(Начало - http://proza.ru/2023/03/19/126)
"Корабль к бою и походу приготовить" – таким я представляю себе название кадра, глядя на нижнюю часть фото. На переднем плане два молодца: правый или левый из них мой дед. Оба на фото позируют так, как они могли бы позировать у машинного телеграфа броненосца или крейсера. Мой прадед - человек на верхней части фото и на нижней части в глубине то ли кузницы, то ли мебельного навеса при достигнутом уровне воображения вполне мог оказаться командиром корабля…
- Однако, кто же из двух мой дед?
Я сильно сомневался и сомневаюсь до сих пор в результатах "идентификации" этих здоровяков. Однако был поражен убедительностью и простотой заключения мамы, которая назначила себе отцом "молотобойца" на том прозрачном основании, что, пока жила с семьёй, воспитывалась на рассказах и семейных фото, что её родитель был хорошим кузнецом. И никак иначе!
Инструмент в руках левого на фото мужчины и не скрытая теплота, с которой правый мужчина обхватывает валы деревообрабатывающего станка,позволяют сделать, по крайней мере, достаточно уверенное предположение, что, скорее всего - левый кузнец, а правый - столяр. Однако полной уверенности у меня в правильности этого заключения нет.
- Вот, что значит пускать в кадр кого попало - разбирайся потом через сотню лет "кто есть кто"!
(Продолжение - http://proza.ru/2023/03/19/1763)
P.S. - В октябре 2023-го моя сестра Ольга Парафиева (Бояркина в девичестве)вдруг, позвонила и сказала, что на памятнике на могиле нашего с ней деда Бернадского Григория Егоровича нет даты рождения.
- Непорядок! -думал я, просматривая, на всякий случай, соответствующий текст на генеалогическом дереве семейства Бернадских-Зинченко.
- Надо, пожалуй, реже употреблять такие сложные слова! - решил я.
На 17-тистраничном рисунке истории упомянутой семьи в записи годов рождения деда не был указан год рождения, а год смерти указан, как мне показалось, неправильно "1938".
Так как у меня не было достаточных данных для того, чтобы внести в "документ" и на табличку памятника года, месяца и числа рождения такого близкого и одновременно такого далекого от нас человека, я, как инспектор на строевом военном смотре с рвением упомянутого Тузика, вцепился в"грелку" - вопрос, о котором имел хотя бы какое-то понятие - дату смерти нашего деда.
Если, как написал один уважаемый товарищ, я не могу ясно изложить суть вопроса, то, хотя бы,как инженер-исследователь,попытаюсь прозрачно определить приблизительную дату смерти нашего деда.
- Применим тяжелую артиллерию - эксперта в лице моей мамы Дудник (Бернадской) Нины Григорьевны, ныне здравствующей главы, как семьи Бернадских-Зинченко, так и Дудник. Да даст ей бог долгих лет!
Вот что удалось установить: моя мама Дудник (Бернадская)Нина Григорьевна родилась 14 октября 1937-го года (основание - паспорт и удостоверение Республики Казахстан).
- Я нормально родилась (речь о том, что родилась девяти, а не семи месячной) - уверенно заявила она мне при опросе.
- Трудно не согласиться с ней- единственной оставшейся из тех, кто присутствовал при тех родах. Придется согласиться!
- Раз мама Нина, с её же слов, внезапно умершего отца не застала, "отматываем" назад 9 месяцев и получаем дату- март 1937-го Это крайний месяц, когда отец мамы -наш дед Григорий Егорович вероятно ещё находился в добром здравии.
-Вывод неожиданный?! Вот и я говорю: "Кому сейчас легко?"