Забытые герои

Дмитрий Родин 2
О подвигах их подвигах мало кому известно. Дела их не отличались масштабностью, но являли собой примеры огромного мужества. Они затмевают выдуманные подвиги героев фантастических романов и тем не менее являются правдой.

Полёт в огне.

Осенью 1943 года партизаны из отряда Имени Щорса Полоцко-Лепельской партизанской зоны в деревне Бельчица обнаружили детский дом, куда помимо воспитанников, которых не успели эвакуировать, немцы отправляли детей расстрелянных подпольщиков. Судьба им готовилась незавидная: они должны были стать донорами для немецких солдат. Но поскольку дети были ослаблены, часто болели, их просто ждал расстрел.

Партизаны не могли допустить такого зверства. Была разработана операция по спасению детишек. 18 февраля 1944 года партизаны совершили марш-бросок до деревни, создали невдалеке от неё оборонительный рубеж и начали эвакуацию детей. На санях их благополучно вывезли в партизанский тыл, без столкновений с немцами.

Спустя несколько недель стало известно, что фашисты готовят мощный удар по партизанам. Детей нужно было вывозить на Большую Землю. Среди пилотов, которым было поручено это задание, был 27-летний Александр Мамкин.

Был он из крестьян Воронежской губернии, имел за плечами  финансово-экономический техникум и Балашовское лётное училище Гражданского воздушного флота. На фронте был с 42-го года, служил в 105-м гвардейском авиаполку.  Имел на своём счету более 70 рейсов в немецкий тыл, доставил партизанам более 13 тонн грузов и вывез десятки человек.

Вновь перед Мамкиным встала сложнейшая задача. Партизанский аэродром был оборудован на озере Велечье. Летали они на Р-5, маленьких самолётах, расчитанных на пару человек. К их крыльям прикрепляли специальные контейнеры для пассажиров, их также сажали в штурманскую кабину. Мамкин совершил восемь успешных рейсов, в ночь с 10 на 11 апреля 1944 состоялся последний…

Александр Петрович взял на борт 13 человек.  В штурманской кабине находилось семеро детей, в грузовом контейнере под фюзеляжем воспитательница Валентина Латко и ещё трое детей, в контейнерах под крыльями – двое тяжелораненых партизан.

Самолёт попал под огонь немецких зениток, его двигатель загорелся. Огонь быстро добрался до кабины, пилот превратился в живой факел. На нём горела одежда, шлемофон, расплавились очки. Но Мамкин продолжал вести машину и посадил её недалеко от советских частей. Ноги у него обгорели до костей, врачи, пытавшиеся спасти его, поражались как он мог управлять самолётом в таком состоянии. Он умер 17 апреля 1944 года, все люди, которых он вёз в своём последнем рейсе, остались живы. Своими детьми он обзавестись не успел, но десятки малышей, которых он вывез, называли себя «Дети Мамкина».

Годы меткости не помеха.


Жизнь Николая Александровича Морозова являет собой готовый сюжет для приключенческого романа. Сын ярославского помещика и крепостной крестьянки с юных лет славился горячностью. Из гимназии был изгнан за неуспеваемость, вступил в революционную организацию «Народная воля». Отсидел почти двадцать пять лет в тюрьме, во время заключения заинтересовался наукой. Сам выучил французский, английский, немецкий, итальянский, испанский, латинский, древнееврейский, греческий, старославянский, украинский и польский. Помимо 11 языков он занимался философией, математикой, политэкономией. Заболев туберкулёзом вылечился благодаря придуманной им системе физических упражнений.

После освобождения он всерьёз занялся наукой, опубликовал 26 научных трудов. В 1910 году совершил полёт на аэроплане, в 1911 и 1912 годах снова попал в тюрьму. После революции не боялся критиковать действия советского правительства. Делал он это совершенно безнаказанно, поскольку был на тот момент крупнейшим в мире специалистом по химии и физике.

В 1939 году он уже будучи человеком, мягко говоря, в возрасте, прошёл курсы Осоавиахима и после этого постоянно упражнялся в снайперской стрельбе. В 1942 году он сумел добиться от своего начальства месячной командировки на фронт в качестве снайпера.

Оказавшись на фронте, Морозов неспешно выбрал себе позицию, на которой при весьма прохладной погоде пролежал несколько часов, после чего с одного выстрела убил немецкого офицера.

Восьмидесяти восьмилетний снайпер поражал сослуживцев быстротой движений, спокойным отношением ко всем тяготам войны и меткостью – он тщательнейшим образом просчитывал полёт каждой пули и убивал каждую из своих жертв одним выстрелом. Результаты у него, конечно же, были скромнее чем у легендарного Василия Зайцева, но и снарядов, дабы уничтожить старого снайпера, немецкое командование не жалело. Вскоре Николай Александрович вернулся с Волховского фронта и вновь занялся наукой. В 1944 году он получил медаль «За оборону Ленинграда» и орден Ленина. 10 июня 1945 года она получил второй такой орден. Умер он 30 июня 1946 года в возрасте 92 лет.

 Амазонка на танке.

Имя женщины-танкиста Александры Самусенко окружено множеством тайн. Точная дата её рождения неизвестна, непонятно кто её родители, на свет она появилась в 1922 году то ли в Чите, то ли в Гоммельской области.  Поговаривают, что она успела побывать и на Советско-Финской войне, а в 41 году была призвана в советскую армию в качестве пехотинца. Пережила она многое – ожоги, ранение, уничтожила немало фашистов и несколько противотанковых орудий. Потом она написала письмо Калинину, с просьбой поспособствовать поступлению в танковое училище. После его окончания она успешно воевала на Западном и Брянском фронтах, будучи офицером связи 97-й танковой бригады. В 1943 году она получила звание старшего лейтенанта. 27 марта того же года она сменила на посту убитого командира и руководила танками не хуже покойного комбата. За это она была награждена Орденом Отечественной войны, а в июле 43 года на Курской дуге под постоянным обстрелом она вывела своих людей из окружения, за что была награждена орденом Красного Знамени. Она была единственной в советской армии женщиной, которая командовала танковым батальоном.

В 1945 году она получила звание капитана. До Победы оставалось всего пара месяцев, но 2 марта возле польского города Лобез её танк был подожжён немцами. Выскочив из него, Александра бросила в огонь планшет с документами и героически отстреливалась из своего ППШ до последнего патрона и пала геройской смертью.

Судя по старым фотографиям, девушкой она была столь же красивой, сколь и храброй, отменно владеющей командно-матерным наречием. Её смерть достойна восхищения.


Мандарины для блокадного Ленинграда.

Завершить данную статью хотелось бы рассказом о маленьком новогоднем чуде, случившемся благодаря храбрости простого советского человека суровой зимой 1941-42 года.

Максим Емельянович Твердохлеб был лучшим водителем на Дороге Жизни. Рискуя провалиться под лёд или погибнуть под пулями немецких самолётов, он доставлял продукты в блокадный Ленинград. Однажды его машина загорелась и он сильно обжёг руки, борясь с огнём, в другой раз его полуторка с грузом муки провалилась под лёд, но он успел выскочить с помощью подоспевших зенитчиков спас значительную часть мешков.


31 декабря 41 года Максим Емельянович, который уже трое суток не вылезал из-за руля, получил груз ящиков с надписью «Детям блокадного Ленинграда».

- Груз особой важности поручаем вам, товарищ старшина. – Пояснили ему на складе. – Мандарины из солнечной Грузии. Берегите их изо всех сил.

Твердохлеб выехал на бескрайний простор ладожского озера. Половина пути прошла спокойно, затем загрохотали зенитки и в небе появились два немецких истребителя. Они быстро пошли на снижение и дали очередь из пулемётов. Твердохлеб резко затормозил и пули прошли впереди. Самолёты начали заходить сразу с двух сторон. Максим Емельянович то тормозил, то рвался вперёд, бросал машину то влево, то вправо. Немецкие пули разбили стекло, руль, ранили руки водителя. Но Твердохлеб продолжал гнать машину, потому что знал – мандарины морозить нельзя. Наконец фашисты расстреляли боезапас и улетели. Груз был доставлен в целости и сохранности. Товарищи с трудом оторвали руки Твердохлеба от обломка руля и насчитали в кабине 49 пулевых пробоин. Бесстрашный шофёр получил несколько дней отдыха в госпитале, а дети героического города – сладкую радость. Что для них означало употребить на новый год обед из супа с вермишелью, гречневой каши с котлеткой и мандарином на десерт –  современным детишкам не понять…

Максим Емельянович благополучно возил грузы до конца войны, имел награды и окончил свой жизненный путь от старости и болезней в середине семидесятых годов.

Заключение.

Вот четыре истории из огромной копилки подвигов Героев Великой Отечественной Войны. Склоним же головы перед их мужеством, помянем их добрым словом. Пусть в наших сердцах и памяти их деяния останутся навечно!