ОГЭ 23. Задание 5. 3. Литература

Лариса Батаева
   
   Как в прозе Л.Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности», подмеченный филологом Н.К. Гудзием? (На примере одного произведения)

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
Критерии оценивания выполнения заданий 5.1–5.5.
Рекомендуемый объём сочинения 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

Критерии
Соответствие сочинения теме и её раскрытие  -  3 б
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне
Привлечение текста произведения для аргументации   3 б
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
. Опора на теоретико-литературные понятия    2 б
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют
Композиционная цельность и логичность    3 б
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов
Соблюдение речевых норм   -2 б
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок
Максимальный балл за сочинение – 13  б
Критерии оценивания грамотности
ГК1. Соблюдение орфографических норм – 2 б
Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка
ГК2. Соблюдение пунктуационных норм  - 2 б
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
ГК3. Соблюдение грамматических норм   2 б
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка
Максимальный балл за грамотность – 6 б
Часть 2
 Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2.
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

    ПРАКТИКА.
 5.3.  Как в прозе Л.Н. Толстого проявился «дар чрезвычайной наблюдательности», подмеченный филологом Н.К. Гудзием? (На примере одного произведения)
             Филолог Н.К. Гудзий раскрывает в произведениях Л.Н. Толстого «дар чрезвычайной наблюдательности». В чем же проявляется он в рассказе «После бала»? В описании переживаний героев, описании ситуаций,  которые заставили переживать, в контрасте их чувств, восприятии окружающего мира,  в размышлении над тем, что влияет на них: среда, случай или собственный выбор? Одной из особенностей творческого метода Л.Н. Толстого является его умение перенести факт из жизни на литературное полотно. Он услышал историю о том, как после бала, на котором познакомился с    полковником, отцом его обожаемой Вареньки, а рано утром увидел, как тот  истязает солдата,  после чего возвращается обедать в семью. Герой рассказа, недавно восхищавшийся полковником, влюблённый в его дочь, в результате случайной встречи на плацу, где сквозь строй прогоняли татарина, обреченного на смерть, утратил веру в любовь, полностью порвал с девушкой: страшное утро изменило его жизнь.
           По мнению критика, рассказ носит автобиографический характер, так как в это время писатель учился в Казанском университете,  однако есть мнение, что случай произошел с братом Толстого,  Сергеем. Не в силах изменить мир, герой рассказа не может принять  зло, для него лучше не любить вообще,  чем смириться с жестокостью и двуличием.  Писатель описывает состояние Ивана Васильевича:  «Я обнимал …весь мир своей любовью» -   «Мне было …стыдно…вырвет всем тем ужасом,  который вошел в меня от этого зрелища».
           Гудзий обращает внимание на то, что «Деспотический характер царя Николая Палкина»  нашел отражение в произведениях великого писателя.  Творческий метод Толстого – срывать все маски с тех,  кто рядится в благородные одежды, а на самом деле является злом, несущим смерть и разрушение: Иван Васильевич не может забыть этот случай, контраст «любовь – смерть» положен в основу композиции рассказа. Не случайно «рассказ в рассказе» делится на две части: сказочный бал, вечер,   напоённый любовью, - и прозрение – утро казни. Этот прием помогает нам понять основной конфликт: роскошный бал, замаскировавший истинные лица, - кровь татарина, жестокость полковника,  готового на жертвы во имя своей семьи, и  - штыки и шпицрутены.  Форма – рассказ в рассказе – состоит из 4 частей: спор в гостиной, бал, наказание солдата и краткое заключение – позволяет сделать вывод, что справедливости в обществе нет,  и это видит герой. Прием антитезы обнажает это. Сопоставим лексику. Бал: Варенька,  любовь, красота бала, улыбка, красивая музыка…Наказание: ужас, тоска, отвращение, страшная музыка, красная тело человека - пестрое, мокрое, красное, неестественное, шпицрутены, полковник грозный и хмурый, солдат всхлипывает, молит о пощаде.
           Рассказ раздваивается: тема любви, мечты – и их крушение. Цель автора рассказа  - показать проблемы общества. Лицемерие и равнодушие (полковник учтив и радушен, позиционирует себя как истинный христианин на балу) - жесток, лжив, ему не жалко беглого солдата, он не просит офицеров ослабить удары, сам готов участвовать в избиении, получая от этого удовольствие. Основная идея, положенная в основу рассказа – человека определяет не только среда, но и нравственность. Внутренний конфликт героя заключается в его поступках: он оставил мысль о службе – «никуда не годился», разочаровался в жизни.
           Рассказ демонстрирует «дар чрезвычайной наблюдательности» в деталях: прекрасный бал  «что неестественно»; знаменитые музыканты - «неприятная, визгливая мелодия», человеческие лица - «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо;  ослепительная белизна бала - «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Филолог Николай Каллинкович Гудзий прав: творческий метод Л.Н. Толстого позволяет показать всю пропасть между внешними и подлинными проявлениями действительности, в этом мы убедились,  прочитав рассказ «После бала».  540 слов