Разбивая стереотипы, или о новом Короле

Константин Жибуртович
Я утратил интерес к шахматам в 2000 году, когда Гарри Каспаров* проиграл мировую корону Владимиру Крамнику. Берлинская стена в дебютах (аналог автобусу в футболе), всего две результативных партии, одну из которых неважно готовый к тому матчу Гарри проиграл из-за ошибки на уровне первого разряда. То есть, Крамник, по гамбургскому счёту, выиграл ровно одну партию.

Вот и всё, собственно. Шахматы технократов с неизменной помощью компьютерных программ мне неинтересны. Я из той эпохи, где Лайош Портиш мечтал выиграть титул чемпиона мира вопреки реальности, играли в совершенно уникальные и очень человеческие шахматы Ян Тимман и Александр Белявский, в свои лучшие дни казался непобедимым Артур Юсупов, взлетал кометой Андрей Соколов (кто его вспомнит сегодня?), сидел с блуждающим взглядом за доской кажущийся сумасшедшим Энтони Майлс, и посреди всего этого роскошества личностей казался вечным Виктор Львович Корчной. (Как видите, я ничего не сказал о двух К, потому что уникумов хватало и без них).

После ухода из шахмат Каспарова во мне теплилась надежда, что чемпионом мира однажды станет гений интуиции Василий Иванчук или рассудительный не по годам Борис Гельфанд. Увы. Крамник – Леко – Ананд с его безупречной правильностью («невесту мне подыскали родители») – в общем, я зевал. Ноль интереса. И ностальгия по Линаресу в каком-нибудь 1987 году.

Сегодня чемпионом мира стал китаец Лижэнь Дин, обыгравший в рапид (партии с усечённым контролем времени) россиянина Яна Непомнящего.

Давайте, чтобы не ворчать бесконечно о прошлом, я скажу о том, что мне по душе.

Рапид – справедлив, если не выяснили отношения в партиях с классическим контролем. Это лучше, чем матч до шести побед, который может затянуться. И для зрелищности – самое то: аналог овертайма 3 на 3 в хоккее и серии пенальти в футболе.

И я посмотрел, пусть и бегло, несколько партий. Вот что мне импонирует у Дина: он не боится рисковать. У нас же стереотип о потомках Конфуция: дисциплина, строгое следование выбранной линии, никакой самодеятельности. Здесь явно не тот случай: на китайца своей осторожностью за доской более похож Непомнящий.

Я не люблю чемпионов мира без риска. Корчной с его 5:5 против Карпова после безнадёжных 2:5 в Багио для меня выше в истории игры, чем чемпионы Петросян, Спасский или Крамник.

Дин рискует весь матч и сегодня пьёт шампанское. Впрочем, и это штамп. Взгляните на фото: Непомнящий только что признал поражение и пожал руку сопернику. У которого нет эмоций радоваться.

Вот что такое – титул чемпиона мира по шахматам.



*Признан ин. агентом согласно закону РФ