попала "На краю Ойкумены" Ефремова. Помните эпизод из фильма "Чародеи"?

Спрос на развивающую литературу был огромный, но партия и не думала его насыщать, вместо фантастики издавали Бальзака. Вместо Ж. Верна и Г. Уэллса издавали Тургенева. Стругацких травили малограмотные инструкторы от цензуры. Вот и вырастили поколение не творцов, а алкашей потребителей.