Научите меня жить. Рассказ

Надежда Рукина
НАУЧИТЕ МЕНЯ ЖИТЬ
(рассказ)
     Дождь лил как из ведра, барабаня по мокрой мостовой и лужам, сплошь покрытым воздушными пузырями, которые лопались, а на их месте появлялись другие. Казалось, тысяча маленьких лягушат сидят под водой и надувают эти пузыри.
     Катя шла под дождём, держа в руках так и не раскрытый зонтик. Её белокурые волосы намокли и сосульками спадали на лоб. По лицу текли слёзы, оставляя чёрные дорожки от туши. Но Катя, ничего не замечая, брела вперёд. В голове у девушки отчаянно кружились мысли, отзываясь в сердце острой болью: «За что?! Чем я хуже других?! Не уродка, не глупая пустышка, а близкий, родной человек предал, смешал с грязью!». 
     Ноги сами собой привели её на автобусную остановку. Намереваясь пересечь проезжую часть, она перешагнула через бордюр, но вдруг получила сильный толчок в бок не успевшим затормозить троллейбусом. Катя упала, ударившись коленом об асфальт. Зонтик выпал из рук и оказался под колёсами мимо проезжающего автомобиля. Водитель троллейбуса выскочил из кабины и закричал:
     - Тебе что, девка, жить надоело?! Ты зачем под колёса бросаешься? А если бы я на тебя наехал?!
     Он схватил Катю за руку, поставил на ноги и утащил с проезжей части. Люди на остановке зашумели.
     - Вы только посмотрите, что делается! – завопила женщина с тяжёлой авоськой, - да она же пьяная! Как есть – пьяная!
     -  А, по-моему, она обкуренная, – возразил ей грузный мужчина, - я бы этих наркоманов всех на одном сукУ вешал! Из-за них невинные люди страдают!
     Катя, припадая на ушибленное колено, побрела прочь. Дойдя до небольшого скверика, она тяжело опустилась на скамейку. Дождь тем временем перестал.  Солнце, выглянувшее из-за тучи, заиграло бликами между ветвей деревьев.
     И тут девушка увидела странную картину.  Черноволосый подросток за верёвку тянул деревянную тележку, на которой сидела такая же черноволосая женщина. Катю поразило то, что женщина была без ног! Девочка лет шести, с рыжими волосами и конопушками на носу, упёршись ей в спину, толкала тележку сзади. Из-под колёс тележки веером  разлетались брызги от луж после дождя, отчего вся троица весело смеялась. Когда они поравнялись с девушкой, женщина сказала:
     - Андрюша, сынок, потише, а то тётю забрызгаем!
     Вдруг неожиданно девочка остановилась и, показывая на Катю, пролепетала:
     - Ой, смотрите, у тёти кровь течёт по ноге!
     Катя посмотрела на ушибленное колено, которое сильно саднило, и увидела, что оно распухло, а из ранки сочилась тонкой струйкой кровь. Девочка, набрав пригоршней воды из лужи, намеревалась  помыть ногу девушки, но женщина её остановила:
     - Ох, Иришка, докторша ты наша! Подожди, милая, мама сама попробует.
     Из кармана она достала носовой платок и обтёрла ранку девушки.
     Катя, наблюдая за всем этим, думала: «Как-то всё странно. Вот, у этой женщины ног нет, но она счастлива. Наверное, потому что у неё есть дети… А вот у меня теперь уже никогда не будет детей. И счастлива я тоже никогда не буду». И так ей жалко себя стало, что слёзы опять потекли ручьём.
     Женщина, смотревшая на девушку с низу вверх, позвала подростка:
     - Андрюша, ну-ка помоги мне на лавку сесть.
     Мальчик умелым движением посадил мать на скамейку. Женщины несколько минут сидели молча. Затем та, что без ног, сказала:
     - Меня Ольгой зовут. А тебя?
     - Катей, - тихо ответила та.
     - У тебя горе случилось? – вновь спросила Ольга.
     Катя, горько вздохнув, сказала:
     - Меня муж бросил. К любовнице ушёл.
     - Ох, девонька, да если бы каждая женщина из-за этого под колёса бросалась, нас бы на земле наполовину меньше стало!
     - А с чего Вы взяли, что я под колёса бросалась? – в изумлении спросила Катя.
     - Да видела я, как тебя чуть троллейбус не переехал.
     - Я не хотела, оно само получилось.
     Женщины ещё какое-то время молчали. Затем Ольга промолвила:
     - Может, расскажешь? Ты не держи в себе, расскажи. После этого легче будет, вот увидишь.
     - Да если всё рассказывать, долгая история получится, - вздохнула Катя.
     - А мы и не торопимся.
     Затем, достав из сумки булку хлеба, протянула её сыну:
     - Андрюша, идите с Иришкой, покормите голубей.
     Усадив сестрёнку в повозку, мальчик покатил её в глубь аллеи.
Проводив их глазами, Катя глубоко вздохнула и начала свой рассказ…
***
     Со своим будущим мужем, Олегом, она познакомилась на свадьбе своей близкой подруги Сони. Олег был дальним родственником жениха.
     В самый разгар свадьбы молодой человек заметил скромно сидевшую в дальнем углу девушку. На танцпол она не выходила, в играх и конкурсах не участвовала, а с милой улыбкой на лице тихо наблюдала за всем происходящим. Белокурые волосы завитушками обрамляли её милое, с ямочками на щеках, личико. Когда было особенно весело, она смешно морщила свой курносый носик. «Ух ты, какая куколка!» - подумал Олег и подошёл к ней.
     - Привет! – сказал он девушке.
     - Здравствуйте, - ответила она и внимательно посмотрела на парня.
     - Скучаешь? – не унимался он.
     - Да нет, не скучаю, - ответила Катя, и щёки её предательски заалели.
     - Меня Олегом зовут, а тебя?
     - Меня Катей.
     - Катя… - задумчиво повторил Олег, - хорошее имя, и тебе идёт. Катя, а  может, погуляем? Что-то на воздух захотелось.
     - Давай, погуляем, - неожиданно для себя согласилась она, и молодые люди незаметно выскользнули на улицу.
     В тот вечер они долго гуляли. Олег казался галантным молодым человеком. Когда стало прохладно, он бережно накинул на Катины плечи свой пиджак. Парень поведал ей, что приехал в город из какой-то глубинки. Работает на СТО механиком. Снимает в рабочем общежитии комнату. И ещё он поделился с девушкой своей сокровенной мечтой – открыть свой бизнес по продаже запасных частей на автомобили.
     - Понимаешь, Катя, - с жаром говорил Олег, - на этом озолотиться можно! Я в СТО уже почти пять лет работаю, многих поставщиков знаю. Да и от клиентов отбоя не будет. У нас дороги аховые, машины постоянного ремонта требуют. Вот и вывод – запчасти нужны. Осталось дело за малым – стартовый капитал сколотить. Но это - дело времени, я уже кое-что подкопил, а там и кредит можно будет взять!
     Катя слушала и ловила себя на мысли, что этот целеустремлённый молодой человек всё больше ей нравится.
     - Расскажи о себе, - вдруг попросил он девушку.
     - Да что рассказывать, - Катя на минуту задумалась, - живу я одна в родительской квартире. Родители умерли. Сначала отец от рака умер, а через год и мамы не стало. Мне тогда девятнадцать лет едва исполнилось. После окончания экономического колледжа работаю в бухгалтерии ГОРОНО. Зарплата небольшая, едва на жизнь хватает. Много денег на коммуналку уходит, да ещё в кредит подержанную машину купила. Но ничего, справляюсь, я привыкла экономить.
     - Ты молодец, Катя, - Олег посмотрел на неё уважительно, - правильно живёшь!
     Так и завязался их роман. А через два месяца Олег предложил Кате выйти за него замуж. Девушка согласилась.
     Но её подруга Соня, узнав о Катином решении, почему-то расстроилась.
     - Ох, Катюха, не торопилась бы, присмотрелась к этому Олегу, узнала бы его поближе. Не нравится он мне, какой-то мутный, сам себе на уме.
     На что Катя только рассмеялась:
     - Ну что ты, Соня, он хороший, и любит меня. Да и я его тоже люблю!  Всё у нас будет хорошо!
     - Дай-то бог, - грустно вздохнула подруга, - и всё же подумай. Ну а если пойдёт что-то не так, знай – можешь на нас рассчитывать, всегда поможем.
     - Спасибо, дорогая моя! – Катя обняла её и чмокнула в щёку.
     Вскоре Олег переехал к Кате. Молодые поженились. Свадьбы не было, просто тихо расписались в ЗАГСе, и всё. Да и понятно – деньги нужны были на открытие бизнеса. Олег был просто одержим своей идеей. Он уже подыскал в аренду помещение под магазин. Кате предложил продать её машину, а не достающие деньги занял в банке.
     И вот наконец, магазин был открыт. Радости Олега не было предела! Он ходил по комнате и приговаривал:
     - Здорово! Какой я молодец! Захотел, и добился своего!
     Катя робко вставила:
     - А я?
     - Ну да, и ты тоже, - снисходительно согласился муж.
     Катя уволилась из ГОРОНО и перешла работать на фирму мужа. Она выполняла обязанности продавца, и бухгалтерия тоже была на её плечах. Олег занимался маркетингом, заключал договора с поставщиками, ездил на различные базы, руководил стройкой складского помещения. Дома бывал редко, почти всегда в разъездах.
      Катя приходила домой очень уставшей, где её ждали ещё и другие дела. Нужно было готовить, убирать, стирать, гладить, ходить в магазины. После домашних дел она допоздна засиживалась с бухгалтерскими документами.
     Так прошёл год. Как-то придя домой, Катя почувствовала себя плохо. Мужа дома не было. Её тошнило, голова кружилась, колени дрожали. Обессиленная, она опустилась на диван.
     - Да что же со мной творится?! – пробормотала Катя. И вдруг одна догадка заставила её подскочить с дивана. Молодая женщина сбегала в ближайшую аптеку и купила тест на беременность. Придя домой и проделав все необходимые процедуры, она зачарованно смотрела на две полоски, которые показывал тест.
     - Ребёнок… У нас будет ребёнок! Я беременна!
     Казалось, её счастью не было предела! Она еле дождалась вечера следующего дня, когда муж вернулся с командировки. И когда Олег переступил порог квартиры, Катя кинулась ему на шею:
     - Олежек, милый, у меня есть для тебя сюрприз!
     - Что за сюрприз? – удивлённо спросил муж.
     У Кати уже не было терпения, и она выпалила:
     - Любимый, ты скоро станешь папой! Я беременна! Ты рад?
     Но Олег ничего не ответил. Катя с изумлением смотрела на его лицо, на котором не дрогнул ни один мускул.  Потом немного хриплым голосом мужчина спросил:
     - Иии… какой срок?
     - Точно не знаю, недель семь – восемь, наверное. Завтра же схожу в женскую консультацию и встану на учет.
     - Семь – восемь недель говоришь? – задумчиво повторил муж.
     И вдруг, зло посмотрев на Катю, тоном, не терпящим возражений, заявил:
    - Завтра же пойдёшь в больницу и сделаешь аборт!
     Катя растерялась:
     - Олег, ты чего?! Какой аборт, ты с ума сошёл?!
     - Нет, это ты с ума сошла! – мужчина перешёл на крик, -  прежде, чем забеременеть, ты у меня спросила? Да не хочу я никакого ребёнка! Магазин только прибыль начал давать, с кредитом рассчитались. Я уж о расширении бизнеса подумывать начал, а моя жёнушка будто ножом в спину – ребёнка ей подавай! Ты знаешь, сколько на него денег уйдёт? Да и придётся двух человек на твоё место принимать – продавца и бухгалтера, когда ты с ребёнком будешь дома прохлаждаться.  Я, понимаешь ли, мотаюсь по командировкам, дома не живу, а она от безделья мается. Завтра же чтобы избавилась от этой проблемы! – заключил муж и, громко хлопнув дверью, ушёл в спальню.
     Катя всю ночь не сомкнула глаз, тихо роняя слёзы в подушку. «Как можно своего ребёнка называть проблемой?!» - думала она. Ей казалось, что всё это происходит не с ней. Она не могла поверить, что Олег способен на такое. Вконец измученная, девушка под утро уснула.
     Проснувшись, она заметила, что Олег уже ушёл. Погладив свой живот, Катя тихо прошептала:
     - Прости меня, мой хороший.
     Затем быстро оделась и решительно направилась в больницу, где и сделала аборт…
     С тех пор прошло ещё несколько лет. С того случая в Кате будто что-то надломилось.  Жизнь ей уже не казалось такой счастливой и красочной. На будущее она смотрела с полным безразличием. Ей даже не особенно хотелось встречаться с мужем, да и он, похоже, тоже не горел желанием пересекаться с ней. Его командировки стали ещё чаще и продолжительней.
     Как-то в магазине Катя столкнулась с подругой Соней. Девушки крепко обнялись. Последнее время они встречались крайне редко. У Кати почти всё свободное время занимал бизнес, а Соня полностью погрузилась в семейные дела. У них подрастал сынишка Егорка. Вот и сейчас Катя обратила внимание на заметно выпирающий Сонин живот:
     - Оооо, подруга, да вы никак опять аиста ждёте?  И кто у вас на этот раз?
     - Девочка, - Соня ласково провела по животу рукой. - И если моя любимая подруга согласится быть у дочки крёстной, то и имя ей дадим в честь крёстной – Катюша.
     - Я согласна! – радостно воскликнула Катя.
     - Ну а вы когда надумаете? – спросила Соня, - всех денег всё равно не заработаете.
     - Да я бы с радостью, только муж категорически не хочет. Даже меня заставил аборт сделать.
     - Да ты что, – Соня оторопела, – а если после этого ты совсем не сможешь иметь детей?
     - А ему-то что? Ему это даже на руку, - горестно произнесла подруга.
     - Вот козёл! А я ведь тебя предупреждала, чтобы не спешила, присмотрелась хорошенько к этому Олегу! Он мне сразу не понравился! Да ты разве меня слушала? Словно слепая ходила!
     Но увидев несчастное лицо Кати, Соня осеклась:
     - Ладно, Катюш, чего уж теперь-то. Любишь его?
     - Раньше сильно любила, а теперь даже не знаю, - неуверенно ответила девушка.
     - Ладно, не боись, подруга, прорвёмся! Здесь женская хитрость нужна. Ты забеременей в тихую, а мужу не говори. Сознаешься, когда срок уже большой будет. Ну, поорёт – поорёт, да и угомонится. А когда ребёночек родится, он посмотрит на него и растает.
     - Ты думаешь, получится? – с надеждой в голосе спросила Катя.
     - Конечно получится! Сто процентов!
     Домой она возвращалась воодушевлённой. Затеплилась надежда, что с появлением ребёнка их жизнь наладится.
     Но шло время, у девушки никак не получалось забеременеть. Наконец, она пошла на консультацию к врачу. Осмотрев её, доктор, пожилой седовласый мужчина, сокрушённо покачал головой:
     - Ну, девонька, навредила ты своему организму абортом! Самостоятельно забеременеть у тебя навряд ли получится, но отчаиваться не стоит. При современной медицине есть другие методы. ЭКО, например.
     Из больницы Катя шла в подавленном состоянии. «Какое ЭКО, - думала она, - с моим то мужем!»
     Как-то Катя пришла домой немного раньше обычного. На улице шёл дождь.  Держа мокрый зонтик, она присела на пуфик в прихожей, намереваясь снять ботинки и поставить зонтик сушиться. Но не успела это сделать, как из соседней комнаты услышала голос мужа, который звучал как-то необычно - вкрадчиво и слащаво. Олег разговаривал по телефону. По-видимому, он не ожидал прихода жены, поэтому говорил громко, не таясь:
     - Любимая моя, спасибо тебе! За сына спасибо! Люблю вас обоих!
     Катя оторопела. Ничего не понимая, она открыла дверь в комнату.
     - Это что сейчас было, - тихо спросила мужа, - какая любимая, какой сын?
     - Вечно ты шпионишь! – резко обернулся Олег, - всё бы подглядывала да подслушивала! Впрочем, так даже лучше, не нужно долго объяснять.  Короче говоря, сегодня моя любимая женщина родила мне сына! А то ведь   жёнушка моя пустышкой оказалась, даже ребёнка мне родить не может.
     - Да как у тебя язык поворачивается! Ты же сам ребёнка не захотел, заставил меня аборт сделать! – закричала Катя. 
     - А у тебя самой то что, мозгов нет? Тебе сказали, и ты сразу, будто тупая овца, побежала выполнять. Ты даже своего мнения не имеешь!    Ну да, раньше не хотел ребёнка, сейчас захотел. Сама подумай, кому я свой бизнес передам? Мне наследник нужен! Ну, короче, решено - я подаю на развод и ухожу от тебя.  Квартиру оставляю тебе, а бизнес и машину забираю.
     Глотая слёзы, женщина возразила:
     - А квартира и так моя, от моих родителей осталась.   
     - Захотел бы, отжал и квартиру. Но я сегодня добрый, у меня сын родился!
     - Ты подлец! Использовал меня пять лет, а теперь бросаешь, как ненужную тряпку! – рыдая, кричала Катя, - какая-то шлюха сына тебе родила, а чем она лучше меня?!
     Олег подскочил к жене и грубо схватил за плечи:
     - Слушай, ты! Не смей её называть шлюхой! – прошипел он, - и не дай бог, если ты их тронешь, закатаю в асфальт! Поняла?!
     С перекошенным от злобы лицом, муж схватил её за горло. От страха Катя не могла вымолвить ни слова. Наконец, оттолкнув её, Олег рявкнул:
     - А теперь пошла вон, не мешай мне вещи собирать!
     Катя с мокрым зонтиком в руке выскочила из подъезда и, горько рыдая, побрела, куда глаза глядят…
***
     - А остальное Вы уже знаете, - завершила Катя свой рассказ.
     Ольга всё это время внимательно слушала и не перебивала. Наконец, задумчиво произнесла:
     - Да, девонька, досталось тебе сегодня. Ну да ничего, это горе – не беда! Со временем всё образуется. Не нужно из-за такого подонка, как твой муж, убиваться и жизни себя лишать. Не стоит он того!  Но дома пока тебе появляться не надо. И вообще, мой тебе совет – замок на входной двери поменяй, а то от твоего Олега всего можно ожидать. Если хочешь, можешь первое время пожить у нас.
     - Да что Вы, Ольга, как-то неудобно. Не хочется мне Вас стеснять.
     - Да не будешь ты нас стеснять! У нас трёхкомнатная квартира вон в том соседнем доме, всем места хватит. И перестань мне выкать, давай на «ты».
     - Давай, - улыбнулась Катя, -  но только мне всё равно придётся к себе попасть. У меня вся одежда от дождя мокрая, а переодеться не во что.
     - Действительно, видок у тебя - вся грязная и мокрая. И моя одежда тебе навряд ли подойдёт. Сама понимаешь, рост у меня заметно поубавился, - грустно улыбнулась женщина, - Но мы так поступим: Андрюша сначала меня с дочкой домой проводит, а потом за тобой вернётся. Ты здесь, на лавочке подожди. Ты с ним к себе сходишь, всё необходимое возьмёшь, а потом к нам приходите. Не бойся, если даже муж твой дома, он при постороннем человеке навряд ли тебя тронет. Да и Андрюшка у нас смелый, тебя в обиду не даст. Он недавно нас с Иришкой от злой собаки спас!
     Женщина позвала сына, который поодаль катал свою сестрёнку на деревянной повозке.
     Пока дети приближались, Катя успела спросить:
     - Оля, а почему у тебя такая странная коляска?
     Ольга засмеялась:
     - Да у меня и нормальная инвалидная коляска есть, и протезы, и даже костыли.  Но эту повозку мне в прошлом году на женский праздник сын в подарок смастерил. Вот теперь он нас с Иришкой на ней и катает, когда на прогулку ходим. Мне в коляске этой как-то уютней, - ведь сын для меня сделал!
     Когда Катя в сопровождении подростка пришла домой, Олега там не было. В квартире был ужасный беспорядок. Быстро покидав всё необходимое в дорожную сумку, они спешно направились к Ольге домой.
     В первую очередь Катя приняла душ и переоделась в сухое, а хозяева тем временем стали накрывать на стол. Гостья залюбовалась этой удивительной семьёй. Как-то всё у них получалось слаженно, каждый знал своё дело. Сын разобрал сумку с купленными продуктами: яйца и молоко – в холодильник, хлеб – на стол, картошку – в ящик в прихожей. Его сестрёнка тоже не сидела без дела - расставляла на столе тарелки, вилки и бокалы под чай. Сама Ольга, ловко передвигаясь по кухне на коротких протезах, нарезала хлеб, колбасу с сыром и поставила на стол разогретую сковороду с голубцами.
     После ужина дети ушли в свою комнату, а женщины, попивая горячий травяной чай, разговорились.
     - Хорошо у вас! – вздохнув, произнесла Катя, - прямо гармония какая-то! Может, научите меня так жить?
     - Ох, Катюша, чтобы достичь такой гармонии, нам столько пришлось пережить – врагу не пожелаешь! Не всё так безоблачно, как кажется, иногда хочется просто выть. Но приходится терпеть, виду не показывать, когда вслед чувствуешь иногда сочувствующие, иногда насмешливые взгляды. И детям приходится выслушивать насмешки сверстников, мол ваша мать инвалидка безногая.
     После небольшой паузы Оля продолжила:
     - Научить жить… А знаешь, могу кое-чему и научить. Первое правило – нужно правильно жизненные приоритеты расставлять. Не заострять внимание на пересуды и косые взгляды, а видеть в людях хорошее и отвечать им тем же. И ещё – каждое утро говорить Господу спасибо за то, что ты живёшь. Ведь кому-то и этого не дано, как моему Коленьке, например.
     - Коленька – это кто? – спросила её Катя.
     - Муж мой. Он погиб несколько лет назад. Теперь жизнь моя разделилась на «до» и «после». Ну да ладно, расскажу всё по порядку, - и Ольга начала свой рассказ…
***
      Жили они тогда в другом городе. Богатыми не были, но и особо не бедствовали. Была двухкомнатная квартира, правда не в центре, но зато своя. Муж купил подержанную иномарку.  А вскоре приобрели и дачу. Оля была несказанно рада: есть теперь куда вывезти детей на свежий воздух, да и овощи свои, без нитратов. С мужем жили дружно, любили друг друга. Работали вместе в одной фирме, Николай – программистом, Ольга – секретарём-референтом.
     В тот злополучный выходной супруги собрались поехать на дачу сажать картошку. Так как машина была в ремонте, они, попросив соседку присмотреть за детьми, отправились на электричку.
     На перроне было многолюдно. Как обычно, в выходные дни многие спешили на свои дачные участки. Вдали показалась электричка, люди засуетились. И вот, когда состав был совсем рядом, кто-то грубо толкнул Ольгу в спину, она не удержалась и упала прямо на рельсы. Николай прыгнул следом, успел её оттолкнуть, а сам попал под колёса электровоза…
     Когда Ольга очнулась, увидела голубые потолок и стены.
     - Коля! - позвала она мужа.
     Над ней склонилась женщина в белом халате:
     - Очнулась, милая? Ну вот и славненько.
     - Где я? – спросила её Оля.
     - В реанимации, тебе операцию сделали.
     - Какую операцию?!
     - Сейчас я доктора позову. А ты лежи спокойно, - и она выбежала за дверь.
     Вскоре появился доктор. Наклонившись над Ольгой, он спросил:
     - Как Вы себя чувствуете?
     - Ноги сильно болят. Доктор, Вы мне можете объяснить, что всё это значит?
     - Вы попали под поезд, пришлось ампутировать ноги ниже колен.
     - А Коля, где мой муж?! – закричала она.
     - Ваш муж погиб.
     После услышанного Оля поняла, что в один момент потеряла мужа и стала инвалидом. Она кричала, билась в истерике. Ей сделали какой-то укол, после чего женщина провалилась в забытье…
     Ольга потеряла счёт дням, пребывая в густом, чёрном вакууме. Иногда возвращалась в реальность, и как только осознавала, что с ней, металась по койке, кричала, что не хочет жить, умоляла, чтобы ей помогли умереть. Затем опять проваливалась в вакуум, откуда не желала возвращаться.
     Однажды в бреду Оля увидела Николая. Муж смотрел на неё строго и осуждающе, а потом сказал:
     - Оля, а ну-ка, возвращайся к жизни! Я тебе свою жизнь отдал, а ты что с ней делаешь?! Ты детям нужна, они тебя ждут!
     Дети… Она совсем забыла про них! В сердце больно кольнуло – где они, что с ними?!
     С тех пор женщина всеми силами стала бороться за жизнь. Через некоторое время Олю из реанимации перевели в палату, где её навещала соседка. Олины дети пока жили у неё. Приходили коллеги по работе, друзья Николая, всячески помогали и поддерживали. В больнице она пролежала до самой осени.
     После выписки Ольга решила продать квартиру и переехать в другой город. Не могла она жить там, где всё напоминало о муже. Да и деньги были нужны, а в городе, куда Оля решила перебраться, жильё было значительно дешевле. С переездом помогли соседи и друзья мужа.
     На новом месте они купили трёхкомнатную квартиру. Вырученные деньги с разницы стоимости квартир, а также от продажи машины и дачи, пошли на переезд и на Олину реабилитацию. Да и детей нужно было собрать в школу, с переездом они и так пропустили целый месяц учёбы. Оля нашла работу программиста, правда дистанционно и с небольшой зарплатой, и всё же это было большим подспорьем к назначенной пенсии.
      Жизнь налаживалась, хотя иногда было совсем непросто: Оле пришлось заново учиться жить без ног. Но она знала, ради кого живёт, дети – это был смысл её жизни.  И ещё женщина чувствовала постоянное присутствие своего мужа. Ей казалось, что он их оберегает, будто ангел-хранитель. Оля часто мысленно с ним разговаривала, советовалась и делилась успехами…
***
     Слушая рассказ Ольги, Катя заметила, как по её щекам текут слёзы. Судьба этой замечательной, со светлой душой, женщины глубоко тронула девушку.
     - И всё же, Оля, тебе повезло больше. Пусть ты осталась без ног, но зато у тебя есть дети, ради которых ты живёшь. А вот у меня нет детей и никогда не будет. Господь, наверное, наказал меня за то, что аборт сделала.
     - Не говори так, Катюша, - Оля погладила её по плечу, - всё у тебя будет, вот увидишь! Встретишь настоящего мужчину, не такого, как твой муж- подонок. Будет и у тебя счастье.  Родишь ребёнка, а если не получится, так можно чужого усыновить. Сколько их по детским домам без родительской ласки мучается!
     И тут Ольга наклонилась ближе к Кате и тихим голосом сказала:
     - Знаешь, я сейчас тебе великую тайну открою, но только чур, никому! - Оля перешла на шёпот, - Ведь Иришка – мне не кровная дочь.
     - Как?! - воскликнула Катя.
     - А вот так, - продолжала женщина, - её мать, моя троюродная сестра, при родах умерла, а папашка, как только узнал об этом, тут же слинял. Девочка какое-то время в больнице пробыла, мы с мужем её навещали, а потом кроху должны были передать в дом малютки. У меня сердце разрывалось! Тогда Коля предложил её удочерить, с чем я с радостью согласилась. И мы ни секунды не пожалели об этом! Муж её очень любил, «моя принцесса» называл. Сейчас я просто не представляю, если бы дочки у нас не было! Она нам роднее родной стала!
     Этой ночью Катя долго не могла уснуть. Сколько всего случилось за прошедшие сутки! В окно светила полная луна. Её свет ложился на Олины волосы, разметавшиеся по подушке. «Наверное, это Коля гладит по её   волосам», - с улыбкой подумала Катя и уснула спокойным сном, впервые за последнее время…
***
     Прошёл год. Катя работала в ГОРОНО на своём прежнем месте. Там её помнили, как добросовестного и толкового работника и с радостью приняли обратно. С мужем она развелась. Его бизнес из-за большой конкуренции дал сбой, Олег продал своё детище и с молодой женой и сыном уехал в другой город. Дальнейшая его судьба Кате была не известна.
     Жизнь девушки налаживалась. Оля и её дети стали для Кати родными. Они часто общались, Андрюшка и Иришка очень радовались, когда она их навещала. Подруга Соня тоже Катю не забывала. Когда она с Егоркой и Катюшкой приходила к ней, маленькая крестница по-хозяйски забиралась к крёстной на колени и требовала сказку. В эти минуты Катя была счастлива. И всё же мысль о том, что она не имеет своих детей, приводила девушку в уныние.
     Как-то Катина начальница предложила познакомить её с одним мужчиной. Он был вдовцом, имел пятилетнего сына Владика. Звали этого мужчину Юрием. Работал он директором в одной из школ города. Катя засомневалась, стоит ли знакомиться, но Галина Геннадьевна, так звали начальницу, всё не унималась:
     - Катюша, с тебя не убудет, если с ним встретишься. Мужчина он видный, статный и образованный. Про тебя много раз спрашивал. Он тебя заметил, когда у нас в управлении был. Запала ты ему в душу. А если тебе не понравится Юрий, не беда. Просто перестанешь с ним встречаться, и делов-то!
      Наконец, Катя поддалась уговорам Галины Геннадьевны и встретилась с Юрием. Мужчина ей понравился. Он действительно соответствовал описанию её начальницы, казался надёжным и настоящим, на девушку смотрел восторженными глазами.
     Так завязался их роман. А вскоре Катя переехала к Юрию, чему его сынишка был несказанно рад. За короткое время они с Владиком сильно подружились. А ещё через какое-то время Катюша и Юрий поженились. Владик стал её звать мамой.
     Катя была счастлива. Казалось, ни о каком чуде больше не нужно было и мечтать. Но всё же чудо свершилось. Катя забеременела! Ей никак не верилось, что это случилось именно с ней – скоро у неё будет ребёнок, её ребенок! Юра тоже был несказанно рад. Родилась дочка. Назвали её Оленькой, в честь Катиной замечательной подруги.
     Катя часто задавалась вопросом: что, если бы она в тот дождливый день не встретилась с Ольгой, как бы сложилась её судьба? Эта на вид хрупкая, но очень сильная духом женщина своим жизненным примером научила, как надо жить, противостоять всем бедам и победить!
     На всю жизнь Кате запомнились Ольгины слова:
     - Господь даёт людям такую ношу, которую они в силах унести, а тем, кто с честью справляется, он воздаёт по заслугам. Не нужно роптать на жизнь, нужно говорить «спасибо»! Ведь трудности делают нас сильнее, закаляют характер.
     Значит, Катя справилась со своей ношей и вышла победительницей! Теперь ей ничего не страшно, она сама может хоть кого научить, как нужно жить…