Вышел один из переводов неопубликованных фрагментов Хайдеггера.
"Стоящее" = "хоть сколько-нибудь актуальное" (для меня) — начинается с п.60.
Хайдеггер здесь (и сразу далее) разделяет обыденное мышление и мышление мыслителей. Он видит недостатки обыденного мышления такие, что и называть его "мышлением" как-то неловко. Но и "мышление мыслителей" таково, что что оно лишь поверхностно может быть названо мышлением, а по существу это "перепевы с заранее заданной системой координат пения, поэтому посылки уже содержат выводы, начало плавно переходит в конец, а конец в начало".
Но я такими вопросами не интересуюсь. И когда они "случайно" вылетают из меня текстами, я их ставлю в раздел "Заметки для философов" (на моей странице на Прозе.Ру). Само название раздела уже содержит легкую насмешку над теми, кто откроет раздел, над "философами" (ну, и над самим собой, конечно).
Разумеется, во всех этих вопросах — (а их миллион! поэтому я и говорю, что их для меня не существует и отношу их, когда они "случайно" мною формулируются в раздел "Заметки для философов") — не разобраться без диалектической логики.
Точнее, так: высказать по этому поводу развернутое мнение, будучи гениальным мыслителем, чтобы люди прочитали это, задумались и улучшились — будет хорошо и полезно. Но я не считаю это "философией" ...да и сам Хайдеггер не считает это философией. Но то, что он считает философией (ну, хотя бы примерно считает!), изложено в первых 60-ти пунктах, и это почти бред сивой кобылы (*) — эрудированно восходящий к Пармениду, Анаксимандру и Аристотелю — т.е. к 2500-летней давности! ...как будто ничего более современного, актуального нет!..
Но в том-то и дело, что нет, считает Хайдеггер! — Что всё, что было после них — это "перепевы" в заданной ими "системе понятийных координат", кольцевые блуждания в заданных ими "системах концептного отсчета", где выводы "механически" (обусловлено) следуют из посылок, а — внимание! — чтобы создать что-то истинно новое (!), нужно выйти (!) из заданных заранее "систем координат", сменить "точки отсчета" и "коридоры само-порождающих себя рассуждений", = "сменить платформы и аксиомы, лежащие в фундаменте западной философии" = сменить "основы".
Здесь он, разумеется, прав.
Заявляю, что искомая Хайдеггером "новая точка отсчета" — это диалектическая логика. Как линия, она тянется через времена и традиции мышления — от Будды до меня, через всех редких "носителей диалектической логики" — за время, точно указанное Хайдеггером — 2500 лет.
К диалектической логике Хайдеггер приблизился вплотную. Но войти не смог. Проблема "перехода сознания на другую базовую логику мышления" — это проблема "выхода за границы бесконечной (т.е. не имеющей границ) вселенной". Это коан и парадокс. Диалектический акт в чистом виде. ...В той зоне, где обитал Хайдеггер (античная философия, западная философия), нет никого (Гегель не в счет), кто мог бы послужить ему хотя бы минимальным трамплином для прыжка, для этого "диалектического кульбита — перехода во вселенную диалектической логики". Так сложилась его "индивидуальная история мышления".
Примеры приближения Хайдеггера к диалектическому мышлению:
"Фуга пра-бытия есть Одно и Другое".
"Первое и другое начало не есть два различные начала. Они есть _одно и то же_ (выделено курсивом) — но они есть это теперь в Между Тем, которое открывает себя познанию в прохождении мимо".
"сравни Аристотеля: от некоторого суще-бытующего к некоторому суще-бытующему".
Это очень близко к "границам рассмотрения явлений, процессов", но применено к "метафизическим вопросам рассмотрения Истины", — исследованию ее первооснов, = исследованию возникновений первых пра-моделей Истины, = формирований глобальных пространств Истины, = формирований систем координат и привязанных к ним вселенных Истины со всеми перепевами-следствиями (следующими из системы координат = аксиом):
"Причина изменения сущности Истины, основа ее начальной безосновности остается сокрытой для всей и всяческой метафизики. Она даже не спрашивает о ней".
Главка "Участь пра-бытия переходит на мыслителей". "Кольцо поворота-обращения указывает на скручивание начинания". — Темы: Система координат и переход "ее участи" на действующих, мыслящих в ней. Принципиальная неизведанность того бытия (той действительности, пра-бытия), что находится ДО проведения "границ рассмотрения". Закольцованность посылок-выводов для находящихся в ней. Диалектика пра-бытия, "бытия до проведенных в нем границ рассмотрения" ("Одно и Другое одновременно").
Там же:
"Не только насквозь через весь космос,
но и через вселенную пра-бытия
В событии
К началу,
Но никогда не присоединяясь, мысля в начало
Чередуя мысли как темы фуги —
Выносить различие, улаживая ладом в расставании".
Мой комментарий:
Не только сквозь физический и социально-культурный космос (объектов, процессов, явлений), т.е. через сущее и Бытие, включая все бесконечные осколки и аспекты последнего,
Но и через вселенную пра-бытия, в которой находятся, будучи нерожденными, все бесчисленные потенциальные аспекты Бытия (мы живем во вселенной Бытия, рожденной, актуализированной "мышлением мыслителей" античности и западной философии)
Движемся мы, находясь в со-бытии (совместном бытии) и с бытием и с пра-бытием,
К началу, к пра-бытию, и глубже — к основе пра-бытия, к его абсолютной точке, универсальной точке системы "бытия - пра-бытия", порождающей всё,
Но никогда не достигая ни этой точки, ни уровня пра-бытия, ни даже уровня Бытия, принципиально "не присоединяясь" (не входя, ни становясь частью, не соединяясь), а лишь со-бытийствуя, т.е. скользя по поверхности этой вселенной... находясь в ней... являясь ее частью... — такова участь Дазайна! В этом его особость, автономность и суверенность. В этом его право Бога по отношению к этой вселенной! ...В этом его фундаментальное свойство, что эта вселенная, этот бесконечный организованный Хаос не может его ни поглотить, ни растворить, ни даже... что-либо сделать с ним!
Мысля в начало, что есть главный вектор "мышления мыслителей", универсальная точка мышления,
Чередуя мысли как мысли фуги, что является единственным способом мыслить и что есть принципиальная противоположность Единому,
Обречены выносить (формулировать, видеть) различия, компенсируя это пониманием, что "различия" — это "инструмент исследования, познания", создаваемый сознанием, и не имеющий отношения к действительности, которая всегда находится на уровне пра-бытия, не-концептуализированного, не покрытого различиями и образами (моделями и концепциями), и потому как только "акт исследования" завершается, как только исчезает необходимость в "инструменте", он (инструмент) должен возвращаться в пра-бытие, = они (различия) должны возвращаться в пра-бытие, т.е. "уничтожаться", т.е. сознание, расставаясь с конкретным "актом познания", должно понимать, что различия (образы) существуют только в сознании, и каким-то непередаваемым словами (но вполне и даже легко существуемым) образом "примирять" (осознанно-волевым образом снимать, распылять, аннигилировать, уничтожать, размывать, забывать, деактуализировать до нуля) эти "различия". — ...хоть так, по человечески, восстанавливая Единое. :)) Восстановить его не удастся, да и не нужно... но это правильное действие! — Правильное для "мыслящего мыслителя", для правильного образа его мышления, да и для всей вселенной.
(*) "...и это почти бред сивой кобылы" — Хайдеггер озаглавил свой п.3 такими словами: "Безумие есть крайнее бесчинство истины". ...замечу, "безумие" и "бред" находятся рядом. — А.Кл.
Александр Клейн
26-30 апреля 2023 г.
Одинаковое, разное и противоположное. Конкретика
http://proza.ru/2023/04/30/69
Вход в Диалектическую логику
http://proza.ru/2022/04/18/826
Мы, Ангелы и демоны. Руми и лебенсвельт-ДаЗайн
http://proza.ru/2024/06/07/1625
Восприятие и Интеллект. Гуссерль и Фудзи
http://proza.ru/2023/01/29/136