На краю бездны

Дионмарк
«Иди и смотри»…
«И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящий: «Иди и смотри». И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; И дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными.»  Библия. Апокалипсис. Глава 6.

Именно эти строки подчёркивают суть этого шедевра, снятого в далёком 1985 году Элемом Климовым, которого мы все хорошо знаем по ироничной комедии «Добро пожаловать или Посторонним вход запрещён».

Суть фильма проста до банальности, но подача материала просто сбивает с ног и держит в шоковом напряжении до последних кадров. Два дня из жизни четырнадцатилетнего подростка (первая роль Алексея Кравченко), за которые весёлый мальчишка превратился в седого, с глубокими морщинками на лице, старика.
Вместе с главным героем мы уйдём из семьи в партизанский отряд, оставив мать с двумя милыми девочками-близняшками. Но именно этот драматичный уход, волей случая, спасёт его от неминуемой смерти… Пересказывать сюжет, думаю, не стоит, чтоб не спойлерить, а вдруг вы ещё не смотрели этот фильм, в таком случае вам обязательно надо «идти и смотреть»!

Для слабонервных и инфантильных любителей марвельского синема, боюсь, досидеть до конца будет тяжело, но если вы это сможете, то возможно ваше мировоззрение в корне перевернётся. Фильм пропитан реализмом происходящего как с актёрской точке зрения, так и с операторской.

Отдельно можно вынести работу пиротехнического персонала. Для реализма использовались настоящие снаряды и орудия, подчёркивающие их разрушительную силу, и несущие дополнительные риски опасности для актёров. Особо страшен момент, когда вдоль поля, в сумерках, трассирующие пули очередью пролетают над людьми, и зритель понимает по попаданию в живую корову, что это не спецэффекты… Не знаю, как подросток, актёр Кравченко, выдержал все эти страшные сцены, но слава богу, он продолжил актёрский свой путь, не сломавшись, а возможно, закалившись.

Я, как автор повестей и рассказов, всегда говорю, что нет ничего страшней и ужасней войны. Этот фильм не про героизм. Хотя нет, сцена, когда нацисты, загнавшие в деревянный барак жителей деревни, предложили им выйти из окна, оставив своих детей, подчёркивает настоящий подвиг белорусского народа. Вылез в окно только Кравченко и девушка, не отпускающего из рук своего ребёнка… Все остальные остались там, вместе со своими детьми, не это ли настоящий подвиг? Потом мы с подростком со стороны наблюдали трагедию, как многонациональные фашисты из числа местных, украинских и русских коллаборационистов под хохот сначала закидали в открытые окна зажигательные смеси, потом расстреляли и напоследок сожгли из огнемётов барак, да и всю деревню… Описывая эту ключевую сцену, я просто снова прочувствовал всю эту мерзость и жуть от происходящего, сопровождающую душераздирательными криками и стонами женщин, мужчин и детей.
Веришь каждому кадру и понимаешь, что именно так оно и было. Кроваво и жёстко, без пощады к славянскому народу.   «Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее. Низшие расы плодят заразу коммунизма. Вас не должно быть. И миссия будет исполнена. Сегодня или завтра». Это речь из фильма одного из пленённых арийских офицеров, именно она подчёркивает фанатичную веру в свои слова, даже зная, что через минуту его расстреляют… Не хочу приводить аналогии на происходящие события в наше время, но вывод напрашивается сам собой…
И снова в двадцать первом веке слышны такие лозунги. Увы, уроки Второй Мировой Войны прошли многих стороной, или забылись, и опять в центре Европы начинают разгораться очаги истинного расизма, прикрытые догмами европейской демократии и толерантности. Так и охота, чтоб этих нерадивых учеников силой посадили за парты и включили этот гениальный фильм «Иди и смотри»…

Краткая история:
По данным мемориального комплекса Хатынь, в Белоруссии было проведено более 140 крупных карательных операций, в ходе которых коренное население уничтожалось, угонялось в лагеря или на принудительные работы в Германию. За три года оккупации жертвами нацистской политики геноцида и «выжженной земли» в Белоруссии стали 2 230 000 человек, то есть каждый четвёртый житель. В результате карательных операций было уничтожено 628 населённых пунктов. Из них 186 так и не были восстановлены, так как были убиты все их жители…
22 марта 1943 года два взвода 1-й роты 118-го полицейского охранного батальона попали в засаду, орга-низованную партизанским отрядом «Мститель». В ходе боя были убиты трое и ранены несколько карате-лей, в их числе Ганс Вёльке. Для преследования партизан была вызвана помощь: из Логойска прибыла часть зондербатальона «Дирлевангер», а из деревни Плещеницы — часть 118-го украинского полицей-ского охранного батальона. Каратели расстреляли 26 жителей деревни Козыри, которых заподозрили в содействии партизанам, и в тот же день ворвались в деревню Хатынь. После кратковременного боя пар-тизаны отступили под давлением превосходящих сил противника. Каратели не стали их преследовать, а учинили расправу над жителями Хатыни. В огне погибло 149 человек, включая 75 детей[21]. Название де-ревни впоследствии стало символом нацистских преступлений[22], и именно этот эпизод войны, по словам режиссёра фильма, Элема Климова, подтолкнул его к созданию «Иди и смотри»:
Я тогда задумался: а ведь про Хатынь в мире не знают! Про Катынь, про расстрел польских офи-церов знают. А про Белоруссию — нет. Хотя там ведь было сожжено более 600 деревень! И я ре-шил снять фильм об этой трагедии[23].