Англия Часть 2 Конференция по страхованию

Виктор Ардашин
        Предыдущая часть:     http://proza.ru/2023/05/12/123

        Фото из интернет.
        1 – Здание Ллойда в Лондоне (с голубыми кранами). На заднем плане — «Огурец» — здание Швейцарского перестраховочного общества
        2 – Конференц-зал заседаний 

        Было приятно и символично, что моя первая международная конференция по страхованию происходила именно в Лондоне – городе, в котором родилась и оформилась идея страхования. По преданиям, эта идея зародилась в кафейне Эдварда Ллойда, расположенной на Тауэр-стрит возле реки Темзы, недалеко от Тауэра. Эта кофейня в XVII веке была популярна у капитанов, купцов и владельцев судов как место обмена новостями. Не позднее 1696 года Ллойд начал предоставлять посетителям гусиные перья, чернила и бумагу для оформления разных контрактов. Три раза в неделю он вывешивал на стене рукописный листок «Ллойдз ньюз» с различными новостями о торговых судах. Этому рукописному  «СМИ» в 1734 году на смену пришла газета «Ллойдз лист»,  которая выходит доныне и является старейшей в Лондоне ежедневной газетой. В этом же кафе  часто заключались договоры страхования судов и грузов.

        Наша группа прибыла к месту проведения конференции где-то за час до её официального открытия. Мы зарегистрировались в фойе и каждый участник получил  портфель с материалами, оформленными в процессе подготовки конференции. Там были программа конференции, её регламент, перечень стран и страховых фирм-участников. Начало было солидным.

        Затем мы прошли в зал, который был достаточно вместителен для размещения порядка двух сотен участников. Зал был хорошо оборудован для размещения участников конференции и демонстрации всяких наглядных материалов и пособий на большом экране. Каждое кресло участника было  снабжено наушниками. Это позволяло выбрать трансляцию хода конференции на нескольких иностранных языках в прямом эфире. Среди перечня возможных для перевода языков был и русский язык.

        Ровно в 10-00 слово предоставили Председателю организационного комитета конференции. Он приветствовал всех присутствующих, представил членов Президиума, огласил количество участников и назвал страны, которые они представляют. Суммарная делегация от России была одной из самых солидных и нам поаплодировали, как представителям этой страны.  Председатель огласил список тем, которые предлагается рассмотреть на конференции. Кроме того, Председатель пояснил, что обеды предлагаются всем участникам конференции в ресторане этого же здания на первом его этаже. Обеды организованы по принципу шведского стола и их стоимость включена во взносы на участие в конференции. В заключении Председатель пожелал успехов в работе конференции и предоставил слово ведущему (модератору), который должен был в этот день вести заседания.

        Далее всё пошло согласно программе конференции. Слово предоставлялось представителям разных страховых компаний, которые делились своим опытом и новыми наработками в части страхования. Было интересно. Для нас, россиян, это представляло большой интерес ещё и в том плане, что страховой рынок у нас в то время только находился в стадии формирования. В СССР было, конечно,  страхование, которое осуществлялось в «Госстрахе». Но это была госструктура, которая работала в монопольном режиме вне конкуренции. Я помню призывы к гражданам СССР страховаться в «Госстрахе», летать самолётами «Аэрофлота» и хранить деньги в сберегательной кассе.  Как будто можно было страховаться где-то ещё, летать на каких-нибудь других самолётах, и хранить деньги в каких-то негосударственных учреждениях. .

        Постепенно я стал замечать, что модератор как-то  (даже не знаю как поточнее сказать) - свысока, что ли, снисходительно, может быть, относится к страхованию в России. Отпускает какие-то, вроде бы шутливые, комментарии  в адрес российского страхования. Если что там застраховать, дескать, то считай что деньги на ветер. Судно с грузом у причала может легко затонуть, машина разобьётся, а самолёт больше увидеть вряд ли придётся.   Вроде как бы шутки, которые сопровождали практически каждое выступление с трибуны докладчиков. Хотя в их докладах Россия даже и не упоминалась. А он регулярно шутил. Я, может быть, несколько утрирую его шутки, да ещё и в переводе, но смысл их проглядывался однозначно – не страхуйтесь в Российских компаниях!

        Мне это не понравилось. Я подумал, что, может быть, мне это так кажется и я просто настроил сам себя на такую волну. В процессе перерыва я поделился своими сомнениями с коллегами из нашей группы. Им тоже такие приёмчики ведущего показались мало привлекательными и даже дискриминационными.

        До страхования я двадцать лет занимался научной деятельностью и приобрёл некоторый опыт и навыки выступления в дискуссиях на научных совещаниях. Выступал на научных конференциях, на заседаниях достаточно высокого уровня и ответственности. Поэтому я решил выступить в прениях и высказать своё отношение к манере ведения заседания самим товарищем модератором. Как раз выдался и удобный момент. После окончания доклада очередного участника, ведущий ни к тому, ни к сему рассказал очередную шутку в том плане, что вот в России,  дед с бабкой застраховали свою избёнку, а когда она сгорела, то в страховой компании им пояснили, что и их страховые деньги сгорели вместе с избушкой.

         Я попросил слово и мне его предоставили. Как и было положено по регламенту, я представился - назвал страну и страховую компанию, которую я представляю, свою должность и звание. Я высказал своё удивление манерой ведения заседания и шуткам, которые ведущий отпускает достаточно регулярно в адрес российского страхования. Отметил, что все, принятые в страховой отрасли отчётные показатели, в российских страховых компаниях находятся в такой же примерно линейке данных, как и в развитых в страховом отношении странах. Привёл конкретные примеры статистики о наступлении страховых случаев в наиболее рисковых видах страхования. Суммы, выплаченные страховыми компаниями в качестве ущерба потерпевшей стороне. Они находятся в рамках мировых тенденций. О какой избёнке престарелых страхователей модератор здесь рассказывает? Я прошу предоставить мне конкретные данные о том, где это было, когда и с кем? Мы готовы встретиться с этими несчастными страхователями. В случае подтверждения каких-то незаконных действий со стороны страховщика, мы постараемся помочь восстановлению справедливости.

        Да, в России рыночное страхование действительно не имеет такой вековой истории, как в передовых в этом отношении странах и фирмах. Но мы и приехали на эту конференцию именно для того, чтобы познакомиться с опытом своих зарубежных коллег. Мы  рассчитывали получить здесь дружеские советы, а не насмешки. 

        В зале повисла тишина. Но модератор был опытным человеком. Он ответил мне в том плане, что специально стремился привлечь внимание аудитории к стремительно развивающемуся страхованию в России.

        Вот как, оказывается. Искренно помочь нам хотел коллега. Правда, данные о потерпевших пожилых страхователях он мне так и не предоставил. А я и не настаивал. Ясно ведь было, что это  выдумка.

        Далее работа конференции пошла своим чередом. Однако, ни этот модератор, ни другие ведущие (они менялись каждый день) подобных шуток больше не отпускали. А я стал немножко «героем» того дня среди российских участников конференции. В перерыве ко мне подходили представители разных страховых компаний. Они одобряли моё выступление, благодарили и мы обменивались с ними визитками. С конференции я привёз целую стопку визитных карточек от ведущих сотрудников крупных страховых компаний России. Кто-то отметил, что я очень удачно прорекламировал и нашу страну, и фирму, и себя лично на международном уровне. Ну так – значит так. Главное – не опозорил.   

        В целом участие в конференции было достаточно полезным. Немало мы узнали нового и полезного для себя. Например, тогда у нас ещё только ходили разговоры о введении  обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Об этом виде страхования разговоры начались ещё в период СССР, но развития они не получили. Только в 2000 году законопроект в первом чтении был рассмотрен Государственной думой. Окончательно ОСАГО пришло в Россию 1 июля 2003 года. А практически во всём мире этот вид страхования имел уже свою достаточно длительную историю и наработки. Им было чем поделиться. Были и другие интересные вопросы, которые можно было запросто обсудить с любым участником конференции, независимо от той страны и фирмы, которую они представляли. Личный контакт – большое дело, если правильно им пользоваться.

        Заканчивая эту часть воспоминаний, отмечу, что вся наша группа осталась весьма довольной участием в конференции. Мы высоко оценивали эту конференцию, исходя из практической пользы рассмотренных на ней вопросов и полученных советов в ходе обсуждения и дискуссий. Как говорится – и на других посмотрели, и себя показали с неплохой стороны. Российские участники конференции были достаточно активны в ходе дискуссий и обсуждений поставленных вопросов. Это свидетельствовало о том, что на российском рынке идёт активная работа по развитию страхования в рыночных, конкурентных условиях. И с этим надо считаться и сотрудничать на международном уровне.

        Продолжение: http://proza.ru/2023/05/19/144