ОГЭ 23. Литература. Сопоставительный анализ героев

Лариса Батаева
   
   
ОГЭ – 23. Литература. Сопоставительный анализ героев. Задание 5.2.
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
Критерии оценивания выполнения заданий 5.1–5.5.
Рекомендуемый объём сочинения 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
Критерии
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие  -  3 б
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
2. Привлечение текста произведения для аргументации   3 б
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
3. . Опора на теоретико-литературные понятия    2 б
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют
4. Композиционная цельность и логичность    3 б
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
5. Соблюдение речевых норм   -2 б
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок
Максимальный балл за сочинение – 13  б
Критерии оценивания грамотности
1. ГК1. Соблюдение орфографических норм – 2 б
Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка
2. ГК2. Соблюдение пунктуационных норм  - 2 б
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
3. ГК3. Соблюдение грамматических норм   2 б
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка
Максимальный балл за грамотность – 6 б
Для проводящих экзамен!
РАЗРЕШЕНО:
• Пользоваться орфографическим словарем
• Полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики

Спецификация КИМ ОГЭ 2023 г.: «Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому экзаменуемому. Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых находятся нужные книги.

При проведении экзамена необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у экзаменуемого не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам. Во время проведения экзамена должны быть обеспечены равные условия доступа к художественным текстам для всех участников экзамена».

ПРАКТИКА.
5.2. В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Печорина и Вернера? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - образ системообразующий, так как он находится в центре внимания во всех пяти частях романа.  Исключительность, образованность, философское отношение к  жизни,  обаяние и цинизм,  высокомерие, индивидуализм  - набор  типичных черт поколения молодежи 30-х годов XIX столетия.  Печорин и Вернер (глава «Фаталист») постоянно находятся во внутреннем  конфликте с собой, и внешнем -    с окружающим миром, и конфликты эти непреодолимы. Печорин убежден, что общество не способно к каким-либо "человеческим" проявлениям, и конфликт героя с ним усугубляется все явственней и явственней. Григорий с  болью говорит о себе: «... во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее ото дня…» Доктор - образ, который сопоставляется с образом главного героя, а не противопоставляется ему: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями...» только в последней части романа – «Фаталист».
         Трагедию не друзей,  а  «приятелей» Лермонтов показал глазами окружения,  людей  разных, беспристрастных,  которые встречаются с ними,   поэтому характеристики  Печорина и Вернера составляют их  психологический образ. Прием сопоставления  Печорина с Вернером, его двойником,  помогает понять,  в   чём схожи и в чём различны приятели.Печорин богат, дворянин, в Вернер – провинциальный доктор. У них большая разница в возрасте, Григорий привлекателен,  а  Вернер внешне неприятен.  Писатель обращает наше внимание на глаза героев: у Григория "они не смеялись, когда он смеялся"; у  Вернера  «… маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли". Оба остроумны, скептичны, бывают циничными: Печорин – «"я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера» и душевная черствость: "во мне душа испорчена светом"; "... я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы", доктор - остроумен: "у него был злой язык”', скептик: "... в одно прекрасное утро я умру». Один из них больше любит говорить, а другой слушать, но это сближает их. Григорий для  достижения своих целей пойдет до конца – его приятель обездвижен, только говорит о своих желаниях. Печорин приносит всем,  с кем соприкасается, боль и горе: чужие страдания не вызывают в нем отклика.  Вернер, «скептик и материалист»,   плачет над умирающим солдатом, но скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер обладает глубоким и острым умом, проницательностью и наблюдательностью, знанием людей. Его эпиграммы остры и метки, как и у Печорина. Печорин отмечает, что они сделались хорошими приятелями.  Чувствуя духовную пропасть между ними,  автор показывает, что Вернер не может понять, как можно так холодно относиться к смерти человека. В прощальном письме он порывает  с Печориным: «Доказательств  против вас нет никаких,  и вы можете спать спокойно,  если можете». Это «если» - надежда на то,  что когда-нибудь  в душе приятеля проснется теплое отношение к людям». Однако, герой не лишен добрых порывов. Ему знакомо чувство сострадания и сожаления, способность жертвовать собой. Именно в главе «Фаталист» герой захватил казака-убийцу,  совершив смелый поступок.  Хочется думать, что Вернер не потеряет веру в человека, который был рядом с ним.
Вернер – двойник Григория  -  обладает такими качествами,  которых нет у героя.  Это их сближает и раскрывает  суть эгоизма и цинизма Печорина, подчеркивая глубину его одиночества и невозможность быть принятым  обществом. Печорин поистине «лишний» человек,  и в этом виноват сам. Сопоставление героев романа убеждает нас в том, что такие умные, талантливые, образованные персонажи, к сожалению, не хотят стать членами общества,  приблизиться к людям,  найти друзей,  приобрести их уважение и любовь. Характеристика по сходству и различию – замечательный художественный прием,  помогающий разобраться в характерах героев произведения.