Пещера Таврида

Виктория Ивина
Возле посёлка Зуя автобус осторожно съехал с трассы «Таврида». Ещё совсем немного пути, и он остановился на весьма просторной заасфальтированной стоянке. Пассажиры, утомлённые долгой дорогой, поспешили на выход.
«Денис, оторвись наконец от своего телефончика, мы уже на месте,» - недовольно проворчала бабушка. Внук насупил брови, но не стал ей перечить. Следом за другими пассажирами они стали пробираться к выходу. На улице светило не по-зимнему яркое солнце. С непривычки, после автобуса, они сощурили глаза и приложив руку ко лбу, как козырёк, осмотрелись вокруг.
Их взору открылся типичный для Восточного Крыма степной пейзаж. Здесь не было высоких гор, где обычно располагались самые известные пещеры полуострова. Тем удивительней была эта, совсем недавно обнаруженная, пещера «Таврида». 
Денис поспешил за бабушкой. Им нужно было приобрести билеты для посещения пещеры. Он шёл и думал, что другим ребятам по-своему повезло. У них «обычные» бабушки, которые любят проводить время у телевизора за просмотром различных шоу, в которых кто-то либо женится, либо разводится. А вот его бабуля совсем другая. Она, хоть и пенсионерка, но ещё продолжает работать. К тому же Антонина Васильевна, несмотря на свой возраст: стройная, спортивная, активная. Она носит джинсы и модную короткую стрижку, а ещё обожает походы и путешествия по Крыму. Вот и сегодня – воскресенье и вместе со своей организацией Антонина Васильевна отправилась в экскурсионную поездку к вновь открытой пещере, а заодно прихватила с собой внука.
Конечно, побывать в таком месте совсем неплохо, но вставать ни свет, ни заря, собираться и спешить к назначенному часу на автобус – непросто. Тем более, что в воскресенье так хочется отоспаться за целую учебную неделю, а тут на тебе, никакого отдыха и сна!
Поэтому всю дорогу Денис сидел недовольный, не обращая никакого внимания на виды за окошком, а «завис» в любимом смартфоне, благо, что тот всегда под рукой.
Купив входные билеты, путешественники собрались в указанном месте. К их группе подошёл молодой человек, это был экскурсовод. Он назвал своё имя и оказался тёзкой Дениса, а ещё поинтересовался, мол откуда прибыли гости.
- Из Севастополя! – дружно ответили экскурсанты.
- Значит свои крымские, ну хорошо, тогда следуйте за мной.
Они прошли по дорожке, с обеих сторон окружённой горными породами, словно по некоему коридору времени и вошли в пещеру.
В пещере одиннадцать обзорных площадок и первая расположена у самого входа. Группа остановилась. Молодой экскурсовод щедро сыпал информацией и хотя Денис как-то плохо его слушал, но некоторые факты поразили даже его.
Пещере около пяти миллионов лет. Когда тебе скоро будет лишь двенадцать, то пять миллионов воспринимается с трудом. Хотя, наверное, и взрослых такая дата может удивить.
А вот животный мир пещеры - значительно моложе, всего-то от полутора до двух миллионов лет. В то далёкое время эта пещера стала домом для многих хищников. Их кости и целые скелеты стали настоящим подарком и сенсацией для палеонтологов, а вот кости травоядных – это добыча, результат охоты древних квартирантов.
Так продолжалось долго, но сотни тысяч лет назад пещера оказалась закрытой от внешнего мира и в ней, словно в консервной банке оказались заперты её обитатели и следы их жизнедеятельности.
Открыли эти своеобразные «консервы» случайно в 2018 году во время строительства трассы с одноимённым названием. А через четыре года пещеру представили для осмотра всем желающим. Главное – приезжай и смотри!
Денис с интересом разглядывал пещеру. От других пещер (в которых он уже успел побывать) она сильно отличалась тем, что тут не было капающей со стен и потолка влаги, не было привычных сталактитов и сталагмитов. Изнутри она напоминала сыр, весь «изрытый» крупными и мелкими дырками. Подземные туннели вели к залам с куполообразными сводами. Один зал сменял другой, а затем снова нужно было продвигаться по длинным коридорам. В некоторых местах параллельно с главной дорожкой шли лабиринты узких ходов, но сходить с основного маршрута было запрещено.
Мальчишка с увлечением фотографировал всё увиденное, ведь будет интересно потом показать снимки родителям и ребятам в классе.
Ходить по этому подземному царству оказалось весьма комфортно. Здесь проложили широкие (для пещеры) дорожки, выложенные тротуарной плиткой. Разные виды освещения давали возможность, как свободно передвигаться по извилистым коридорам, так и любоваться красотами этого подземного мира. Игра света на белом и золотистом известняке создавала загадочные картины. Художественное освещение выделяло из полумрака то причудливый уступ, напоминающий морду какого-то животного, то какую-то фигуру, словно некий гном следил за непрошенными гостями из своего королевства, пришедшими сюда с поверхности земли. На очередной площадке экскурсовод делал остановку и рассказывал об истории, геологии и обитателях подземного мира.
- Денис не отставай, ты снова со своим телефоном возишься, - не уставала делать замечания внуку Антонина Васильевна, - лучше бы специалиста послушал, как он интересно рассказывает!
Ох уж эта бабушка, не ценит она современный технический прогресс, а ещё не понимает, что смартфон - это хороший фотоаппарат, вон какие снимки получились! Хотя по-своему бабушка была права, он постоянно отставал от группы, а это создавало лишние проблемы, ведь вход и выход у пещеры расположены в разных местах и в коридоры по которым уже прошли, группа потом не вернётся, а значит можно потеряться.
Вот он сделал очередной снимок и уже было хотел догонять своих, как нечто неожиданное остановило мальчика.
                ***
Он бежал, что было мочи. Дыхание немного сбилось, что усложняло бег, но остановиться было нельзя. Остановка - это смерть! Опасный хищник шёл за ним буквально попятам. Бежать нужно было очень осторожно, мягко ступая на сухую прошлогоднюю траву и камни, то и дело попадавшиеся на пути. Если нога нечаянно подвернётся, то убежать он уже не сможет, его преследователь не знал пощады.
Среди своих сверстников Намо считался весьма быстрым и ловким. Буквально пару Лун назад он и ещё несколько ребят из племени прошли нелёгкие испытания, а после этого их посвятили в «охотники». Это была настоящая радость для всех близких. Мама и бабушка гордились своим сыном и внуком. Наверное, гордился бы им и отец, но он погиб на охоте, Намо тогда только шёл шестой год. После посвящения двенадцатилетние мальчишки стали считаться взрослыми, и опытные охотники могли брать их теперь с собой за добычей.
Ему так хотелось доказать всем, что он хороший следопыт, что мальчик отправился самостоятельно выследить стадо оленей и это ему удалось. Стадо паслось невдалеке от большого навеса, где жило племя. «Удача!» - порадовался он. Теперь осталось вернуться к своим и рассказать об увиденном, но не тут-то было. За оленями следил ещё один охотник. Матёрый хищник притаился в зарослях каких-то малорослых кустарников. Видимо он понял, что напасть на целое стадо будет непросто. Взрослые самцы с мощными ветвистыми рогами оберегали детёнышей и самок. Человек – показался ему более лёгкой добычей. Но и Намо заприметил опасность. Не долго думая он помчался прочь, спасая свою жизнь, но саблезубый хищник ринулся в погоню и не отставал.
Вдруг он увидел хорошо знакомое растение, плетущееся по земле. Часто оно закрывало участки с провалами или мягким, оседающим грунтом. Намо срезал кусок, обогнув колючий куст, и прыгнул, стараясь приземлиться как можно дальше от опасного места. От резкого торможения, во время приземления, он присел и подумал, что всё кончено, обернуться было страшно. Но нападения не последовало, а неожиданно раздался мощный рык, буквально раздирающий душу! От него по спине побежали мурашки и волосы встали дыбом. Намо всё-таки нашёл в себе силы и обернулся. Зверя не было. Он взял себя в руки, постарался успокоить дыхание и осторожно, ползком направился туда, где из по земли доносилось то ли рык, то ли какой-то стон. Не вставая на ноги, а ползком на животе Намо подобрался к краю обвала. Там в глубине была большая пещера. С поверхности видно было плохо, но он сумел разглядеть, что животное, провалившееся вниз, напоролось брюхом на острые камни и по-видимому сильно поранилось. Выбраться оттуда оно уже не могло.
Намо ещё раз взглянул вниз. Он не чувствовал ненависти к своему преследователю. Его бабушка – шаманка племени учила относиться ко всему живому с уважением. «Мы все: и ты, и я – ходим дорогами этого мира, полного опасности, тайн и загадок. Твой путь сегодня завершился. Прощай! Пусть в другом мире у тебя будет успешная охота и много добычи», - произнёс мальчик. После он коснулся кончиками пальцев сначала своих губ, затем лба в точке между бровями, а потом поднял руку к небу и взмахнул кистью, словно сбросил нечто с пальцев. После этого ритуала он осторожно, так же на животе, стал отодвигаться обратно.
Оказавшись на безопасном расстоянии Намо осторожно встал на ноги. Почва под ногами была твёрдой. Уже без лишней осторожности он поднялся во весь рост и ударив кулаками себя в грудь выкрикнул своё имя. Так всегда поступали мужчины племени, после удачной охоты. В данном случае охота велась на него, но Намо вышел победителем из этой схватки и призом стала его жизнь! «Намо! Намо! Намо!» - громко закричал он, барабаня себя в грудь.
                *** 
- Денис! Денис! Денис! Что же ты стоишь, как остекленевший, - теребила внука за рукав куртки бабушка.   
Он зашевелился, с трудом приходя в себя.
- Это просто наказание какое-то! – возмутилась Антонина Васильевна. – Мы отстали от группы. Давай приходи в себя и поспешим, нужно догнать наших.
Денис глубоко вдохнул и кажется даже почувствовал, что с него спала некая пелена. Он так ничего и не ответил бабушке, впрочем, в этот момент это было и не важно. Нужно было срочно догнать группу. Покинуть «Тавриду» экскурсанты должны всем составом.
Быстрым шагом, а кое-где и бегом они промчались по дорожкам, уже не обращая внимание на красоты высоких каменных сводов, на ажурные арки, кружево которых «сплела» вода.
Догнать группу удалось только возле площадки с костями древних обитателей и пленников «Тавриды». Денис и Антонина Васильевна лишь мельком взглянули на мощную кость мастодонта, кости древнего жирафа, шерстистого носорога, пещерной гиены и других существ доледниковой эпохи. Ещё немного подземного лабиринта, и группа оказалась у выхода.
- Мы с вами прошли около пятисот метров оборудованных для посещения подземных ходов, - сообщил экскурсовод, - но сама пещера гораздо больше. Уже исследован участок, составляющий более километра, но работы продолжаются. Возможно, когда вы приедете сюда в следующий раз туристический маршрут будет более протяжённым и вам поведают о новых открытиях.
На последок все фотографировались, задавали вопросы экскурсоводу и лишь Денис и его бабушка молчали, переводили дух. Но, всему приходит конец, они покинули пещеру.
По дороге к автобусу они увидели небольшую площадку, которая была оформлена, как своеобразная фотозона. Тут установили фигуры: пещерного медведя, саблезубого тигра и большой гиены. Народ кинулся фотографироваться.
- Может тебя тоже сфотографировать? – предложила бабушка.
Денис покачал головой и махнул рукой.
- Нет, что с ними сниматься, они же не живые.
- Ну, думаю с живыми так не получится. К ним даже подойти было бы страшно, - усмехнулась бабушка.
С этим было сложно поспорить.
- Бабуль, - вдруг произнёс внук, - а миражи в пещерах бывают?
- Миражи бывают в пустыне, - ответила Антонина Васильевна, - насчёт пещер ничего не слышала.
- Про пустыни я тоже знаю, нам в школе рассказывали, - вздохнул он, - но это пространственные миражи, а временные, словно ты видишь то, что возможно происходило давно, может быть десятки тысяч лет назад.
- Хроно миражи - нигде про такое не читала, - возразила бабушка.
Пассажиры заняли свои места в автобусе, и он повёз их в Севастополь. Всю обратную дорогу Денис молчал, смотрел в окно. Бабушка косилась на внука, но вопросы не задавала и лишь один раз прервала молчание, и сказала:
- Смотри, вон за окном Чатырдаг, видишь гора похожа на трапецию. Это и есть Шатёр-гора. Мы с твоим дедом когда-то туда ходили.
- Бабуля, а возьми меня как-нибудь в поход! – вдруг предложил Дениска.
- В, какой поход? – немного опешила бабушка.
- В, любой, ну хотя бы на этот Чатырдаг! – выпалил внук.
- Туда лучше весной идти, когда потеплеет, а вот поближе куда-нибудь, так это можно, - согласилась она.
- А, это куда?
- В, окрестностях Севастополя много интересных мест, - ответила Антонина Васильевна, - сначала нужно на небольшие расстояния начать ходить, а уж потом и на сложные маршруты можно будет замахнуться.
- Ладно, я согласен! – кивнул головой Денис и поудобнее устроился в своём кресле у окошка.
Всю оставшуюся дорогу он так и не достал из кармана свой гаджет, а вспоминал то, что вдруг привиделось ему в пещере и в какой-то момент Денису почудилось, что он снова видит мальчишку из каменного века. Намо стоял на пригорке и как будто бы даже махал ему рукой.
                Пещера Таврида 14. 01 2023 г.