Кулон

Инна Начарова
Она шла по хмурой весенней улице. Под ногами остатки снега, прибитого моросящим дождем. Лужи поглощали каблуки ее сапог, словно спасительные соломинки. Небо пыталось быть солнечным и не давало снегу шансов на спасение. Она шла и отождествляла себя с этим снегом, будущее которого – БЕЗНАДЕГА. Вчера от нее ушел Влад. Он просто чмокнул ее в щеку и со словами: «Лизок, прощай. Завтра я женюсь» шагнул в бесконечное пространство подъезда, словно космонавт, выходящий в открытый космос. А она осталась в ракете на орбите своей жизни.
;Утром поняла, что не сможет оставаться здесь, в этой квартире, где витал аромат его парфюма и ее воспоминания кружили в ритме чувственного танго. Она выкинула полупустую бутылку вина в мусорное ведро. Следом отправились скомканные бумажные салфетки, пропитанные ее неиссякаемыми ночными слезами и оставшиеся на блюдце ломтики лимона. Бокал, в свою очередь, отправился в раковину с двумя кофейными чашками. Она не торопилась мыть эти чашки. Пусть хоть они еще побудут вместе.

Муската последние капли
остались на дне бокала.
Красное платье на мне
от яркости трепетало.
Любила? Конечно любила!
Шла по песку босиком
Чаек с руки кормила,
слушая
их
стон.

Красное платье с мускатом -
осени эликсир,
когда на краю заката
стоишь ты совсем один.
Любила? Любила нежно.
Шептала слова в ночи.
Шла по песку неспешно
и...
словно чайкой кричи....

Следы на песке оставил.
Красное платье на мне,
Муската на дне бокала
и крики птиц на воде....
Любила? Уже не важно.
Дышать научилась вновь.
И поняла что важно
уметь
сохранить
любовь.

Вспомнила слова бабушки, которая любила повторять: «Ни о ком, кто уходит, не жалей. Значит, срок настал». Она тогда удивлялась и спрашивала: «Бабушка, как так срок? Ведь люди не молоко». А бабушка тепло улыбалась ей и продолжала: «Всему свой срок». Теперь она живет в бабушкиной квартире одна. По воскресеньям пылесосит книги на огромных стеллажах в кабинете деда, которого она совсем не помнит. Он всегда был на космодроме. Она помнит слова, связанные с дедом: Байконур, орбита, испытания, запуск. Помнит, что больше всего бабушка начинала волноваться, когда повторяли слово «запуск». Вот и сейчас она пылесосила, мыла и даже натерла паркет в гостиной. Пока пылесосила, с одной из книжных полок упала резная шкатулка с видами Крыма и портретом Сталина. Из шкатулки выпал кулон с огромным синим, словно океан, камнем. Лизе казалось, что в этом камне весь космос. Бабушка называла этот кулон «Оком Вселенной» и говорила ей: «Когда тебе невыносимо захочется перемен, он выручит тебя». И добавляла: «Всему свое время».
;Лиза подняла с пола «Око Вселенной» и смотрела на него, как зачарованная. В его гранях дневной свет превращался в глубину летней ночи. В бездну. И эта бездна зачаровывала каждого, кто пытался пронзить ее взглядом. Лиза вернула кулон в шкатулку и водрузила ее обратно на полку. День так и прошел в домашних хлопотах. Лиза устала, что еле дошла до кровати и уснула крепким сном.
;Наутро ночной дождь перестал. И даже пытается выглянуть солнце из-за нависших над городом серых октябрьских туч. Лиза умылась, уложила волосы, сделала макияж чуть ярче, чем обычно. Достала сапоги на головокружительной шпильке, надела свое самое нарядное платье и потянулась к резной шкатулке с кулоном. Когда она доставала его, выглянуло солнце и синий камень «Ока Вселенной» преломил солнечные лучи так, что озарилась вся комната. Лиза вздрогнула и, словно услышала голос бабушки: «Око Вселенной» хранит много тайн. И даже одну мою. Когда-нибудь я открою тебе эту тайну». Лиза вспомнила эти слова, но, увы, тайну свою она рассказать внучке не успела. А у Лизы было много своих забот: школа, институт, подруги, влюбленности. Круговорот повседневной жизни накрыл своими событиями ту старую тайну. И теперь ее знало только «Око Вселенной».
;Лиза надела кулон на шею. Синий камень словно северное сияние переливался на фоне черного атласа вечернего платья. Она оглядела себя в зеркале. Все должно быть безупречно, ведь она собралась на свадьбу своей любви, увы, не с ней.

Когда закончились «Shanel»,
Опала осень листопадом.
Дождя тоскливая шрапнель
По миру хлещет канонадой.

И жёлтый лист на каблуке
Идет со мною по асфальту.
Навстречу лица все не те,
А я спешу к тебе на свадьбу.

От розы аромат «Shanel»,
Твоя невеста в белом платье
И жёлтый лист на каблуке…
Не я сейчас в твоих объятьях.

Когда закончились «Shanel»
И ароматы испарились,
Дождя тоскливая шрапнель
Твои глаза мне заменила.

Когда она садилась в подъехавшее такси, обнаружила, что кулона нет. Лиза попросив водителя подождать, огляделась. На мокром асфальте кулона не было. Она могла обронить его где угодно. Застежка могла сломаться за эти годы, а, вернее, десятилетия. Она увидела вдалеке спешащего в ее сторону молодого человека. Он махал ей рукой: «Девушка, подождите! Это не вы обронили?» Он разжал кулак и на его ладони засиял «Око Вселенной».
- О! – только и воскликнула Лиза. Она бережно взяла кулон. Действительно, сломалась застежка. Лиза благодарно посмотрела на молодого человека:
- Вы даже не подозреваете, что вернули мне не просто кулон, а память».
Парень растеряно смотрел на нее и тихо произнес: «Он очень красивый. Как и вы».
- Спасибо, - она непроизвольно чмокнула его в слегка не бритую щеку, благоухающую парфюмом, и быстро села в такси. Машина тронулась сквозь март, а за его прозрачным занавесом стоял тот парень, приложив руку к щеке, смотрел вслед удаляющемуся автомобилю. Лиза опустила взгляд на кулон и крикнула водителю: «Остановитесь!» Водитель в недоумении притормозил. Лиза выскочила из такси и побежала к все еще стоящему у дороги парню. Увидев ее, он улыбнулся.
- Я Лиза, - протянула она ему руку, - А как ваше имя?
- Максим, - он осторожно взял ее руку и поднес к губам, - Максим Колосов.
Она удивленно вскинула голову:
- Вот совпадение! Так звали друга моего деда. Они вместе построили ракету «Буран».
Теперь удивился Максим:
- Значит вы Лиза Пряникова? Я полный тезка своего деда!
Они рассмеялись.
- Вы вернули мне «Око Вселенной».
- Я слышал это название от деда и он рассказывал мне в детстве историю этого камня.
- Неужели? Расскажите ее, пожалуйста, - взмолилась Лиза, - В детстве бабушка говорила, что расскажет мне тайну этого камня. Но, увы… - Лиза развела руками.
Они шли по скверу и Максим рассказывал Лизе:
- Моя бабушка была известной пианисткой. С дедом они и познакомились на фортепианном концерте в Национальном театре Норвегии, куда привезли делегацию ракетостроителей из СССР, в промежутках между рабочими моментами этой командировки. Когда моя бабушка узнала, что эти молодые веселые ребята ракетостроители, она подарила твоему деду этот камень под названием «Око Вселенной». Моя бабушка влюбилась в твоего деда с первого взгляда. Но твой дед любил другую и, как ты понимаешь, это была твоя бабушка. Он привез «Око Вселенной» в Москву и пришел к ювелиру, чтобы сделать кулон для своей возлюбленной. Старенький ювелир, увидев этот камень, воскликнул: «Я знаю этот камень!» В разговоре выяснилось, что ювелир был в плену во время войны в одном из концлагерей на каменоломнях Норвегии. Там один из военнопленных нашел этот камень в одной из штолен. Ювелир был тому свидетелем. Тот человек сказал, что спрячет этот камень и после войны подарит этот камень своей дочери на счастье. «Пусть этот камень всем, кто возьмет его в руки, принесет счастье», - говорил он нам. Потом мы потеряли друг друга. И вот счастье дочери того пленника я держу в руках! Невероятно! – говорил ювелир, уже не обращая внимания на молодого инженера. Потом он обратился к нему: «Молодой человек, я сделаю из этого камня шедевр! И вы сможете надеть его на свою возлюбленную!» Он не обманул.
Максим смотрел на кулон и продолжал свой рассказ:
- А мой дед в это время писал пылкие письма той пианистке. Не зря говорят, что женщины любят ушами. Моя бабушка в потоке этих романтических строк позабыла твоего деда и вышла замуж за моего.
Максим рассмеялся.
- А что было дальше? – торопила его Лиза.
- А дальше была полная неприязнь друг к другу наших бабушек, при том, что дедушки были не только друзьями, но и соратниками в важнейшем для страны деле. Моя бабушка при встрече, любила повторять твоей бабушке, что она собственными руками вручила ей ее счастье.
- А что же с кулоном?
- Твоя бабушка всегда на их встречи надевала этот кулон и отвечала моей бабушке, что этот кулон символ ее любви. Я слышал, как бабушка говорила дедушке, что «Око Вселенной» это символ любви каждого, кто держал его в руках. «Мой отец любил меня, - говорила она, - я полюбила тебя, и твой друг нашел свою любовь при помощи этого камня».
;Максим внимательно смотрел на Лизу и, наконец, произнес:
- Мне кажется, что «Око Вселенной» и меня привело к моей любви. С первого взгляда.
Максим взял кулон из рук Лизы и надел его ей на шею. «Око Вселенной» засияло на ее груди пронзительной синевой весеннего неба.
- Как космос…

-------
;Лиза зашла в ювелирную мастерскую. Здесь в полуподвале самого центра города, сколько она себя помнит, была эта мастерская. За перегородкой сидел тщедушного вида старичок, сверкая лупой над правым глазом. Лиза протянула ему кулон:
- Застежка сломалась.
Ювелир взял в руки кулон и внимательно смотрел на него.
- Я знаю этот кулон. Сам делал его полвека тому… Молодой человек, что принес мне этот камень, был пламенно влюблен. Только такие люди способны созидать в этом мире!
Старик поднял глаза на Лизу и теперь внимательно смотрел уже на нее. Потом с улыбкой добавил:
- Вы удивительно похожи на того парня из прошлого…

Пролетело время,
Испарились годы.
Посмотрю с террасы:
Папа бродит в поле.

Иволга запела
С первыми лучами,
Я за чашкой кофе
Детство вспоминаю.

Как бежала к маме
Рано утром в кухню,
Как мы под березой
Наряжали куклу.

С ветром улетели
Той березы листья,
Я поймала ветер
И лечу с ним в вихре.

Стрелки на часах
Уходили в небо
И с годами быль
Превратилась в небыль.
Без воспоминаний
Невозможен свет.
Память возвращает
Прошлого сюжет.