Питер. 2023 год. Комедианты

Светлана Мягкова 2
         Очередная поездка в Питер, не обошлась без посещения театра «Комедианты». Очень люблю этот театр и его труппу. О рождении замечательного коллектива я уже когда-то писала, но для тех, кто не знает или не читал добавлю несколько строк.

        В конце восьмидесятых годов прошлого столетия, маленькая труппа из шести человек абсолютно неизвестных и молодых актеров поставили спектакль, который состоял из трёх пьес. Ребята не имели своего «угла» и бродили по Питеру и области, разыгрывая на разных подмостках свои действа. Наверное, отсюда и пошло название театра «Комедианты» — бродячие артисты.  А символ театра — маленькая фигурка комедианта.  Обаяние, искрометный юмор, жизнерадостность актеров настолько полюбились зрителям, что на спектакли невозможно достать лишний билетик. Сейчас – это маленькое помещение с 4 рядами и залом в 90 мест. Находится театр на Лиговке, в доме купца Перцова. Очень удобное расположение, рядом метро, паркинг в ТЦ «Галерея».  Одно только огорчает – не всегда можно достать билет. В зале всегда аншлаг.

       Нам повезло, билеты брали за две недели и попали мы на замечательный спектакль «Поминальная молитва». У меня всегда возникает впечатление, что зритель становится участником действия, происходящего на сцене. Между первым рядом и сценой расстояние не больше метра. Артисты входят и выходят через боковые двери, тут же переставляют декорации и полностью обновляют «картинку» на сцене. И ещё один огромный плюс – отлично видны все лица и малейшие переживания актёров, а это многого стоит.

       Теперь к самому спектаклю. Итак, «Поминальная молитва» автор Григорий Горин. Да-да, тот самый, над юморесками, которого мы так хохотали в 70-80 годах. Пьеса признана его лучшим драматическим произведением и в её основе лежит повесть Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Совсем драматическим это произведение назвать нельзя – трагикомедия. Смех и слёзы. Или смех сквозь слезы. Даже не знаю, чего больше.

       В небольшой деревне Анатовка, под Киевом, живут народы разных национальностей: русские, евреи и украинцы. Живут дружно, друг другу помогают, вместе работают, свадьбы вместе гуляют, только вот веры у них разные. «Здороваясь, русские всегда снимали шапки, а евреи нет. Обычай! У русских был поп, а у евреев ребе, поэтому и умирать ходят каждый на своё кладбище». Обычаи, есть обычаи.
     Главный герой молочник Тевье очень озабочен судьбой своих дочерей. Девочек пять и троих срочно надо выдать замуж. А где же на всех женихов набраться? В деревне только безработный портной да старый дед-торговец, которые холостые да не женатые. Не хочется, чтобы дочки в нищете жили. Женихов бы найти богатых. Выдать бы дочек удачно замуж. А страна кипит и волнуется, кругом гонения и погромы. В воздухе витают новые идеи и мысли крамольные. Революция – новые времена. Не может Тевье понять, что дочери слушать его больше не будут. Каждая выбирает свою судьбу сама. Одна свяжет свою жизнь с евреем – портным и останется рядом с родителями, вторая станет женой русского и примет православную веру, а третья… Третья станет женой революционера и уедет за ним в Сибирь. Для Тевье привычный мир рушится: умирает жена, дочки уходят из-под родительской опеки, евреев выгоняют из деревни. Тех, кто веками жил на одной земле начинают делить на своих и чужих, а это очень страшно, но… Жизнь на этом не заканчивается. На помощь героям приходит любовь, взаимопонимание и его Величество юмор.

     Спектакль идет 4 часа, которые пролетели, как одна минута. Искрометный еврейский юмор, зажигательные танцы, обворожительные актеры – первое действие зал просто лежал от хохота. А вот во втором многие плакали и не скрывали своих слез. Вы знаете, я смотрела на сцену и думала: «Какие же, на самом деле, счастливые герои пьесы». Они смогли сохранить в себе сострадание и человечность (как же нам всем не хватает этого в современной жизни). Их не сломила ситуация. Они живут и смеются. Смеются над собой и над окружающим миром. И когда главному герою задают вопрос:
— Почему смех, Тевье, почему смех? – он отвечает. — Может быть, если со злом нет сил бороться, над ним нужно смеяться.
Спектакль заканчивается на оптимистической ноте – танцем одной из героинь и репликой её сына:
— Кушайте, мама, огурчик. Всё у нас будет хорошо.
     Все смеются и плачут -  так закончил Григорий Горин свою пьесу.

Подгляделки в антракте.

      В основном, вся публика попивала коньячок и шампанское, заедала всё это дело бутербродами с красной икрой и делилась впечатлениями. Восхищалась игрой актеров, молодежь друг у друга спрашивала, что за агрегат по которому терла тряпкой одна из дочерей Тевье. Когда я мимоходом сказала, что это «стиральная машина» - ребристая доска для стирки белья, долго и дружно хохотали.

     Мадам лет 45 кривила мордашку и объясняла двум юнцам и барышне лет 16-17, как им не повезло с походом в театр и, как это всё не актуально для нынешнего времени, как надоело напоминание о «совке» и революции и кому нужны эти переживания по поводу каких-то нищих, и какие молодцы папа и бабушка, что не пошли смотреть – это говно.

     На минуточку – пьеса идёт в семи ведущих театрах Питера, а в «Комедиантах» с 2013 года. Вот такие разные мнения.

Мы остались от игры актеров, от теплой и доброжелательной обстановки, как всегда, в восторге. Наплакались и насмеялись.

     Будете в Питере всенепременно посетите этот театр, уверенна, вам понравится.