Графиня де Рон. пьеса в стихах. действие четвёртое

Ирина Вайзэ-Монастырская
Тёмная ночь. Карета графини де Рон стоит у стен монастыря.
Маленькая дверь в стене отворяется. Наружу выходит худощавый монах лет двадцати. Это её младший брат Жан. Он подбегает к графине и опускается на одно колено, радостно глядя на неё.

Монах:
        Господь всевидящий, не ты ли
        Послал мне ангела в обитель,
        Молитвам внемля?

Графиня:
        Здравствуй, милый!

Монах:
        О, сжалься надо мной, Спаситель!
        Сестра, сестра! Уже не верил,
        Что вновь увижу, обниму.
        Что я познал уже, измерил, –
        Ты не поймёшь.

Графиня:
        Скажи – пойму.

Монах:
        Я столько лет уж здесь бытую,
        Не зная, я ли существую,
        Иль призрак бледный и больной
        По келье носится с тоскою,
        Давно простившийся с душой,
        Он ждёт, он требует покоя!
        Душа давно у божьих врат
        И не спешит к нему назад.
        Но скована, пригвождена
        Телесным бременем она!
        Зачем на божий свет рождён,
        Когда я суть его не внемлю,
        И жизнью схваченный в полон,
        С тоской гляжу в сырую землю.
        Я голодал. Я плоть смирял.
        Ты веришь, сколько я страдал?!
        Тут в одиночестве я понял в одночасье,
        Что счастья нет, а есть одно несчастье...

Графиня(в ужасе):
        Опомниcь, что творишь с собой?
        Ведь молодость – твоё богатство
        Покинь холодный мрак, родной!

Монах:
        Помилуй – это святотатство!
        Не поняла мой крик души,
        Не поняла моих терзаний:
        Невыносимо дальше жить
        Средь унижений и страданий!
         Я долго странствовал,
         Скрывая детский страх,
        И здесь, в краю родном,
        И там, в чужих краях.
        Я искал утешений,
        Но что я нашёл,
        Кроме слёз и сомнений,
        Кроме горя и зол.
       
Графиня:
        О брат мой!

Монах:
        Милая сестра!
        Осталась в прошлом лучшая пора...
        Я вспомнил далёкие юные дни
        Мечты и желанья дарили они.
        В наивности детской так жизнь хороша,
        Смеялась и пела от счастья душа.
        И жизнь мне казалась цветущей весной,
        Когда я жил с мамой и рядом с тобой...
       
Графиня:
        Мы матери лишились в детстве...

Монах:
        Да, это первое из бедствий.
        И ты была мне мать и Бог,
        И на тебя молясь, я жил как мог.
        Но утеряв тебя, я потерял с тобой
        Надежду и мечту, рассудок и покой.
        Я познал униженье, сердцем скорбя –
        Ты ради богатства забыла меня.
       
Графиня:
        О чём ты, Жан?

Монах:
        Не внемлешь разве?
        Я всё о том прекрасном графстве!

Графиня:
        За что ты осудил меня?

Монах:
        Господь один нам всем судья.

Графиня:
        Я наказание сама
        Давно несу... Перенесла!
        Граф умер. Я теперь вольна.
        О, Жан!И я обманута была!
        Не ради денег, милый, нет!
        А ради вашего спасенья.
        Какое в этом преступленье:
        Продав себя – вас сберегла от бед!
        Чтоб не искали вы ночлег
        Средь оборванцев и калек,
        Чтобы в какой-нибудь канаве
        Не стали жертвой диких псов!
        Нет, брат мой – ты судить не вправе,
        Где самый тяжкий из грехов.
        Идеалист, пойми же ты,
        Что это только — правила игры,
        Суровый вековой закон,
        Перед которым все слабы мы:
        Великие творят, а мы пред ними
        Лишь вторим в унисон.

Монах:
        Твердит мой разум — ты права,
        Но сердцу не найти решенья,
        Ни оправданья, ни...прощенья.
        Живя без ночи и без дня,
        Здесь было время для раздумий
        И об отце, и о тебе.
        Я обожал вас, как безумный.

Графиня:
        Сейчас же?..

Монах:
        Просто рад тебе.
        Прости, сестра, меня! Прости!
        ...Я помню, как ещё детьми
        Мы были так с тобой дружны.
        Ты заменить мне мать хотела.

Графиня:
        Но видно, так и не смогла.

Монах:
        Нет, не успела...

Графиня:
        Так что же, будем вместе вновь
        И я сумею возвратить
        Всю ту заботу и любовь.

Монах(встаёт с колена, отходит и крестится):
        А душу сможешь возродить?
        Я дал обет и добровольно
        Его не смею предавать.
        Я вижу свет и тем доволен:
        Господь дарует благодать...
        Уверен — милостивый Бог
        Простил отца и твой порок!

Графиня (плачет):
        Забудь всю эту чушь, заблудший,
        Хоть этот мир не самый лучший,
        Но в нём не только море бедствий,
        Ты это знаешь — вспомни детство!
       
Монах(отворачивается, себе):
        Я чувствую, что смерть близка,
        А ты, сестра, так далека!

Раздаётся колокольный звон. Монах вздрагивает и отступает к двери.

Монах:
        Прощай, сестра! Езжай домой.

Графиня:
        Помилуй! Я ведь за тобой...

Монах:
        Нет, всё напрасно... Не сердись...
        Я буду за тебя молиться.

Графиня:
        Ещё немного задержись!

Монах смотрит вдаль отрешённым взглядом.

Монах:
        Пора, сестра! Пора проститься!

Быстро уходит в глубь монастыря и закрывает за собой дверь.
Графиня, оставшись одна, горько плачет.

Графиня (горько плачет)
        И верно, Жан, ничуть не лучше
        Моё огромное жилище –
        С гербом фамильным пепелище
        Меня задушит.
        Чего, наивная, ждала
        От глупой роли,
        Ведь никого не сберегла
        От горькой доли.
        Саму себя не обмануть,
        С душой своей нельзя лукавить!
        Что я творю?! Что я смогу исправить?!
        Как мне самой спастись?
        Как мне из сердца вырвать ком?
        О, Господи, прости! –
        Я спутала добро со злом!

Продолжение следует...

http://proza.ru/2023/05/29/58