Это глава о Татьяне. Передается ее восприятие происходящего, ее мысли и мечты.
Вот план главы
Строфы 1 — 3 это элегия о весне. Рассказчик (который все время перевоплощается) здесь говорит голосом Пушкина.
Строфа 4 говорит о людях того же класса, что и Пушкин, которые уезжают в деревню на лето.
Строфа 5 обращается к «благосклонному читателю». Читателя, который также является горожанином, приглашают слушать «шум дубравный» с авторской «музой своенравной» в том вымышленном месте, где жил Онегин. Скорее всего это означает, что читателя приглашают к продолжению романа. Здесь Онегина называют «отшельник праздный и унылый» (что противоречит описанию жизни Онегина в деревне в главе 4: «Прогулки, чтенье, сон глубокой, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцелуй…»), а Татьяну называют «мечтательницей милой». Мы узнаем, что Онегина там уж нет. Можно заметить, что отношение к Онегину и Татьяне здесь соответствует представлениям Татьяны. Рассказчик передает ее понимание, подлаживаясь к ней. Возможно, под музой и понимается Татьяна, потому что она его вдохновляет.
Строфы 6 -7 — как бы продолжение пейзажа. Но это уже сентиментальный пейзаж, в котором фигурируют абстрактные «ручеек» и «лесок», «соловей- весны любовник», «ветерок». Описывается могила Ленского. Камень гробовой - также типичная примета сентиментального пейзажа. Две подруги приходили к памятнику плакать, но больше никто не приходит. Это значит, что и Татьяна перестала туда ходить.
Строфы 8 - 13 с осуждением говорят об Ольге, которая вышла замуж. С сочувствием говорится о Татьяне, которая при расставании с Ольгой покрылась «смертной бледностью», о ее «печальном лице». Татьяна одна, страдает, называет Ольгу «наперстницей» (по тексту романа Татьяна не обращает внимания на Ольгу во всех случаях, когда они оказываются в одном месте). Строфы кончаются мелодраматически: «и сердце рвется пополам». Здесь по-прежнему Татьяна вещает через Рассказчика.
Строфа 14 - другой пример Татьяниного творческого переосмысления действительности. Она думает об (уехавшем) Онегине, решает, что она не должна его видеть, она будет его ненавидеть как «убийцу брата».
Строфа 15 — резкий переход от элегических переживаний к рассказу о событии. Время меняется на прошедшее, предложения становятся короткими, отрывистыми. Татьяна при луне шла в чистом поле. Мы понимаем, что это, должно быть, мрачная сентиментальная фантазия. Вдруг она видит с холма господский дом и раздумывает, не зайти ли.
Строфа 16 — мы понимаем, что речь идет о доме «его», Онегина.
Строфы17 -20: Татьяна просит разрешения посмотреть дом, как будто ничего особенного в осмотре дома постороннего человека нету. Ключница не удивляется, проводит ей экскурсию по дому. Татьяна отправляется в обратный путь, когда луна скрылась. (О ступе и метле ничего не говорится.)
Строфа 21 Татьяна приходит утром снова в дом Онегина изучать его книги и пометки на полях, чтобы открыть его тайну.
Строфа 22. Описываются книги, которые якобы читал Онегин. Но Рассказчик-то перечислял совсем другие книги Онегина в четвертой главе! Так мы понимаем, что это — круг чтения Онегина в представлении Татьяны. Здесь же Татьяна осуждает современного человека вообще: безнравственный, себялюбивый, преданный мечтаниям «безмерно», с «озлобленным умом, кипящим в действии пустом». Чей это портрет, Татьяна, - мог бы спросить читатель. — Уж не о себе ли ты говоришь?
Строфа 23. Как следопыт или шпион, Татьяна изучает пометки на полях книг Онегина.
Строфа 24. Книги и пометки открыли ей тайну Онегина. Она поняла, что Онегин — подражанье, пародия. Читатель опять может заподозрить, что она судит по себе.
Строфы 25 - 27. Соседи опять рассуждают о том, что делать с Татьяной дальше (такие разговоры всегда предшествуют любому поступку Татьяны). Мать Татьяны перечисляет, кто к ней уже сватался. Говорит, что Татьяна всем отказала. (Это правда? Подтверждений нет.). Принято решение ехать в Москву, на ярмарку невест
Строфы 28 -32. Татьяна прощается с деревенской природой. Обоз собран. Татьяна и ее мать едут в Москву.
Строфа 33. О том, как изменятся дороги в России с прогрессом. Рассказчик относится к прогрессу иронически.
Строфы 34 — 40. О путешествиях вообще и зимой в частности. Подъезд к Москве и сама Москва.
Строфа 41 - 47. Описывается встреча с княжной — кузиной и другими московскими родственниками.
Строфа 48. Татьяна недовольна низким культурным уровнем присутствующих в московской гостиной.
Строфа 49 -50. Татьяна встречена в гостиных родственников и в партере театра без интереса.
Строфы 51 — 53. Татьяна в Собраньи. На Татьяну не обращают внимания. Она мечтает о поселянах.
Строфа 54. Важный генерал посмотрел на Татьяну, потом он отошел и стал боком.
Строфа 55. Татьяну поздравляют с победой (намеренно не ясно, в чем именно состоит победа). Предлагается вступление к роману, чтобы отдать честь классицизму.
Вопросы
1. По каким признакам можно определить, что путешествие в дом Онегина произошло в воображении Татьяны?
2. Как относится Татьяна к Онегину, судя по всем эпитетам, которые она для него придумывает?
3. Татьяна обзывает Онегина «Москвич в Гарольдовом плаще». Почему?
4. Как Татьяна относится к своей сестре?
5. Можно ли понять, что «важный генерал» собирается жениться на Татьяне?
6. Каковы отношения Татьяны с ее родственниками в Москве?