Лосский

Константин Рыжов
Николай Онуфриевич Лосский родился в декабре 1870 г. в деревне Креславка Витебской губернии в семье лесничего. В 11 лет он поступил в классическую гимназию, но в 7-м классе был из неё исключён за пропаганду социализма и атеизма. Лосский уехал в Швейцарию, где в 1888 г. поступил на философский факультет Бернского университета. Однако денег у него не было не только на учебу, но и на жизнь. Тогда Лосский записался в Иностранный легион и некоторое время служил в Алжире. Не выдержав тягот военной жизни, он оказался в госпитале, откуда бежал обратно в Швейцарию.
В 1889 г. юноша вернулся в Россию и добился разрешения доучиться в гимназии. В 1891 г. он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета,  в 1894 г. начал учебу так же на историко-филологическом факультете, в 1901-1902 гг.  изучал философию и психологию в Германии. Первоначально Лосский исповедовал материализм и позитивизм. Под влиянием профессора Козлова он увлекся в университете идеалистической метафизикой Лейбница. В 1903 г. Лосский защитил магистратскую, а в 1907 г. докторскую диссертации, с 1904 г. начал преподать философию в Петербургском университете. После революции, в 1922 г., Лосский был выслан за границу. До 1942 г. он жил и работал Праге, потом  с 1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, после Второй мировой войны переехал в США. В 1947 г. Лосский стал профессором Духовной Академии святого Владимира в Нью-Йорке, в 1950 г. получил американское гражданство. Последние годы жизни философ провел во Франции, где и умер в январе 1965 г.
Главными работами Лосского считаются следующие: «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (1903), «Обоснование интуитивизма» (1906), «Мир как органическое целое» (1917), «Основные вопросы гносеологии» (1917), «Логика» (1922), «Свобода воли» (1928), «Ценность и существование» (1931), «Бог и царствие Бога как основа ценностей» (1931), «Ценность и существование» (1935), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938), «Мир как реализация мировоззрения» (1945), «Условия абсолютного Добра» (1949), «История русской философии» (1951).
В основе оригинальной философской системы Лосского  лежит учение о сверхпространственных и сверхвременных идеальных сущностях - субстанциональных деятелях, которые находятся за пределами различия психических и материальных процессов. В своей совокупности субстанциональные деятели образуют единое бытие, единую систему космоса.  Подавляющее число их не являются личностями, но каждый способен к бесконечному самоусовершенствованию и  становится реальной личностью, едва начинает  понимать абсолютные ценности, в особенности моральные. Вся система космоса имеет иерархическую структуру. Суть ее состоит в том, что группа деятелей, находящаяся на более низком уровне развития, сознательно подчиняет себя одному деятелю, стоящему на более высоком уровне, и превращаются в его  «органы». В результате выстраивается стройная иерархия единств от простого к сложному: атом, молекула, кристалл, одноклеточный организм, многоклеточный организм, общность организмов, нация как целое, человечество как целое, планета, солнечная система, вселенная. Человечек так же является результатом сотрудничества между каким-то высокоразвитым субстанциональным деятелем (человеческим «я») и мириадой других субстанциональных деятелей, формирующих его тело. «Каждый субстанциальный деятель, — писал Лосский, — может развиваться и подниматься на все более высокие ступени бытия, отчасти творчески вырабатывая, отчасти подражательно усваивая все более сложные типы жизни. Так, человеческое «я» есть деятель, который, может быть, биллионы лет назад вел жизнь протона, потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода, затем, усложнив еще более свое тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды, далее перешел к жизни одноклеточного животного, — после ряда перевоплощений или, лучше выражаясь термином Лейбница, после ряда метаморфоз… стал человеческим «я»».
Основой системы мира, считал Лосский, может быть только принцип, который находится над миром, по ту сторону мира и возвышается над всеми системами. В благочестивом общении этот принцип раскрывается как Живой Бог. Первоначальный акт сотворения  мира Богом состоял в творении субстанциональных деятелей. Деятели, вступившие сразу на путь правильного поведения и возлюбившие только абсолютные ценности (Бога и установленный Им иерархический порядок) удостоились  жить в Царствии Небесном, и на них было ниспослано обожествление. Существа, вступившие на путь эгоизма, образовали сферу несовершенного бытия, в которой они освобождаются теперь от своих недостатков посредством медленной, более или менее болезненной эволюции. Жизнь вне Царства Божьего есть результат неверного использования свободы воли. Эгоизм отделяет отпавших субстанциональных деятелей от Бога и бросает в пучины психофизической сферы бытия (в отличие от Царства Божьего, где совершаются только духовные процессы, здесь они воплощаются  в материальных телах). Возможность «первичного выбора» создает возможность и «предпочтения себя другим личностям», — что и является «основным нравственным злом — грехопадением тварного существа». Зло вообще есть «вторичная надстройка над добром» — «все же первозданное есть добро». Поскольку эволюция субстанциальных деятелей свободна — они могут идти и к Богу и против Бога; в последнем случае происходит «накопление сил и способностей для возрастания во зле — это уже является сатанинской эволюцией». В связи с этим Лосский высказал мысль о «темном лике природы», но эта идея не нашла в его метафизике ясного выражения.
Впрочем, «небесная» и «земная» жизнь не существуют обособленно. Создавая свои формы проявления, каждый субстанциональный деятель действует не произвольно, а приводит их в соответствие с абстрактными идеями, которые сами по себе пассивны и не обладают способностью самостоятельно облекаться в форму. Совокупность этих абстрактных принципов может быть названа Абстрактным Логосом мира. Бог, изливая Свою благодать, постоянно воздействует на психофизическую сферу бытия. Но Он не творит мир в соответствии со Своими божественными идеями, поскольку мир и Бог совершенно отличны друг от друга и не имеют ни одного тождественного аспекта. Носителями творческой силы во вселенной являются одни только сверхвременные субстанциональные деятели - они создают события как собственные жизненные проявления. При этом их действие абсолютно ничем не обусловлено, кроме их свободной воли. Но чем ниже стадия развития деятелей, тем более однородны их проявления (что и делает возможным существование науки). 

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190