Форт Боярд в российской глубинке

Аглая Анхори
         На конкурс "Смех сквозь слезы" http://proza.ru/2023/02/26/1709


         На прилагаемом фото то самое село, но не возрождаемый комплекс. Умей я предвидеть будущее и его бы запечатлела. Досадно, что фотоаппарат "съедает" расстояние и оно не выглядит таким впечатляющим, каким является на самом деле.


         Свои последние годы мои родители прожили в селе.
         Когда я вышла на пенсию и приехала к родителям в село досматривать и ухаживать, то мама чуть ли не в первый день приезда показала мне все местные стежки-дорожки. Самая главная из них та, которая ведет к остановке междугороднего, точнее, междусельского автобуса. До этой остановки можно было дойти по главному асфальтированному «шоссе», можно было по тропке, вьющейся между заброшенных огородов и давным-давно замершим кукурузолущильным цехом. Путь по тропинке был немного короче, не удивительно, что при необходимости ехать в райцентр мама шла именно этим путем.

         Года 2-3 и я игнорировала асфальтовую «магистраль», резво отмеряя шаги по тропинке. Но ничто не вечно под луной: некое агрохозяйство проявило интерес к невозделываемым территориям в целом, и к хоз.строениям в частности. За очень короткий срок огороды были распаханы, появилась пара площадок, на которых под навесами теснились агрегаты непонятного мне назначения. Самое главное, тропинка исчезла, на ее месте появились заграждения. Где-то проволочные, где-то из штырей, где-то из деревянных щитов.
         Обычно в райцентр я ездила одна, но как-то раз мама решила поехать весте со мной. Из дома вышли с хорошим запасом времени. Через 50 м от выхода начиналась развилка, здесь раньше сворачивали на тропку, но теперь-то тропки нет, и я тяну маму вперед. Она же (простите мой французский) ломится к бывшим огородам. Я стараюсь как можно доходчивее объяснить, что лафа кончилась, взываю к ее памяти, напоминая, что она сама видела размах работ. Увы! увы! увы! Зря воздух сотрясала.
         Мама у меня кто? Бывший директор школы. К тому еще и лидер по характеру. Семейные предания донесли, как мама, будучи 8-летней девчонкой, с полпинка весьма успешно строила 10-12-летних мальчишек во дворе. Будет такой человек прислушиваться к тому, кто, во-первых, младше по возрасту, во-вторых, не имеет никакого отношения к педагогике?
         Уважаемые читатели, я не могу подобать слова, чтобы описать дальнейший путь настолько зримо и ярко, как хранит память, так, как описал бы этот квест профессиональный литератор. Попробуйте сами представить петляние двух матрон среди сельхозтехники, груд металлолома, конструкций неведомого назначения, штабелей кирпича и мешков с гудроном… Отгибание сетки-рабицы и аккуратное-преаккуратное отцепливание проволочек от маминого платья (слава советскому кримплену! неизнашиваемому и неубиваемому)… Протискивание в щель на месте выломанной доски деревянного щита (и снова проверка целостности одежки)… Преодоление металлического барьера (я – над брусом, мама - под оным)… В конце концов уткнулись в бетонную стену корпуса, которого вчера еще не было. И ни единого намёка на проход... Только теперь бывший директор поворачивается ко мне и растерянно спрашивает:
         - Как нам быть?
         - Вариант №1 – вернуться назад и на остановку идти по асфальту. Но в этом случае на ближайший автобус не успеем и будем ждать следующего. Вариант №2 – по этому вспаханному полю дойти до дороги, а там по обочине до остановки. Возможно, заметь, только лишь ВОЗМОЖНО, успеем.
         Я надеялась, мама уловит сарказм, вложенный в вариант №2, и мы развернемся. Однако, ожидания не оправдались, мама вариант number two восприняла как руководство к действию и устремилась в поле, по щиколотку увязая в рыхлых комьях…
         Зато ждать автобус совсем не пришлось, он поравнялся с нами, едва мы выползли на дорогу. Призыв «Улыбаемся и машем» сработал, и водитель нас подобрал.
         Завершающим штрихом этого дня стал смех над тазиками, в которых мы отпаривали и отскребывали въевшийся в ступни чернозем.

         В дальнейшем мама стала гораздо послушнее, наконец-то признав за мной право решающего голоса. Не во всех случаях, лишь в некоторых, но все же решающего.