http://proza.ru/2023/04/07/906
Авторы иллюстрации: Надежда Патшина и Алиса Плитова
15. Художница Ника
Как-то так получается, что в последнее время я всё чаще остаюсь дома одна, родители постоянно где-то задерживаются и возвращаются домой поздно. Размышляя, хорошо это или плохо, я вдруг услышала, как ко мне обратилась кошечка по имени Ника.
— Алисочка, научи меня рисовать, – попросила она и прибавила заветное слово, – пожалуйста.
«Вот тебе раз, – подумала я, – какая у меня кошечка умная и воспитанная, а я даже не помню, кто мне её подарил».
— Это не так просто, – вслух ответила я, – чтобы научиться рисовать, надо иметь талант. Но и одного таланта мало, надо ещё быть прилежной, собранной, внимательно меня слушать. Но если ты на самом деле хочешь научиться, то я тебе помогу.
— Конечно хочу, – кошечка Ника замахала лапками, – я уже давно наблюдаю, как ты рисуешь, и как у тебя хорошо получается.
— Раз так, начнём, – сказала я, – но сначала организуем рабочее место.
Я достала из шкафа мольберт, установила его у окна, потом принесла из маминой комнаты ещё один стул, сняла будущую художницу с пианино и усадила рядом с собой.
— Теперь нам надо настроиться, – мысленно приказала я.
Ника согласно мяукнула, но тоже мысленно.
— Для начала будем рисовать карандашом на обычной бумаге, – сказала я, – к краскам на холсте перейдём потом, когда немного научишься.
— Как скажешь, – согласилась кошечка, – ты учитель.
Я взяла карандаш, прикрепила чистый лист к доске, посмотрела на Нику, а она сидит такая воодушевлённая, ушки торчком, брови веером, всем видом своим показывает, что очень хочет научиться рисованию.
— Этот лист, – говорю я, – наш черновик, так как ты впервые приступаешь к такому занятию. С первого раза редко кому удаётся нарисовать что-то стоящее. И карандаш я тебе даю для того, чтобы ты не измазалась красками. Будем рисовать чашку, в художественной школе мы тоже с неё начинали.
Я пошла на кухню и принесла оттуда мамину египетскую чашку, на которой была нарисована кошка, чем-то похожая на Нику, поставила её на подоконник и стала объяснять будущей художнице технику рисования.
— Рисовать чашку, это задача для начинающих, – сказала я, – сейчас посмотрим, каким выйдет у тебя первый эскиз. Знаешь, что это такое?
Ника покачала головой.
— Эскиз – это черновой или незаконченный рисунок, – начала я объяснять назидательным тоном, – он создаётся для дальнейшей проработки картины.
— Ладно, мне всё понятно – ответила Ника и сделала первый штрих. Сделала она его аккуратно, едва касаясь карандашом бумаги, потом стала действовать уверенней.
— Чирк, чирк, – раздавалось по комнате, это скользил карандаш по белому листу бумаги, – чирк, чирк.
Ника сидела сосредоточенная и только временами поглядывала на чашку. Когда творение было окончено, мы попытались его оценить. Честно скажу, вышло оно не очень. Бока чашки были не симметричными, и кошка была похожа на мышь. Я вспомнила про мышку Пышку и чуть не прыснула от смеха. Но Ника смеяться не стала, она сидела молча и разглядывала рисунок. Чувствовалось, что она не очень довольна.
— Не расстраивайся, – сказала я, – сейчас мы повторим попытку. Снимем использованный лист, приколем новый, возьмём линейку и разметим его. Проведём вертикальную ось, отложим от неё в обе стороны одинаковые расстояния, и тогда чашка не получится кособокой.
— Не хочу, – отрезала кошечка, – мне неудобно держать в лапках линейку.
— Я тебе помогу, – сказала я примирительно, – мне привычно работать с линейкой, на уроке математики я ею часто пользуюсь.
Кошечке ничего не оставалось, как согласиться со мной. Когда листок был размечен, Ника стала рисовать гораздо чётче и увереннее. Через полчаса новый эскиз был готов.
— Попытка номер два, она гораздо успешнее первой, – сказала я, – сразу
видно, что это чашка, а не кувшин и не ваза. И кошка на ней похожа на космонавта Юлю, а не на Пышку, – прибавила я, и мы рассмеялись.
Ника даже зарделась немного от моей похвалы и погладила меня по руке.
— Раз у меня получилось рисовать карандашом, – сказала она, – теперь надо попробовать красками. Хочу нарисовать море. Ты ведь была на море? – она посмотрела на меня вопросительно, – сравним потом моё море с твоим настоящим.
— Море так море, – согласилась я, – давай его нарисуем.
Я снова открыла шкаф, достала из него холст, прикрепила его к мольберту и развела на палитре краски.
— Только рисуй аккуратно, – предупредила я Нику, – не испачкайся. Знаешь, как художники говорят о своей работе? Они говорят, что пишут картины, а не рисуют. Теперь ты это будешь знать.
Кошечка улыбнулась, взяла кисточку, и уверенными мазками стала наносить краски на холст. Сначала появилось солнце, вокруг него небо с белыми облаками, возле облаков появились две грациозных птицы, и только потом внизу холста она начала рисовать море. Оно получилось бирюзовым и ярким. На его берегу с золотистым песком и зелёной травой выросли пальмы, под одной из которых я увидела себя, стоящей за мольбертом и рисующей морской пейзаж. Место было очень похожим на то, где я когда-то отдыхала с родителями. Не хватало только мальчика с его игрушечным пёсиком.
— Теперь у тебя всё классно получилось, – похвалила я кошечку, – скоро ты станешь настоящим художником и будешь мне помогать.
— Ур-ра! Я согласна, – радостно мяукнула Ника и сделала заключительный штрих на своей картине.
Так кошечка Ника под моим руководством научилась рисовать и стала настоящей художницей.
8 апреля 2023 г
http://proza.ru/2023/04/09/1409