Чур Велеса и макошь Сварога

Вадим Станиславович Казаков
Самое, пожалуй, массовое заблуждение у современных язычников это называть любое изваяние славянского божества из дерева, глины, металла или камня «чуром». Чур это божество границ. Не может быть никакого «чура Велеса», как не может быть «макоши Сварога» или «перуна Дажьбога». Изваяние божества имеет старинное название «капь» или «капище». Идол – название греческое (от ;id;lon - изображение), а кумир семитское (от kumr; – жрец).

«В сложных постройках вроде Ржавинского городища слово «капище» должно быть закреплено прежде всего за срединной площадкой, на которой возвышался «капь» - идол и где, по всей вероятности, приносили жертвы («жъртвы», «жрътвы», «жрьтвы»). (Рыбаков Б.А.Язычество древней Руси. – М.:София, Гелиос, 2001, С.215).

«Сотвори бо сь человека по капи нашей» (там же).

«Образы творе и капи» (там же).

Поэтому место, где стоят такие изваяния, называется «капище», а вовсе не «чурище». Капищем называется также и собственно изваяние (скульптура) вместе с основанием (постаментом). «Володимеръ же поимъ цесарицю, и Настаса, и попы корсуньскыя, мощи святаго Климент и Фива, ученика его, и поима сьсуды церковныя, иконы на благословенье себе. Постави же церковь святаго Иоана Предтечю в Корсун; на гор;, иже ссыпаще сред; града, крадуще приспу, и яже и церкви стоить и до сего дни. Взяша же, идя, м;дян; 2 капищи, и 4 кон; м;дяны, иже и нын; стоять за святою Богородицею, яко иже нев;дуще мнять я мраморяны суща.» (Повести временных лет, лето 6496).

Откуда же в современном язычестве взялся «чур Велеса»? Увы, сие мне неведомо. В середине 1990-х никакого «чура Велеса» ещё не было. Нет «чуров» Велеса, «чуров» Сварога и других таких же «чуров» в ССО СРВ. До сих пор в Союзе Славянских Общин употребляется слово капь (или капище). Так что, друзья, если услышите про "чура Сварога", "чура Велеса" или "велеса Перуна", то мягко поправьте собеседника.