Мы, нижеподписавшиеся бунт родителей в Новосибирск

Надежда Семеновская
Школьные скандалы у нас редко становятся достоянием гласности. В школе как ни одной другой структуре не любят выносить сор из избы, тем более – устраивать забастовки. Учителя – люди законопослушные. Но в гимназии № 10 Новосибирска бастуют не педагоги, а школьники и родители.

Зимние игры

В тот зимний день последним уроком во 2 «А» была физкультура, а после урока второклашки играли на школьном дворе в Царя Горы на снегоотвале. Шум, смех, веселье… Одной девочке не повезло: она не то оступилась и неудачно скатилась с холма, не то мальчик врезался ей в спину… Дома девочка заметила, что ей больно сидеть и стоять. Рентген выявил повреждения двух позвонков, пришлось лечиться и еще полгода ходить в корсете.
Администрация гимназии, безусловно, виновата в том, что со школьного двора вовремя не вывезли снег. У мамы девочки Светланы Маниной есть возможность взыскать компенсацию с учебного заведения. Женщина решила обязательно найти виновных и строго их наказать. Видеозаписи той роковой игры таковых не обнаружили, и директор гимназии Ольга Шойдина отказалась их назначить. Тогда Манина решила взять дело в свои руки.
Первым виноватым оказался один из одноклассников, который якобы оставил Соню (имя девочки изменено) инвалидом. Родители мальчика, чья вина никак не доказана, под градом упреков, обвинений и угроз выплатили компенсацию – 16 000 руб. Но на этом мама не успокоилась.

Следующей виноватой Манина назначила классного  дочери Наталью Владимировну Браткову. Возможно, ярости маме прибавил отказ учителя помочь Соне снимать и надевать корсет – Наталья Владимировна настояла, чтобы во время лечения девочку в школе сопровождал тьютор, и это условие было выполнено.
С этого момента Светлана Манина посвятила свою жизнь единственной цели: добиться увольнения Натальи Братковой. Жалобы на администрацию школы и лично на заслуженного учителя были поданы в Департамент образования, в полицию, в прокуратуру. По факту несвоевременного вывоза снега было возбуждено уголовное дело – сейчас следствие подходит к концу.
Между тем, в действиях и работе Натальи Владимировной Братковой не нашло нарушений ни Минобразование Новосибирской области (ответ на обращение подписан зам. министра Щукиным 22 декабря 2022 г.), ни МВД:
 — В данном событии отсутствуют признаки преступления и какого-либо административного правонарушения, — сообщает начальник отдела полиции № 2 «Железнодорожный» Иван Кондратенко.

Борьба Маниной вышла на новый уровень: мама Сони не стеснялась ворваться в класс дочери прямо во время урока и на глазах у детей устроить учителю скандал. В социальных сетях писала постоянные оскорбления, врывалась с истерикой в родительский чат. И, конечно, продолжала писать на учителя заявление в Департамент и полицию, обвиняя в травле своей дочери, занижении оценок, невыполнении учебной программы, некомпетентности, воровстве…
Родители одноклассников, которые относятся к Наталье Братковой с уважением, пытались образумить мстительницу. Куда там!  Любого, кто не смел не согласиться с ее очень ценным мнением или сказать слово против – Манина тут же записывала во враги – со всеми вытекающими последствиями.
Поток обвинений рос как снежный ком, и самым мягким из них было утверждение, что члены родительского комитета воруют деньги, сданные на нужды класса. Мать Сони не брезговала обвинениями в адрес детей – придумала, что дети из простых семей сбились в банду и обижают отпрысков обеспеченных родителей. Одной из девочек Манина обещала, что посадит ее мать в тюрьму.
Молодая и не так давно вступившая в свою должность директор школы растерялась. Не имея рычагов влияния на буйную родительницу, Ольга Сергеевна Шойдина пыталась решить вопрос миром, в том числе – предлагая перевести Соню в другой класс, на выбор. Пытаясь примирить родителей, подключила школьного психолога. Мать девочки уступчивость администрации только раззадоривала.

Другие родители тоже пошли по инстанциям – безрезультатно. Обращались в Департамент, в органы опеки, к Уполномоченной по правам ребенка, в прокуратуру…
- Мы неоднократно обращались за помощью как в Министерство образования, так и в департамент образования с криком о помощи. В ответ на наши обращения 17 ноября 2022 года с Маниной С. В. состоялась рабочая встреча при прокуроре города Новосибирска Сивак Р. А., с участием уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области Болтенко Н. Н., заместителем начальника департамента образования мэрии Новосибирска Кащенко Е. Ю, заместителем начальника управления кадрового и организационно-правового обеспечения в сфере образования мэрии города Новосибирска — начальником отдела правового обеспечения Сотниковой Н. Б., директора образовательной организации Шойдиной О. С. На данной встрече принято совместное решение об урегулировании ситуации до конца 2022 года, - пишут в своем обращении родители.
Конфликт вновь вспыхнул после Нового года – теперь в класс в любое время могли явиться вызванные Маниной полицейские. На уроках постоянно присутствовали психологи, призванные бороться с травлей. И, конечно, проводились проверки, проверки, проверки…

Забастовка и реакция властей

Терпение учителя, которую травля довела до панических атак и лечения у психиатра, лопнуло: 14 февраля Н. В. Браткова подала в суд гражданский иск о защите чести и достоинства. Несчастную женщину травля довела до панических атак – она ушла на больничный, потребовалось лечение.
17 апреля весь теперь уже третий «А» класс объявил забастовку. Родители потребовали проверить профпригодность директора, неспособного разрешить ситуацию, и оградить их детей от нездоровой обстановки.
- Мы, родители учеников 3-го «А» класса считаем, что директор Шойдина О. С. не справляется со своей работой, не соответствует занимаемой должности. Просим провести ее аттестацию и проверку на профпригодность.
Требуем принять все меры по защите как физического, так и психического здоровья наших детей, ведь ситуация в классе перерастает в разряд общественно опасных. Манина С. В. злоупотребляет своими родительскими правами и пробелами в действующем законодательстве, манипулируя администрацией школы и департаментом образования.
Требуем прекратить постоянные проверки наших детей и присутствие посторонних лиц во время уроков без нашего согласия.
Требуем решить вопрос о переводе ребенка в другой класс или другое образовательное учреждение, или перевести ее на домашнее или индивидуальное обучение на постоянной основе в интересах всего 3-го «А» класса. Требуем оградить наш класс от <…> как ученицы 3-го «А» класса и Маниной Светланы Владимировны как участника образовательного процесса и законного представителя <…>.
Как альтернативу — требуем создать на следующий учебный год отдельный класс 4-й «Д», в который родителям будет предоставлена возможность перейти и продолжить обучение под руководством Братковой Наталии Владимировны без вышеуказанных членов учебного процесса.
В связи с вышеизложенным и ввиду опасности, нависшей над нашими детьми, мы, родители учеников 3-го «А» класса заявляем о забастовке и официально отказываемся выводить детей в школу с 17 апреля 2023 года до разрешения вопроса о выводе <…> из класса, - пишут родители.

С 19 апреля на уроках в теперь уже 3А присутствует только дочь Маниной – остальные занимаются дома.
Первой отреагировала Уполномоченная по правам ребенка Новосибирской области Надежда Болтенко – провела межведомственное совещание, а затем организовала встречу с родителями в присутствии представителей силовых ведомств.
«Комсомольская правда – Новосибирск» опубликовала серию материалов, в которых родителей обвиняли в травле девятилетней девочки, взывали к совести и угрожали ответственностью. Но пока ни силовики, ни чиновники не смогли вернуть детей в школу.
Стандартные способы выкручивания рук родителей – угрозы обвинить в нарушении права детей на образование, привлечь за неисполнение родительских обязанностей, поставить семьи в СОП – на этот раз не сработали, родители заручились юридической поддержкой. Запугивания клинических психологов – якобы занятия дома нанесут детям непоправимые психические травмы и испортят жизнь – в этой ситуации выглядят просто анекдотичными.
 
Детско-родительская безнаказанность

Многие недоумевают – как это вообще стало возможным? Почему не погасили конфликт раньше, почему директор школы шла на поводу у Маниной? Подозревают школу в коррупции, мол, мама – ценный спонсор, или имеет «волосатую лапу» в правительстве. На самом деле ничего этого нет – просто у нас в России такие законы.
Для некоторых родителей в последние годы появился новый безопасный и увлекательный вид спорта – травля учителей. По закону об образовании, родителям и детям в школе сейчас можно все, администрации школы и учителям – практически ничего.
Исключить из школы ребенка до 15 лет нельзя ни при каких обстоятельствах – он имеет право учиться. В том случае, если ребенок не успевает по программе или проявляет агрессию к одноклассникам, срывает уроки, учителя не могут его ругать или наказывать – тут же обвинят в нанесении ребенку психологической травмы. Отправить на ПМПК можно только с согласия родителей, которые не обязаны выполнять рекомендации комиссии. Перевести на домашнее обучение? Только с согласия законных представителей.
Автор этих строк знает десятки историй, когда родители умных и здоровых детей вынуждены были менять школу или уходить на семейное образование, потому что в их классе появился агрессивный одноклассник, иногда страдающий психическим расстройством, нападающий на людей. Школа защитить их не может – у нас инклюзия, забота о правах инвалидов, а кто не готов быть тренажером для их социализации  - дикарь и русский фашист.
Родители прекрасно знают, что их не накажут ни за оскорбления учителей, ни за клевету – они имеют право на все, как законные представители ребенка. Максимум, что может в этой ситуации школа – проводить беседы с участием школьного психолога.
Из хорошей московской школы по причине деятельности одной такой родительницы недавно уволились отличные учителя русского и английского языка. Класс сидел на заменах три месяца, сейчас взяли на работу неопытных  студентов. С сыном этой мамы не разговаривает половина класса, и ни психолог, ни социальный педагог ничего не могут с этим сделать.

Светлана Манина – женщина весьма неоднозначной репутации, имеющая в активе развод, почти прогоревший бизнес, многомиллионные долги и судимость за мошенничество – самоутверждается за счет травли заслуженного учителя, наслаждаясь своей безнаказанностью. Нигде больше она и не может ощутить себя Владычицей Морскою, а в школе  - да пожалуйста, школа у нас в России и бесплатная, и обязательная, и находится рядом с домом. Удобно!
Родителям удалось добиться увольнения директора Ольги Шойдиной. Узнав об этом, Светлана Манина опубликовала на своей странице в ВК предельно оскорбительное предложение помириться. Потерявшая чувство реальности женщина уверяет, что ее дочь готова дать заслуженному учителю «второй шанс» - и тут же уверенно требует поменять чуть ли не половину педсостава гимназии. Мысль о том, что у нее нет ни морального, ни юридического права решать, где работать учителям, просто не приходит ей в голову.

Забастовщики твердо стоят на  своем. Они требуют защитить своих детей и открыто заявляют, что ни при каких обстоятельствах не будут иметь дела со скандальным семейством. Соня ходит на уроки одна к «ужасному горе-педогогу», и мама клянется, что она в школе и классе останется. Одновременно Манина готовит иск и заявление в Роскомнадзор, требуя компенсацию морального ущерба в 100 000 000 рублей и закрытия издания НГС, освещающего эту ситуацию.
Для защиты школьников и  учителей от травли неадекватных школьников и учителей необходим законный механизм воздействия на родителей. Похоже, что сейчас он рождается в муках. Пока же стало известно, что одного из забастовщиков родители забрали на семейное образование, а двух других с сентября переводят в другую школу.