СТАРОЧЕРНЕЕВО и НИКОЛО-ЧЕРНЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
История поселения неразрывно связана с Николо-Чернеевым монастырем. В краеведческих работах используется работа известного историка церкви , местного уроженца, причисленного к лику святых — святителя Филарета Черниговского ( Гумилевский 1805;1866гг.).По каким причинам сей уважаемый деятель церкви начал отсчет истории монастыря с Матвея , остаётся только догадываться , то ли это официальное разрешение на создание монастыря, то ли это политика того времени. Но что имеем - то имеем , официальная дата основания 1573г.
На самом деле эти места "намолены" ранее Матвея, а он лишь первый официальный наставник монастыря. Но нас интересует самое начало истории этих мест, а оно связано с новокрещеным Иваном Просандеевым. Кто он был точно сказать сложно , но был человеком незаурядным. Мордвин или мещерин или другой национальности? Тем не менее , как увидим далее, с некрещёной мордвой он находил общий язык и даже крестил её !
Недалеко есть речка Просандейка и что здесь первично прозвище-фамилия или название речки так же под вопросом.
Вновь прочитаем архивные документы с акцентом на Ивана Просандеева...
ИТУАК Выпуск XIII — Тамбов 1887г.: грамота Ивана Грозного 1583г.
"От царя и великого Князя , Ивана Васильевича , всея Русiи в Шацкой к Мордовскому приказчику Юрью Дурову. Бил нам челом из Шацкаго уезда , он Никола чудотворца, черной поп Матвей с братьею , а сказал : было деи в Шацком уезде на реке на Цне за новокрещеном , за Ивашком Просондеевым , на оброке Момышева поляна, и новокрещена деи Ивашка Просондеева не стало тому 15 лет , а то деи усадище его на Момышеве поляне стояла церковь Никола чудотворец без петья ветха много лет , и он деи на той Момышеве поляне , по благославенью владыки Леонида Рязанского , поставил церковь Николу чудотворца нову и опщинку монастырскую устроил , монастырь огородил и кельи поставил; а лес деи на церковь и на ограду на монастырскую и на кельи покупал у мордвы , а их деи им на монастырское строенье лесу сечи и в лете губ брати не дадут; да он же деи крестил мордвы 15 душ с женами и с детьми , а иная деи мордва — хотять креститися; а которая мордва не крещена, и они деи им чинят пакость великую и хотят церковь осквернити и монастырь разорити и их изогнати, лошади крадут и пчельник де у них со пчелами сожгли ; а лесу деи и сенных покосов на монастырской обиход нет , и им де без лесу и без сенных покосов вперед прожити не мочно, а были деи за новокрещеном , за Ивашком Просондеевым , к его усадищу в Момышеве поляне дикого поля ковылы сенные покосы меж двух речек Вечкасовы на Осинском истоке , и те деи его сенные покосы стоят пусты ж и не владеет ими никто , и усадище Момышева поляна пуста ж , и на оброк и в поместье не отдана никому; а он деи черной поп Матвей с братьею тем Ивашкиным усадищем , Момышевою поляною и сеными покосы владети и к Николе Чудотворцу на монастырской обиход лесу сечи без нашего указу не смеют; и нам бы Никольскаго черного попа Матвея с братьею пожаловати, велети им Ивашкиным усадищем , Момышевою поляною , и сенными покосы , что меж дву речек Вочкасов на Осинском истоке и к Николе Чудотворцу на монастырское строенье лес всякой велети сечи , и от мордвы и от сторонних людей от обид и от насильства велети их беречи. А в Мещерских в оброчных в писцовых книгах письма мещерина Морозова с товарищи лета 7072 году написано: В Подлеском стану дикого поля на оброке за новокрещеном за Ивашком Просондеевым за Шацкими вороты меж дву речек Вечкасов на Осинском истоке с его ухожья 100 четвертей в поле , а в дву по тому ж , земля добра , а оброку двавати за всякие наши подати , опричь городоваго дела , на год полтина денег пошлины. И будет так , как нам черной поп Матвей с братьею бил челом , и как к тебе (с)ея наша грамота придет , а Ивашка будет Просондеева усадище , Момышева поляна , стоит в пусте , и на оброке и в поместье , и сенные покосы меж дву речек Вечкасов , не отдано никому , и тыб, ехав тем Ивашкиным Просандеева усадищем , Момышевою поляною , и сенными покосы меж дву речек Вечкасов на Осинском истоке , от лесу по враг , велел ими владети Никольскому Черному попу Матвею с братьею , и к Николе Чудотворцу на монастырское строенье лес велел им сечи всякой , опричь бортных дерев , по тому ж , как тем усадищем , Момышевою поляною , и сенными покосы владел и лес сек пред сего Ивашко Просандеев , и от мордвы их и от сторонних людей и ото всяких обид черного попа Матвея с братьею берег , и монастырю б ни от кого ни в чем пакости не было , чтоб нам поп Матвей с братьею вперед о том не бил челом , а кто по тебе иной приказщик будет , и они б их по тому ж берегли по сей нашей грамоте. А прочеть ею нашу грамоту и списав с нее противень , отдал ее назад черному попу Матвею с братьею , и он ее у себя держит вперед для наших мордовских приказщиков.
Писан на Москве лета 7091 февраля в 15 день.
На обороте подлинной грамоты написано: Царь и великий князь всеа Руссiи , а по склейкам Диак Василей Щелкалов."
Как видим усад и церковь Никольскую основал новокрещёный Иван Просандеев на Момышевой поляне гораздо раньше и было все переписано у писца Морозова уже в 1564г.
Очевидно " усад " находился на территории монастыря. А какова история деревни затем села Чернеева, которое сейчас Старочернеево. Это мы узнаем в ИТУАКе ,в том же выпуске, в 6 приложении на 24 стр. приведен список с грамоты 104 года царя Федора Ивановича:
" Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь, Федор Иванович, всеа Русии, пожаловал есми Шацкаго уезда, Подлескаго стану, новые пустыни Рождества Пречистые Богородицы и Николы чудотворца Чернеева монастыря старца Матвея с братьею, что бил нам челом, а сказал: Дано де ему к нашему царскому богомолью к монастырю на пашню и на монастырское строенье деревня Чернеева, а БЫЛА ДЕ ТА ДЕРЕВНЯ ЗА ДАНИЛОМ ЧЕРНЦОВЫМ, А ПОСЛЕ ДАНИЛА БЫЛА ЗА ГРИГОРЬЕМ ВНУКОВЫМ СЫНОМ ЯЗЫКОВА, а всего де в той деревне 25 четвертей в поле, а в дву по томуж, а сено на диком поле, и Григорью дано в то место, да к монастырю же дано рыбная ловля на реке на Цне с Осинском ухожьи, промеж Багринской и Щаморской воды, от речки от Конши вниз по Цне реке по обе стороны, пока места вешняя вода вливает, да Наракса, да Осинское озеро, да речка Сюпа, да к монастырю же дано на реке на Цне, пониже села Томникова с версту, вверх по Цне реке с левую сторону, на бортных ухожах, на судеревной вотчине Новосельскаго беляка, деревня татарская ( см. Княжево )..."
Не по первому ли владельцу Дмитрию Чернцеву и пошло название Чернеево , а не по Большому " Ценскому ", Черному лесу?
Новочернеево — название говорит само за себя и возникло позже, как очевидно выселок из Чернеева.
В писцовых книгах Шацка посмотрим описание поселения в 1617г.
РГАДА 1209-1-530 ( составитель И.П.Алябьев ):
"Запись 311
Рождества пресвятой Богородицы, да Николы чюдотворца Чернеева манастыря село Чернеево на реке на Цне, а в селе: церковь святой мученицы Христовы Парасковьи, нарицаемые Пятницы, древяна, клецки, а в церкве: образы и свечи, и всякое церковное строение приходное, (в) поп Терентей Иванов, (в) церковной дьячек Гришка Ва-(Л. 587 об.) сильев, (в) понамарь Корнилко Панфилов, (в) проскурница Овдотьица; тринатцать келей, а в них живут старицы, а кормят их из монастыря, семь келей нищих, питаютца от церкви Божии; двор монастырской; дватцать один двор служских; двенатцать дворов детенышев; крестьян: (в) Онофремко Семенов, (в) Бориско Павлов, (в) Гришка Темирев, (в) Ивашко Дмитриев, (в) Ивашко Федоров, (в) Якунко Прокофьев, (в) Ортюшка Васильев, (Л. 588) (в) Ортюшко Трофимов, (в) Титко Иванов, (в) Ортюшка Марков, (в) Федька Михайлов, (в) Ортюшка Микифоров, (в) Левка Васильев, (в) Климко Иванов, м Сенька Сысоев, (в) Петрушка Клементьев, (в) Митка Фатеев, (в) Микифорка Мялин, (в) Якимко Фомин, (в) Кондрашко Яковлев, (в) Гришка Степанов, (в) Ерофейко Иванов, (в) Пятунка Дробышев, (в) Девятко Оксенов, (в) Богдашко Ортемов, (в) Мартынко Юрев, (в) Истомка Сидоров, (в) Сенька (Л. 588 об.) Дементьев; бобыльских дворов: (в) Степанко Федоров, (в) Митка Федоров, (в) Федька Дементьев, (в) Ивашко Сергеев, (в) Понитка Петров, (в) вдова Оленка, (в) Кирилко Лаврентьев, (в) Сенька Самойлов, (в) Гришка Дмитриев, (в) Сенька Тимофеев, (в) Васька Пиминов, (в) Филатко Киреев, (в) Молчанко Родивонов, (в) Васька Иванов, (в) Исачко Матвеев, (в) Куземка Приходец, (в) Исачко Васильев, (в) Ивашко Болдырев, (в) Сенька Иванов, (в) Овфимко (Л. 589) Григорьев, (в) Васька Захаров, (в) Николко Васильев, (в) Кирилко Иванов, (в) Якунка Дементьев, (в) Гришка Иванов; шестнатцать дворов пустых; пашни паханыена отхожей на Диком поле за рекою за Цною, добрые земли, четырнатцать чети, да перелогу двесте восемьдесят пять чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком же поле шестьсот шездесят копен; лес черной большой.
Деревня Княжая на реке на Цне, а в ней: двор (Л. 589 об.) монастырской; крестьян: (в) Худячко Федотов, ...
Пустошь Куляпинская: пашни перелогом, добрые земли, десять чети в поле, а в дву по тому ж.
И всего Чернеева монастыря село, да деревня, да пустошь, а в них: (Л. 591) два двора монастырских; 21 двор служних; 12 дворов детенышев; 52 двора крестьянских, а людей в них тож; 37 дворов бобыльских, а людей в них тож; 24 двора пусты; пашни паханые, добрые земли, 25 чети, да перелогу 550 чети с осминою. И обоего: пашни и перелогу 553 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена 1180 копен; лес черной большой.
(Л. 591 об.) А сошново письма в живущем и впусте соха без полчети сохи, да перешло за сошным письмом восемь чети с осминою. А платить з живущево з дватцати с пяти чети. В селе же Чернееве церковные пашни дватцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена на Диком поле дватцать копен."
В писцовых книгах Шацка в 1617г. на рубеже 16-17вв. встретил упоминание очевидно о сыне Просандеева, но а далее эта фамилия в наших краях не прослеживается. Просандеевы как крестьяне всплывают в 1719г. в селе Сержалы ( Моршанский район ) , но это уже другая история...
1617г.:
"Запись 110
За Обидою за Ортемьевым сыном Чюлкова...
За ним же ис порозжих земель, что было за Семенкою за Ивановым сыном Просондеева з братьею, пустошь Бородинская упоймище: пашни перелогом и лесом поросло, середние земли, дватцать четыре чети в поле, а в дву по тому ж; меж поль пятьдесят копен; лесу нет. "
Писцовые книги Шацка 1646г.
РГАДА 1209-1-12081 ( составитель Пичугин С.А.):
"(Л.1041) В Подлеском же стану монастырские вотчины
Рождества Пречистые Богородицы да Николы Чюдотворца Чернеева монастыря село Чернеево на реке на Цне а в нем крестьян:
(в) Офонка Григорьев сын Токарев
(в) Янка Лукьянов сын Онохин у него сын Устинко
(в) Сенка Овдокимов сын Рукавишников у него (Л.1041 об.) сын Истомка да зять Давыдко Савельев
(в) Ивашко Зиновьев сын Черников з детьми з Демидкою да Филатком да с Ывашком да с Митькою
(в) Ивашко Игнатьев сын Жолна а у него два сына Онкудинко да Якимко да Ивашко
(в) Тимошка Иванов сын Охалов а у него детей Ивашко да Ивашко ж да Олешка да Васка а у Ивашка Большого два сына Климко да Федька а у Ивашка (Л.1042) Меньшого сын Климко
(в) Васка Семенов сын Шленя а у него сын Калинка
(в) Ондрюшка Клементьев сын Непаленой а у него два сына Ивашко да Микифорко да пасынок Ивашко Денисов
(в) Гришка Петров сын Токар(ев) а у него сын Самсонко а у Самсонка два сына Ивашко да Васка
(в) Онофрейко Семенов з братом з Гришкою а у Онофрейка сын Сенка а у Гришки детей (Л.1042 об.) Ермачко да Гаврилко да Павлик
(в) Онофрейко Семенов а у него детей Захарко да Елистратко да Купреянко а у Захарки сын Данилко а у Елистратка сын Куземка (в) Ларионко Ерофеев сын Проскуряков а у него пасынок Федоска Михайлов
(в) Ларионко Офонасьев сын Корха а у него сын Онисимко
(в) Мартынко Тимофеев сын Слящов а у него сын Ондрюшка у Ондрюшки два сына Петрушка (Л.1043) да Омелька
(в) бобыль Евсевейко Гарасимов сын Горбун а у него сын Гришка (в) бобыль Гаврилко Васильев
(в) Ивашко Власьев сын Сторублевной а у него детей Артюшка да Кирюшка
(в) Ивашко Ондреев сын Колушин у него дети Мишка да Петрушка да племянник Степанко Макаров
(в) Алешка Перфильев сын Настасьин а у него дети Ивашко да Ермачко
(в) Пантелейко Аристов сын Пономарев а у него (Л.1043 об.) брат Родионко
(в) бобыль Ивашко Данилов сын Проскуряк у него сын Поликарпик у него ж подсоседник Исачко Фров(!)
(в) крестьянин Куземко Будин у него два сына Игнатко да Ивашко
(в) Бориско Пахомов сын Паншин у него два сына Ивашко да Фролко у Ивашка сын Оношка да Янка у Фролка сын Стенька
(в) Гришка Онофреев сын Темирев у него четыре сына Олешка Родионко Ефремка (Л.1044) да Никонка у Олешки сын Агейка
(в) Гарасимко Орефеев сын Темирев у него сын Ивашко у Ивашка сын Савка да внук Гришка Леонтьев з братом с Васкою
(в) Волотька Иванов сын Борисов у него два сына Васка да Евдокимко да Ондрюшка да пасынок Ивашко Иванов сын Блисов
(в) Фатейко Федоров сын Рыболов у него сын Овдокимко
(в) Ондрюшка Федоров сын Рыболов у него сын Митька (Л.1044 об.)
(в) Потапко Федоров сын Рыбалов у него сын Исачко
(в) Ортюшка да Митька Ларионовы дети Алешины у Ортюшки два сына Савка да Сентка
(в) Гришка Томилов сын Темирев у него сын Гришка
(в) Ивашко Томилов сын Темирев
(в) Васка Иванов сын Митин у него два брата Федотко да Микитка у Васки дети Куземка да Серешка
(в) бобыль Митька Иванов сын Черныш у него два пасынка Митька да Ти (Л.1045) мошка Григорьев
(в) Ортюшка да Митька Микитины дети Белокопытовы
(в) Дружинка Томилов сын Третьяков
(в) Олешка Борисов сын Шелепугин у него сын Васка
(в) вдова бобылька Федосьица Степановская жена Темирева у нее сын Ивашко
(в) крестьянин Ромашко Наумов сын Карачанской у него три сына Павлик да Федька да Тимошка
(в) Тимошка Прокофьев сын (Л.1045 об.)Ли..шев(?)
(в) Захарко Козьмин сын Мещеряков у него пять сынов Гаврилко да Ивашко Изотка Петрушка да Тимошка
(в) Максимко Иевлев у него сын Титка з братом с Фомкою у Фомки сын Павлик
(в) Янка Марков сын Жданов у него сын Ивашко да з(ять) Мишка Лукьянов
(в) бобыль Ивашко Гаврилов сын Колокольников
(в) крестьянин Исайко Гаврилов сын Кузнецов у него два сына Максимко да Ивашко да пасынок Дениска (Л.1046) у Дениски сын Офремка
(в) Васка Кондратьев сын С..рой у него внук Олешка Семенов
(в) Филипка Анисимов (?) сын Замянкин у него два сына Данилко да Ивашко у Данилки сын Аникейко
(в) Стенка Григорьев сын Кобузов у него брат Васка у Стеньки два сына Митька да Васка
(в) Ивашко Тимофеев сын Мезяв а у него три сына Мишка да Демка да Корнюшка
(в) Назарко Онофреев сын Мещеряк у него (Л.1046 об.) сын Кондрашка кузнец
(в) Ондрюшка Обрамов а у него два сына Ивашка да Онтошка
(в) Степанко Тимофеев сын Слащов а у него три сына Олешка да Мокейка да Петрушка а у Алешки сын Куземка
(в) бобыль Лучка Иванов сын Копыца
(в) крестьянин Дениска Григорьев сын Баровой а у него сын Семейка а у Семейки сын Игнашка
(в) Артюшка Григорьев сын прозвище Корташ а у него два сына Давыдко (Л.1047) да Ивашка
(в) Филипко Зиновьев сын Бренев
(в) Ивашка Кузьмин сын Буката а у него сын Вавилишка (?)
(в) Архипка Лукьянов сын Носов а у него два сына Ивашко да Зиновко да Самсонко
(в) Ивашко Ананьин сын Саратовский у него пять сынов Осипка да Обакумко да Васка да Данилка Митька
(в) Филипка Терентьев а у него два сына Васка да Ортюшка да зять Калистратко Семенов сын (Л.1047 об.) Шишка
(в) Федкотка Семенов сын Мещеряков з братом с Пиминком
( продолжение будет...)
Вот такое начало истории села Старочернеева и Николо-Чернеевского монастыря.
Пичугин С.А. 2023г.