Ироническая логика рассуждений Онегина

Марина Сапир
Под «Онегиным» я здесь понимаю героя первых шести глав романа Пушкина. В седьмой главе Онегин не появляется, а в восьмой главе совершенно другой персонаж фигурирукт под именем  Онегин в фантастическом мире, придуманном для осуществления мести Татьяны. Знание логики «исходного» Онегина может помочь понять эти изменения.

Типичный пример логики Онегина дан в первых строках «Евгения Онегина»:

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»

Вот как можно описать  логику этого рассуждения.

Логическая фигура 1:
    • Тезис: Лицемерие аморально, это -  «коварство» ("Какое низкое коварство
Полуживого забавлять, ... и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя")
    • Антитезис: Лицемер не виноват, он является подлинной жертвой («боже мой, какая скука»)
    • Синтез: Посылки верны одновременно. Жертва обмана сама виновата, потому что создала условия, когда обманывать необходимо («уважать себя заставил»).

Тезис и антитезис противоречат друг другу. Синтез  состоит в том, что  оба утверждения верны. При этом предмет обсуждения (притворная забота о больном) оказывается одновременно и моральным и аморальным действием, разница между противоположностями размывается.

Этот вид рассуждений свойствен логике Шлегиля. Шлегель не верил в познаваемость мира, время считал субъективной категорией. В отличие от Гегеля, он не верил, что синтез должен снять противоположности в результате развития познания. Он настаивал, что противоположности надо иметь в виду, сопоставлять их, но они так и должны остаться противоположностями. Противоречия между ними остаются неразрешимыми. В сопоставлении противоположностей он видел метод отражения мира, который он сам называл «иронией». Впоследствии это понятие стало называться «романтической иронией». Так что можно сказать, что  метод рассуждения Онегина является иронией. 

Этот иронический вывод повторяется неоднократно, когда нам передают прямую речь или рассуждения Онегина в авторской передаче.

Рассмотрим рассуждения Онегина об Ольге в третьей главе.

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.

Приведем логическую фигуру этого рассуждения.

Логическая фигура 2
    • Тезис: Ольга сравнивается с мадонной и с луной на небе: сравнения, которые обычно означают, что она удовлетворяет стереотипам женской красоты
    • Антитезис: Она непривлекательна («выбрал бы другую»)
    • Синтез: Верен и тезис, и антитезис, поскольку в  чертах у Ольги «жизни нет» как в луне и в «Вандиковой Мадоне».
      
 Ольга оказывается и красивой, и непривлекательной.

Вот некоторые иронические выводы  Онегина после получения письма Татьяны (глава четыре, строфа 7).

Логическая фигура 3.
    • Тезис: Любовь женщины надо привлечь (подразумевается)
    • Антитезис: Женщина, к которой я совершенно равнодушен, прислала страстное письмо
    • Вывод: Легко привлечь женщину равнодушием («чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»)

Обычно считается, что женщин привлекает ухаживание за ними. Это верно, но это требует хлопот. Легче всего привлекать равнодушием. Здесь Онегин вовлекает также шутливую индукцию: он переносит утверждение с Татьяны на всех женщин. Может быть,  у Онегина были и другие подобные наблюдения.

Татьяна предлагает Онегину две модели поведения: "ангел ли хранитель или коварный искуситель". Онегин рассматривает оба варианта и находит их неудовлетворительными. Сначала он отвергает вариант "искусителя", "ловласа".

Логическая фигура 4.
    • Тезис: разврат аморален (подразумевается)
    • Антитезис: в дедовские времена разврат был предметом гордости («сам о себе везде твердя»), «важной забавой»
    • Синтез: «ловласов слава обветшала». Аморален или нет, но разврат сейчас вышел из моды.

Вариант "ангела хранителя" отвергается потому, что он пошл, банален, утомителен.

Логическая фигура 5.
    • Тезис: Моленья, клятвы, страх, угрозы, письма на шести листах волнуют
    • Антитезис: Мелодраматизм утомителен
    • Синтез: Утрировано- драматическое письмо Татьяны утомляет.

Подразумевается дедуктивное рассуждение от общего (мелодраматические письма вообще) к частному (письмо Татьяны).

"Обманы, сплетни, кольца, слезы, надзоры теток, матерей, и дружба тяжкая мужей" отвергаются как "утомительные", так же как и письмо Татьяны.

 Здесь также интересно, что он провел полный и хладнокровный анализ письма Татьяны. В ее письме есть и «моленья» («Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня.»), и «клятвы» («Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой… » ), и «мнимый страх» («Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.»), и «угрозы» («Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна.») Онегин видит шаблон и неискренность («мнимый страх») в этом письме.

Посмотрим на рассуждения Онегина при получении вызова Ленского. Эти рассуждения даны в третьем лице, как несобственная прямая речь в строфах 10  11 в шестой главе. 

 ...Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

XI
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
Уж поздно; время улетело...
К тому ж — он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Логическая фигура 6.
    • Тезис. Онегин  должен  не заботиться о предрассудках («оказать себя» «не мячиком предрассуждений») и отказаться от дуэли.
    • Антитезис.  «Но шепот, хохотня глупцов … И вот общественное мненье, Пружина чести, наш кумир...Вот на чем вертится мир»
    • Синтез. Так на его месте поступил бы каждый.
      
Здесь также незаметно привлекается индукция: от конкретного случая с "речистым" секундантом Зарецким Онегин делает обобщение на всех, получивших вызов на дуэль, утверждая, что все боятся общественного мнения, "вот на чем вертится мир". Это помогает ему оправдать себя в этом случае.

  Ироническое шлегелевское восприятие действительности позволяет ему уйти от категорических суждений о чем бы то ни было. В то же время, Онегин пользовался иронией для того, чтобы обосновать свое поведение.

В романе есть прямая речь Онегина, где противопоставление противоположностей, ирония полностью отсутствуют. Его "проповедь" Татьяне в четвертой главе является адаптированной версией его рассуждений после получения письма Татьяны. Из этих рассуждений выброшены все парадоксы, скептическое отношение к письму, все, что могло показаться Татьяне оскорбительным. Онегин ведет себя уважительно по отношению к ней. В то же время, мы можем оценить, что Онегин говорит ей правду. В общих чертах.

Я хочу привлечь внимание к некоторым другим необычным особенностям мышления и  мировоззрения Онегина.

    • Онегин всегда уходит от моральных  суждений о себе или других. Ирония — одно из логических средств, которое он для этого использует.
    • Онегин понимает логику Татьяны, ее планы и уловки в ее письме. Он также понимает  и логику Ленского. Злая ревность Ленского  не была неожиданностью для Онегина. 
    • Его реакции на почти любые события чисто рассудочные, не вовлекают эмоции. Татьяна явно рассчитывает на его сочувствие, но у Онегина ее пафос и страсти вызывают отторжение. Гибель Ленского - единственная ситуация, когда в романе у Онегина описана непосредственная эмоциональная реакция. 
    • Можно сказать, что в рассуждениях Онегина никогда нет ни зла против кого-нибудь, ни симпатии к кому-нибудь. Нет вообще личного отношения к кому бы то ни было. Есть только снисходительное, бесстрастное  принятие жизни.
    • Рассуждения Онегина никогда не вовлекают время. Как истинный шлегельянец, он не загадывает о своем будущем, и не вспоминает о своем прошлом.  Он всегда говорит о настоящем времени.
    • Онегин не зависит ни от кого лично и ни к кому лично не привязан. Он равнодушен к смерти отца, дяди.  Ему "друзья и дружба надоели", он стал равнодушен к успеху у красавиц к началу романа.  С Ленским он был  "другом" "от делать нечего". Он не ожидал от Ленского ни преданности, ни симпатии, ни внимания (как Ленский ожидал от него всего этого).
    • Онегин не лжет, хотя и адаптируется к слушателю.



Выводы.

Ироническая логика предполагает "два голоса", высказывающие противоположные утверждения. Поэтому монологи Онегина обычно производят впечатление диалогов с самим собой.

В частности,  ирония используется Онегиным для размывания границы между "моральными" и "аморальными" поступками, позволяет ему избегать осуждения себя и других.  Онегинская ирония  показывает Онегина как человека, который чуждается сильных эмоций, склонен к сдержанным реакциям, способен смотреть на происходящее "со стороны".