Детство царя Алексея

Борис Днепров-Ячменев
В марте 1629 года в царской семье ожидалось пополнение. Не только в Кремле, но и по всей Москве люди тревожились – сможет ли царица на этот раз родить мальчика. Почти шестнадцать лет прошло с тех пор как Земский Собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова, уповая на то, что юный самодержец, утвердившись во власти, станет родоначальником новой династии. Однако царица Евдокия не спешила с наследником. Известие о рождении первых двух дочерей в царской семье народ встретил с некоторой тревогой, поскольку верил в то, что только рождение мальчика вернёт стране Божью благодать и обеспечит устойчивость в преемственности власти.

Помня о том, что Бог любит Троицу, Михаил Фёдорович приложил все усилия, чтобы соблюсти необходимые обряды с целью вспоможения роженнице.

Для царицы служили в ее хоромах молебен с водосвятием, а потом она в гостинной палате «садилась на место» (в данном случае это было не кресло, а роскошно украшенная кровать). Там приближенные боярыни желали государыне успешного разрешения от бремени сыном-наследником. После устроенного приёма на женской половине кремлёвских хором, царицу Евдокию Лукьяновну отрешили от мира – стали готовить к родинам (родам).

О том, что происходило дальше достаточно подробно рассказал в своих записках русский дисидент Григорий Катошихин: «как приспеет время родиться царевичу, и тогда царица бывает в мыльне, а с нею бабка и иные немногие жены» [Котошихин Г.И. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 37.]. Эта традиция, существовавшая в царском дворце, свято соблюдалась и в народе. Обычно родины не происходили в жилых помещениях, т.к. по церковным канонам они после этого считались бы нечистыми в течение 40 дней. К тому же народное чутье безошибочно указало на то помещение, где возможная опасность для матери и младенца была сведена к минимуму: баня была самым чистым помещением, в ней всегда было необходимое количество горячей воды.

Справка! Царская мыльня – это комплекс из нескольких помещений, которые по убранству мало чем отличались от других царских покоев. В ней имелись сени с лавками и «мовной постелью». В самой мыльне имелась ценинная (изразцовая) печь и т.н. «мыльная посуда», а пол был выложен свинцовыми плитками.

При родах, согласно Котошихину, присутствовал только самый узкий круг приближенных боярынь и повивальная бабка. Опытная повитуха должна была знать не только особые приемы своего ремесла, но и молитвы, и все родильные обряды.
Все знающие о происходящем событии остерегались сообщать о нем посторонним, и здесь придворные обычаи полностью совпадали с народными, которые отмечались этнографами в более поздние эпохи. Этим русская придворная традиция решительно отличались от западноевропейских, где королевы нередко были вынуждены рожать в зале в присутствии не только всех представителей королевской семьи, но и придворной знати. [Ракитина М.Г. Обряды рождения и крещения царских детей в России XVI–XVII вв. // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): сборник статей / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. С.А.Козлов. М.: ИРИ РАН, 2009. С. 60.]

29 марта 1629 года, дворцовый священник был призван в мыльню, чтобы освятить рождение царевича и наречь его именем преподобного Алексия-чудотворца. После вознесённой молитвы к царице пожаловал сам царь, окрылённый радостной вестью о рождении наследника.

Весь день по Москве звонили колокола, в Успенском соборе служили торжественный молебен. Оповещение от имени царя «о радости» патриарха, церковных властей и светских чинов осуществлялось специальными вестниками. Всё остальное население страны было извещено грамотами от имени великого государя. Они зачитывались публично в храмах, после чего во всех городах служились благодарственные молебны. После этого имя новорожденного Алексея должно было поминаться во время церковных служб наряду с именами остальных членов царской семьи.

Сам государь, пребывая в великой радости от случившегося отцовства, совершал обход кремлевских соборов и монастырей, раздавая при этом милостыню «нищим и убогим». После молебна в Успенском соборе он шел в Архангельский собор, Чудов и Вознесенский монастыри, Троицкое и Кирилловское подворье. Царь, согласно Котошихину, «кормил монахов и давал милостыню нищим. Также и в тюрьмы, и в богадельни посылал милостыню болшую. Да ис тюрем же виноватых свобождал, кроме самых великих дел» [Котошихин Г.И. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 38.].

Приподнятое настроение царило в патриарших палатах. Главой Русской церкви на тот момент был отец Самодержца – Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов), которому возвышение своего рода и сына стоило больших жертв, понесённых в борьбе с Годуновым и прочими соискателями московского трона. Седовласый старец (76 лет) со слезами молил Бога о милости к родившемуся мальчику, дабы тот смог продолжить великое дело по возрождению Земли Русской, во славу предков своих. 

Интересно! Необыкновенна была судьба патриарха Филарета Никитича. Родной племянник царя Ивана Васильевича IV и двоюродный брат царя Федора Ивановича, он насильно сослан был в монастырь Борисом Годуновым и пострижен, хотя потом и получил сан Ростовского митрополита. Много потерпел он от разбойнических шаек Лжедмитрия II, отстаивая свою соборную церковь в Ростове и своих духовных чад, хотя вслед за тем и удостоился высоких почестей от самого самозванца. Еще более потерпел, когда отправлен был послом к польскому королю и восемь лет томился в польской неволе, отстаивая с непоколебимою твердостью интересы своего отечества. Сделавшись патриархом и великим государем, он был твердою опорою для своего юного сына, опытным советником и мудрым руководителем во всем, обуздал своеволие бояр, проявившееся в первые годы царствования Михаила Федоровича, укротил «сильников» земли, укрепил и возвысил царскую власть.

К моменту рождения наследника правление царя Михаила Фёдоровича приобрело некоторую стабильность: потухли очаги Смуты на окрайнах, народ и бояре сплотились возле трона, всюду оживилась хозяйственная жизнь, а вместе с ней и торговля.

Стабильности русского государства содействовала благоприятная ситуация на границах. Польша, главный геополитический соперник России на протяжении десятков лет, увязла в войне со Швецией. В Китае наступили голодные годы, что предопределило кризис династии Мин и беззащитность Поднебесной от маньчжуров. Турция сцепилась с Ираном из-за Грузии. В общем всем было не до нас.
Однако всё в мире относительно. Польша и тогда продолжала питать надежду поработить земли Русские. Ведь король Владислав носил титул Великого князя Московского.

Интересно! Владислава только условно можно называть поляком. По происхождению он был шведом – из рода Ваза (Васа). Поляком он стал после того, как шляхтичи Речи Посполитой избрали его отца Сигизмунда королем, а тот в свою очередь сосватал ему Московский трон, воспользовавшись Смутой в соседнем государстве.

«Враги наших врагов – наши друзья». В год явления наследника и Цесаревича (1629 г.) к Государю Московскому Михаилу Романову обратился шведский король Адольф-Густав, собиравший войско для войны с католическим Габсбургским домом, призывая Русского Царя помочь его войску хлебом и иными съестными припасами: « Папа, цесарь Римский и весь дом Австрийский только того ищут, как бы им быть обладателями всей вселенной, и теперь они к тому очень близки; а когда мы видим, что соседний двор горит, то нам надобно воду носить и помогать гасить, чтоб свое соблюсти; пора уж Вашему Царскому Величеству подумать, чем соседям помочь и как свое уберечь».

Бояре отвечали от имени Государя Михаила Феодоровича: «Великий Государь наш крепко о том мыслит и хочет Польскому королю против его неправд месть воздавать, Государю Вашему и другим христианским государствам евангелической веры помогать всякими мерами, чтоб кесарева и папежников злого умысла до себя не допустить и Вам всем помочь. Великий Государь за неправды Польского короля и нарушения мирного договора не хочет ждать истечения перемирных лет, - хочет над ним промышлять и Государю Вашему помогать. Пусть только король Ваш напишет, сколько ему надобно съестных припасов и Великий Государь велит покупать их безпошлинно в который год хлеба уродится; Государь велел подданным своим с подданными Вашего Государя торговать невольною торговлею, всякими товарами и без всякой пошлины».

Михаил Фёдорович не упускал случая насолить польскому королю, но открытой войны избегал. Россию ещё нужно было отстраивать.

Уже через год после рождения наследника Царь Михаил Романов создает первые солдатские полки иноземного строя, в числе их и первый рейтарский (конный) полк, что послужит началом создания первого в России регулярного войска. Через 3 года после явления наследника и Цесаревича Алексея Русь начнет войну с Польшей за возвращение Смоленска.

Посему можно смело утверждать, что годы рождения и возрастания будущего Царя Алексея Михайловиче пришлись на период укрепления государства Российского, создания национальной регулярной армии и окончательного формирования антикатолической внешней и внутренней политики. Разрыв с Польшей и Литвой становится окончательным.

Бурные политические события практически не затрагивали налаженный быт царских покоев. Царевич рос и воспитывался согласно правилам тех времён. Первые годы детства мальчик провел в тереме московского дворца, окруженный многочисленным штатом «мамок и нянек». В пять лет царевича переселили в отдельный дворец, который царь Михаил построил специально для сына. С этого возраста к мальчику приставили воспитателей, которые учили его грамоте, музыке и военному делу. Несколько позже его воспитанием стал руководить боярин Морозов, исключительно образованный человек, один из первых родовитых людей на Руси, интересовавшийся всем западным. Он начал учить царского сына грамоте по букварю, составленному специально для него по заказу дедушки Филарета, используя при обучении в качестве наглядного пособия печатные листы, то есть гравированные картинки, изготовленные в Германии. В детской комнате царевича появилось много новых игрушек, главным образом немецкой работы: конь, различные географические карты и даже детские рыцарские доспехи, сделанные для него мастером-немцем Петером Шальтом. И самое важное — это небольшая библиотека, состоявшая из книг, в основном подаренных родственниками. К чтению Алексей пристрастился довольно-таки рано, всем интересовался и был на удивление любознательным ребенком. Боярин Морозов ввел еще нечто совсем новое — одел царского сына в немецкое платье.
Светская сторона воспитания не поколебала глубокой религиозности сына первого царя Романова. Уже в десять лет он знал до мельчайших подробностей порядок церковного богослужения, мог читать молитвенник и петь с дьячком на клиросе. Даже став царем, Алексей Михайлович соблюдал весь ритуал православной веры: поднимался рано утром в четыре часа, чтобы молиться и читать Евангелие, строго соблюдал посты и выполнял все обряды.
 
Столь глубокая религиозность не мешала, однако, юному Алексею предаваться и сугубо светским забавам. Любимым развлечением его была соколиная охота, которая обставлялась обычно как настоящий праздник. Сокольничьи выезжали в ярких цветных кафтанах, в дорогих горностаевых и лисьих шапках, в сафьяновых сапожках. На боку у каждого висел рог из серебра. В роскошных нарядах были и птицы — соколы. «В охоте государь находил удовольствие и чувство красоты», — так писали о нем современники.

 По традиции тех времён царевич попращался с детством в тринадцать лет, когда его официально провозгласили наследником престола — «объявили народу» (1643 год). Этот обряд закрепил за Алексеем право наследовать отцу в самодержавии. Новый статус в корне поменял его размеренную, в чём-то беззаботную жизнь. До объявления наследником он не появлялся на дворцовых публичных мероприятиях, ездил на богомолье в кортеже царицы в окружении «дядек» и учителей и вел довольно замкнутый образ жизни. После обряда наречения жизнь будущего государя резко поменялась. Отныне его место всегда было рядом с отцом, он начинал принимать участие в приемах иностранных послов, охотах, пирах и т. д. Порой он замещал отца на каких-то семейных мероприятиях.

В тринадцать лет царевича «объявили» народу. А еще через два года умер его отец, и Алексей воссел на престол.