Новый Тихий Дон. Послевкусие

Ангелина Карымова
   Люблю фильмы Сергея Урсуляка. Вот люблю и всё. Одна "Ликвидация" чего стоит. Или "Сочинение ко Дню Победы". Или "Праведник". Тем более на фоне разных мыльно-примитивных российских сериалов последнего времени. Надоели до чертиков. И тут попадается его "Тихий Дон". Конечно, смотрела фильм раньше, зацепило сильно. Решила еще раз посмотреть,что и сделала с удовольствием. А потом наткнулась на отзывы. Отрадно, что положительных больше. Но хватает и так называемой "критики". Читаю такие и понимаю,насколько они однобоки ибо не о фильме Урсуляка эта критика, а ностальгия по фильму Герасимова, кстати тоже Сергея.
   Понимаю, что недовольно поколение 50-60-х годов, видевшее этот фильм. Вряд ли кто видел в 90-х, а тем более в нулевых.И что критикуют? Да ничего, просто сравнивают.
    "Ах, Чернышова не Быстрицкая. Ой, смотрю на Григория, а вижу Мишку Япончика.А нос, нос-то у Гришки какой... Нет, это не Герасимов. Не зацепило, не казаки это...
А казачки-то тощие какие-то" И так далее, всё в таком же духе. Об чем бы гутарили!
Действительно, это не Герасимов, не Быстрицкая, не Глебов и не 1958 год. Это совершенно другой,новый фильм и смотреть его надо другими глазами. И сравнивать два этих фильма никак нельзя.
    Конечно, фильм Герасимова - это классика, кто бы спорил.Это золотой фонд российской фильмографии. Но в том далеком 1958 году Герасимов просто не мог показать всего того, что показал Урсуляк. Первый "Тихий Дон" - это история семьи, история любви,страсти, метаний и исканий. А Урсуляк, в первую очередь, показал трагедию страны,страшное время, когда брат на брата с оружием в руках, когда друг убивает друга, когда жажда мести толкает на убийство матери друга, детей безвинных. Когда за идею кровь льется рекой и когда идея вытесняет всё человеческое. Это трагедия не отдельных личностей, это трагедия народа.
   Урсуляк показывает это мастерски, потому что погружаешься в то время с головой и страдаешь,и мечешься, и плачешь, и радуешься вместе с героями и веришь им с первого кадра.
   Ты очень отчетливо понимаешь, что трагизм этот будет отражаться на всей жизни героев. Никто из них не будет счастлив. Вот об этом главная мысль фильма. И негоже хаять актеров. Сыграли они великолепно. Кастинг очень профессионально проведен. Не пышными формами знамениты донские казачки, а душами своими, видением жизни и осознанием себя в этой жизни.Поэтому и Полина Чернышова, и Настя Веденская, и Даша Урсуляк и другие актрисы - КАЗАЧКИ, каждая со своей судьбой.
    Григорий Мелихов в исполнении Ткачука истинно шолоховский - молодой,горячий, сплошной порыв, ищущий себя, разрывающийся на части и возвращающийся к истокам.
Отличная,оригинальная находка режиссера - возвращение Григория практически к пепелищу. Как-то сразу веришь, что он его возродит.
   Про натурные съемки, музыку, речь - даже не говорю, завораживает.Замечательное послевкусие. На фоне сериалов-мелодрам,сделанных почти под копирку, этот все 14 серий не отпускает тебя ни на секунду. Спасибо создателям фильма за это.

(Кадр из фильма из интернета)