Энтропия как мера неопределенности

Гульмира Жамантикова
Понятие энтропии впервые было введено Клаузиусом в термодинамике в 1865 году для определения меры необратимого рассеивания энергии, меры отклонения реального процесса от идеального.
Таким образом, энтропи;я (от др.-греч. ;; «в» + ;;;;; «обращение; превращение») изначально обозначала меру необратимого рассеивания энергии или бесполезности энергии (потому что не всю энергию системы можно использовать для превращения в какую-нибудь полезную работу).
Постепенно этот термин из очень специализированного раздела физики перешел во многие другие области знания. Сегодня понятие «энтропия» широко используется не только в термодинамике, но и в математической статистике, теории информации, теории управления, биологии, химии и т.д. Трудно найти более универсальный научный термин.
Что же общего у термодинамической энтропии с химической, биологической, информационной и т.д.? Есть ли какой-то общий, универсальный физический смысл?
Я неслучайно выделила жирным слова из определения энтропии: «мера отклонения реального процесса от идеального». Не потому ли энтропия постепенно завоевывает центральное место в современной науке, что она связывает мир физический (материальный, реальный, объективный) с информационным (идеальным, духовным, субъективным), являясь, по сути, индикатором нашей осознанности и адекватности восприятия?
Кто определяет, каким должен быть процесс «в идеале»? Где находится этот «идеал»? Не в нашем ли сознании (а идеально ли оно?)?
Когда мы обнаруживаем отклонение реального процесса от «идеального», означает ли это, что реальность «неправильная»? А может быть, стоило бы подкорректировать некоторые наши «идеальные представления»?
В житейском, бытовом смысле энтропия ассоциируется у нас с хаосом, беспорядком, совершением бесполезной работы, умножением суеты. Это то, с чем мы постоянно боремся. И не только мы, люди, но и все живое. Доктор биологических наук Виктор Щербаков определяет эволюцию как «способ живого противостоять энтропии, нарастающему хаосу и беспорядку» (https://elementy.ru/nauchno-po...).
Проблема, однако, в том, что «противостояние энтропии» большинство понимают только как борьбу с чем-то внешним, а не как необходимость саморазвития и совершенствования сознания. И именно такое понимание приводит на деле к увеличению энтропии, к бесполезной борьбе, в то время как эта энергия могла бы быть пущена на развитие, на совершение действительно полезной работы.
Человек, который пытается навести порядок хотя бы в своей жизни, внутри и вокруг себя, делает гораздо больше для противостояния энтропии, чем тот, кто постоянно борется с реальностью, пытаясь втиснуть её в рамки собственных «идеальных представлений».
И с этой точки зрения энтропия – это не какая-то абстрактная оценка системы в целом, а мера неопределенности, прежде всего, самого носителя сознания.
А почему вообще жизнь «противостоит энтропии»? Вы никогда не задавались этим вопросом? Чем энтропия мешает живому?
Дело в том, что живое – это нечто движущееся, развивающееся, взаимодействующее. Живое существо всегда что-то планирует, к чему-то стремится, накапливая при этом опыт, который хранится в памяти (в сознании) и обуславливает его дальнейшее поведение. Это, можно сказать, самопрограммируемый процесс.
Однако чем выше уровень неопределенности, тем сложнее планировать и принимать решения. Например, если вы не знаете, какая завтра будет погода, вам затруднительно решить, стоит ли предложить друзьям прогулку, какую одежду приготовить, чем лучше заняться и т.д.
Добавьте описание

Еще более сложно при высоком уровне неопределенности принимать совместные, коллективные решения. Ведь у каждого есть свои представления о желаемом будущем, свои цели и планы, и они могут противоречить еще и друг другу. То есть, помимо личной неопределенности добавляется еще и коллективная (социальная). В таких условиях энтропия должна множиться просто в геометрической прогрессии! Однако этого не происходит. Потому что параллельно идут процессы самоорганизации, порождающие такие явления как семейные, культурные традиции, сложные социальные, экономические отношения, государственные институты, научную, образовательную деятельность и т.д.
Жизнь в целом довольно успешно «противостоит» (если это слово вообще тут местно) энтропии не только на социальном, но и на биологическом, химическом, физическом уровне, образуя довольно устойчивые материальные формы и способы их взаимодействия.
Жизнь не борется с энтропией, а управляет ею, порождая всё новые формы и способы самоорганизации.
Продолжение следует...