Отзывы об этом сериале противоположные, кому-то он понравился, кому-то нет. Причём, категорически. Пишут, что не был таким Шаляпин, будто они его видели в действительности.
А я могу добавить от себя, что актёры подобраны хорошо (кроме, пожалуй, Юлии Снигирь ( не люблю эту актрису). Когда смотрела на её игру, было ощущение, что эта беспринципная и наглая женщина определённой профессии, о которой в приличных кругах предпочитают не говорить.
Никогда не любила воров, а увести чужого мужа – всё равно, что украсть, и, на мой взгляд, это великий грех.
Если не касаться несимпатичной разлучницы, сериал оказался дорогим: красивым и реалистичным, благодаря шикарным костюмам, интерьерам и декорациям. Прекрасная работа костюмеров и оператора. Так что получила истинное удовольствие, окунувшись в позапрошлый век. А арии из опер, а балет – смотрела и улыбалась, испытывая эйфорию.
Порадовал исполнитель арий Ильдар Абдразаков – мой земляк, которым я горжусь. Некоторые считают его вокал более достойным, чем вокал оригинала, но я ни с кем не спорю. Мне нравится и тот, и другой певец.
Напрягло множество «питейных» сцен, а особенно та, в которой Федька обмывал результат, в первый раз выступив на сцене в качестве солиста. Право слово, в ней он был отвратителен, и я подумала о том, что, возможно, этого инцидента не было, и сценарист преступно опорочил перед потомками образ всенародно любимого певца.
Человек умер и некому опротестовать клевету.
Согласна, Шаляпин – фигура неоднозначная и любил, как утверждают свидетели, выпить, хорошо поесть, обожал роскошь, женщин, но выбрать из множества поклонниц такую вот Марию – выше моего понимания. И ещё выше моего понимания то, что показали в основном порочащие героя качества его характера, упомянув только о том, что он боролся за русскую культуру, содержал более тридцати старых актёров, фактически выдавая им пенсию, и трудоустроил собиравшегося повеситься Исая (Фёдор Лавров). Да ещё со своими детишками играл.
Но, кто не знает, Шаляпин (Александр Горбатов) и Иола (Мария Смольникова)на свои деньги открыли два госпиталя, Иола и девочки работали сестрами милосердия, а младшие дети музицировали для раненых. Сценаристы запамятовали, что в 1918 году Шаляпин был назначен художественным руководителем Мариинского театра.
Капризы Фёдора Ивановича, рестораны, пикники, ссоры и примирения – этими ничего не значащими фактами заполнились серии картины, которую мы с нетерпением ждали. А ведь Александр Горбатов выкладывался по полной, да и Мария Смольникова мне понравилась. Дети Шаляпина немного напрягали, - слишком их много, - но что есть, то есть.
Возможно, лучше бы полнее раскрыли характеры и место в жизни героя его друзей: Дальского, Коровина, Горького. И родителям певца больше бы внимания уделили. Те, кто хорошо знает биографию великого артиста, не в обиде, а вот дилетантам этих фактов ой как не хватает.
В фильме Федя был нещадно бит отцом-пьяницей. Стали бы держать писчим такого человека работодатели, сомневаюсь. И смог бы он зарабатывать, чтобы содержать семью, тоже сомневаюсь.
Далее по биографии...
До шестнадцати лет наш герой был талантливым певцом-самоучкой, но «после нескольких комически провальных дебютов обрел сценическую уверенность. Молодого певца пригласили в странствующий театр из Малороссии под руководством Г. И. Деркача» (интернет).
С этой труппой он доехал до Грузии, и там, в Тифлисе, «талантливого певца заметил педагог по вокалу Дмитрий Усатов, в прошлом знаменитый тенор Большого театра. Он взял на полное обеспечение небогатого юношу и начал заниматься с ним» (снова из интернета).
Об этом сценаристы очевидно забыли.
А ещё забыли показать, куда подевался Савва Иванович Мамонтов ( Владимир Юматов), который так много сделал для своего подопечного, а фактически, если верить сериалу, вывел его в великие певцы.
Откровенно не понравились в фильме рабочие, сплошь отъевшиеся мордатые маргиналы и их толстые бабы (явно, страдающие ожирением после переедания). Тут куснули, причём довольно больно, революцию и революционеров.
Мол, хорошо при царе жили, актёрам он золотые часы дарил и не обижался, когда ему их возвращали, прощал «Марсельезу», спетую на сцене Мариинского театра после «Кровавого воскресенья». Хорошо, что о массовом расстреле протестующих не забыли.
Такой вот добрый царь и жестокие большевики...
Наверное, при самодержавии жилось неплохо, но уж слишком много фактов и фотографий, это отрицающих! А я, рождённая в СССР, склонна верить тому, что читала в учебниках истории.
Теперь о второстепенных актёрах, среди которых есть и знаменитости: Сергей Перегудов, Ирина Пегова, Олег Алмазов, Сергей Селин, Катерина Шпица, Фёдор Добронравов, Зоя Буряк, так много их было в картине и так мало, кроме последней, которую видишь почти в каждом современном фильме и которая набила уже оскомину. Тем не менее, обилие звёзд всегда прельщает.
Наверное, написала обо всём, о чём хотела. Оценка же картине заставила задуматься. Пяти баллов здесь точно нет, но поставлю четыре, потому что тройка – слишком низкое число для яркого, костюмированного сериала, спонсором которого оказался банк ВТБ (оттуда и ноги ненависти к революции растут).
Как-то так.