Битва лоцманов Суэцкого канала

Леонард Позолотин
В 1859 году была создана   Всеобщая компания Суэцкого канала для строительства Суэцкого канала. Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция — 53 % и 3 % приобрели другие страны. Право на эксплуатацию канала, согласно условиям концессии, передавалось «Всеобщей компании Суэцкого канала» на 99 лет, то есть до 17 ноября 1968 года
С момента строительства (1859 года) Суэцкий канал управлялся-французско-египетским предприятием «Всеобщей компанией Суэцкого канала».
В 1875 году Египет продал Великобритании свою часть акций. «Всеобщая компания Суэцкого канала» стала англо-французским предприятием, Египет был отстранён и от управления каналом, и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия.

Первыми лоцманами в основном стали капитаны английских торговых судов.
Так же были лоцмана из Франции, Голландии, Норвегии. До национализации на Суэцком канале работали 205 лоцманов из различных стран.

. В 1956 году по указу Насера Суэцкий канал был национализирован.
После национализации канала в 1956 году управление каналом перешло к правительственной Администра;ции Суэ;цкого кана;ла (англ. Suez Canal Authority; SCA) - государственному органу, который владеет, управляет Суэцким каналом.

В ответ на национализацию канала, в ночь на 14 сентября 1956 г. лоцманы из Англии, Франции, Голландии, Норвегии, Италии и других стран, работавшие на канале, по настоянию правительств этих стран, отказались от выполнения своих обязанностей. Проводка судов приостановилась.

В ответ на бойкот лоцманов «Всеобщей компании Суэцкого канала», Администра;ция Суэ;цкого кана;ла дала объявление о найме опытных капитанов, желающих поступить на службу управляющей каналом- Египетской Администрации Суэцкого канала.
На замену лоцманов компании прибыли специалисты из дружественных Египту стран, в том числе из Советского Союза.
Таким образом, в срочном порядке были подготовлены новые кадры лоцманов из числа египтян и опытных моряков, прибывших в Суэц из СССР, Индии, Югославии и других стран.

В качестве лоцманов было направлено 15 советских капитанов дальнего плавания,
От Черноморского пароходства капитаны Борис Савич Кисов, Евгений Иванович Малохатько, капитан теплохода «Фрунзе» Ф. Ф. Пеньков, капитан парохода «Краснодар» А. Н. Доценко, капитан турбоэлектрохода «Ленсовет» Иван Федорович Иванов.
Лоцманы, должны ехать как частные лица, поступающие на службу к египетской администрации, управляющей каналом- (Египетской Администрации Суэцкого канала).
2 октября советские лоцманы впервые самостоятельно повели суда по каналу.
В начале, некоторые капитаны не желали пользоваться услугами наших лоцманов, отказывались выполнять их распоряжения, хотя, согласно правилам проводки судов, через Суэцкий канал, лоцман - первое лицо на судне, и распоряжения его должны выполнять беспрекословно. В этих случаях судам отказывали в проходе Суэцкого канала.
После национализации, по данным на 8 октября 1956 г.  в Администра;ции Суэ;цкого кана;ла работало 188 лоцманов, из которых 80 египетских, 24 греческих, 15 русских, 14 немцев, 11 поляков, 11 югославов, 10 американцев, 7 итальянцев, 5 норвежцев, 3 испанца, 2 румына, 2 шведа, 2 датчанина, 1 венгр и 1 южноафриканец. Из них 113 были полностью подготовлены для вождения судов.

Всего СССР направил в Египет около шестидесяти лоцманов, опытных капитанов дальнего плавания. К ним направляли дублёрами офицеров военно-морского флота Египта, которые впоследствии сменили наших лоцманов.
Впоследствии Администрации Суэцкого канала заменила иностранных лоцманов на
подготовленные национальные кадры.

Суда, скопившиеся у входа в Суэцкий канал и выхода из него из-за бойкота лоцманов
«Всеобщей компании Суэцкого канала», были проведены, и пробка ликвидирована.
К концу октября 1956 г. движение судов по каналу осуществлялось совершенно нормально.
«Битва лоцманов», по выражению западных журналистов, Англией и Францией была проиграна.


В начале 1960 года меня направили на 3-месячные курсы усовершенствования командного состава судов (курсы повышения квалификации). Это были первые такие курсы, организованные при ОВИМУ. На курсы были зачислены опытные капитаны, Черноморского пароходства. Среди них лоцманы Суэцкого канала Фёдор Фёдорович Пеньков, Иван Федорович Иванов, которые рассказывали о своей работе на Суэцком канале.
 Суэцкий канал был мне хорошо знаком, так как танкер «И.Сталин», на котором я работал, в 1955–57 годах сделал не менее 20-ти рейсов на Суэц. В последующие годы, старпомом, капитаном приходилось неоднократно проходить Суэцким каналом.

P.S.
В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, с тем чтобы обеспечить двустороннее движение судов. Тем не менее, участки с односторонним движением судов сохранились.
6 августа 2015 года произошла торжественная церемония открытия нового Суэцкого канала.
«Новый Суэц» проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 149 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью Египта.